Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)
Получите персонального консультанта
Приемная комиссия:
8 (800) 333 52 02 (Звонок бесплатный)
Справочная Университета:
8 (812) 269-57-58
Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)
Подать документы
Приемная комиссия:
8 (800) 333 52 02 (Звонок бесплатный)
Справочная Университета:
8 (812) 269-57-58
Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)

5 сентября.

Ректор СПбГУП, заместитель председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга, академик А.С.Запесоцкий выступил программе «Область наших интересов» Ленинградского областного телевидения, рассказав зрителями о причинах высокого конкурса в СПбГУП, и дал рекомендации по подготовке к успешному поступлению в вуз абитуриентам 2015 года.

ПРОГРАММА «ОБЛАСТЬ НАШИХ ИНТЕРЕСОВ»
ТЕЛЕКОМПАНИИ ЛОТ

Эфир 5 сентября 2014 г.

А. КОЛОБОВ – Вы смотрите программу «Область наших интересов». В студии Александр Колобов, здравствуйте. И сегодня у нас в гостях член-корреспондент Российской академии наук, ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, заместитель председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга Александр Запесоцкий. Здравствуйте, Александр Сергеевич.

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Здравствуйте.

А. КОЛОБОВ – Вы руководите одним из самых популярных в городе вузов, это не дифирамбы, это правда. А в этом году, как я знаю, по данным Комитета по науке и высшей школе конкурс заявлений на одно место в Вашем вузе был около 50 человек, то есть это самый высокий рейтинг по городу. Вот чем Вы объясняете или как Вы объясняете такую победу в своеобразном рейтинге?

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Вы знаете, я Вам признаюсь, что вообще я вот за этими цифрами не слежу.

А. КОЛОБОВ – Ну, это наш брат-журналист следит.

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Да, это, наверное, действительно так, потому что вузы между собой , конечно, по статистике сравнивают. Но у нас, у специалистов вот к этому показателю, ну, такое немного скептическое отношение, потому что здесь есть элемент моды, определенным образом сказывается вот очень большой набор или не очень большой набор. Есть в городе, например, замечательный Политехнический институт, университет, и у них великолепное качество образования, а конкурс пониже, но у них очень большой набор. Поэтому вот вузы с большим набором и вузы с набором поменьше тут сравнивать не совсем корректно. Для меня как для ректора самый главный показатель – это трудоустройство выпускников, их карьерный рост. Ну, я бы сказал бы, еще очень важно то, что мы исследуем удовлетворенность работодателей и выпускников, ну, скажем так, работодателем тем, как работают наши выпускники, а выпускников – как им себя удается реализовать. Вот цифра, которой я реально горжусь, - это уникальное трудоустройство выпускников нашего вуза, которое фиксируется государственной статистикой уже больше 10 лет. Ну, конечно, ответ на вопрос: «Почему наш вуз популярен?», ну, качество подготовки, безусловно, прежде всего к нам поступают люди, которые знают наш вуз по отзывам тех, кто в нем учится и закончил. Люди, в общем, довольно-таки основательно сейчас присматриваются к тому, что внутри вуза происходит, и понимают, что от 4 до 6 лет надо провести, это если не поступишь в аспирантуру, и потом уже второй раз переучиваться вот такой длительный промежуток времени сложно. Поэтому надо тратить время на самообразование в надежном, проверенном месте, там, где ты можешь получить действительно наилучшие результаты.

А. КОЛОБОВ – Ну, вот стопроцентное попадание в десятку, я вот считаю, что каждый вуз должен соблюдать трем правилам, трем условиям: качество образования, это первое и самое, наверное, важное; комфорт проживания и, безусловно, то, о чем Вы говорите, то есть итог, результат, востребованность после того, как ты завершишь. Но все-таки, какие преимущества получает абитуриент, вот который сейчас поступил в Ваш вуз?

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Вы знаете, Вы, конечно, правильную вещь сказали, о которой я сам много думаю,условия обучения и проживания – это очень важно, потому что все-таки вот эти годы – эти годы, они имеют самостоятельную ценность, вот эта студенческая юность, чтобы ты был в безопасности, чтобы вокруг тебя не было наркоманов, чтобы вокруг тебя были люди со светлыми лицами, которые прилично себя ведут, чтобы у тебя была прекрасная библиотека, хорошие учителя, замечательные возможности проведения свободного времени. Поэтому, конечно, преимущество – это то, что человек в конечном счете имеет огромное пространство жизненное, и светлое очень пространство для того, чтобы наилучшим образом себя самого сформировать. Да, мы, конечно, хотим настроить студентов на то, что они должны работать над собой, но трудности должны быть не в организации вузовской жизни, а я считаю, что главное, что должен сделать студент – это преодолеть себя, свою лень. И, Вы знаете, как-то Ростропович у нас, выступая перед студентами, пожелал ребятам, он говорит, что у вас каждый день – вот это день, когда вы можете сделать шаг на лестнице жизни вверх или шаг вниз. Я вам, - говорит, - желаю сделать только шаг наверх. Но наверх идти, между прочим, трудно, вниз идти легко. И вот мы создаем такую ситуацию, в которой, ну, конечно, не бытовые трудности должны быть главным для студента и не доступ к информации, к учителям и так далее, и не трудности в творчестве, а человек должен преодолевать себя, свое нежелание работать, а дальше у него, если он преодолел себя, у него должны быть прекрасные возможности. 2 сентября был вечер, посвященный Почетному доктору нашего Университета, именем которого назван Большой театральный зал Университета, Андрею Петрову, у него 2 сентября день рождения. И мы каждый год проводим такие мероприятия, уж тем более его именем зал назван, и был Губернаторский оркестр под управлением Горковенко, это симфоническая музыка, зал был битком, светлые лица, горящие глаза. И вот то, что у нас в Университете сформирована вот такая обстановка, мне кажется это очень важным, и это очень существенно сказывается потом на дальнейшем карьерном росте ребят, потому что работодатель всегда хочет видеть у себя людей, сформированных настоящей ленинградской, петербургской культурой. Это очень серьезная задача вуза.

А. КОЛОБОВ – Я, наверное, не назвал четвертую составляющую успешного вуза, о которой Вы сейчас говорили, обращаясь именно к Вашему вузу, которого Вы руководитель, - это традиции. Вот этот вечер, о котором Вы рассказывали, это же тоже традиция.

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Да, безусловно, безусловно это так. Вот у нас 1 сентября прошло и такое торжественное мероприятие традиционное на площади, 5 тысяч человек - студенты, педагоги, гости, выступали знаменитости. И старшекурсники так снисходительно на все посматривали. И потом проходит время, они понимают цену всему этому.

А. КОЛОБОВ – И начинают понимать, что в настоящей жизни вот эти традиции, эти правила, они помогают, они помогают, а не мешают. И все-таки возвращаясь к набору этого года, какая специальность оказалась в этом году самой востребованной?

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – У нас нет специальностей, которые не имели бы перспектив на рынке. Если бы у нас такая специальность появилась бы, мы бы ее исключили бы из программы подготовки и не запрашивали бы у государства бюджетных мест, и платный бы набор не вели. Мы все 23 последних года, которые я являюсь ректором, ведем набор только по специальностям, которые имеют будущее. Очень важно, чтобы была мощная фундаментальная составляющая. Человек очень часто в начале своего пути еще не очень точно знает, кем ему надо быть, поэтому мощное базовое образование и потом, конечно, уже прикладная теория и практика в конкретных сферах. Университеты в отличие от профтехучилищ, они учат не узкой специальности, они формируют личность, они формируют человека, который на протяжении всей жизни будет очень гибко перестраиваться.

А. КОЛОБОВ – Я думаю, Вы со мной согласитесь, что университеты, и Ваш вуз в этом отношении однозначно выигрывает, они учат системности мышления, когда программа есть, когда задача стоит, системный подход, вот именно, наверное, высшая школа должна научить, как решать ту или иную проблему, ту или иную задачу.

А.С.ЗАПЕСОЦКИЙ  – Конечно, аналитические навыки, конечно, очень широкий кругозор, умение оперировать информацией, умение встроить свою конкретную задачу в широкий контекст и решить ее так, чтобы не в воздухе решение висело, а чтобы потом ваше решение принесло прекрасный результат на практике.

А. КОЛОБОВ – Конкретика.

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Да. Вот это очень важно. И, конечно, это задача настоящего университетского образования.

А. КОЛОБОВ – Ну, давайте вернемся все-таки к тому, что Вы хотите избежать, в общем-то, к моему информационному поводу – 50 заявлений на место или около 50 в Ваш вуз. На мой взгляд, это очень много. С другой стороны, многие ругают и говорят: «Молодежь стала хуже, с каждым годом абитуриенты становятся слабее». Вот как Вы оцениваете ленинградских ребят, абитуриентов школ Ленинградской области в условиях такой серьезной конкуренции?

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Я должен сказать, что ребята из Ленобласти мне всегда нравятся очень. И я заметил, что в этом году их, ну, наверное, чуть-чуть поменьше, чем в прошлом году. И, не скрою, огорчился, не скрою, огорчился, потому что в Петербурге все-таки чувствуется, что большой город часто не очень хорошо влияет на молодежь. В регионах, и это Ленинградская область очень хорошо показывает, большее внимание к традиционным ценностям, они больше сохраняются. Вот сейчас удивительная для меня вещь. У нас замечательный, в общем, 1-ый курс, я с ними со всеми встречался, встречался с родителями, мы беседовали по 2 часа отдельно с теми и с другими, но я заметил, что ребята намного больше, чем прошлый
1-ый курс, это я по вузу вижу, не по встречам, а по вузу, намного больше курят и намного больше татуировки. При этом молодой человек может быть одет в очень хороший костюм, он очень интеллигентно выглядит, он идет по коридору, а где-то у него там бац, вот, и тату. Для меня, я не могу сказать, что это порок, но для меня это повод задуматься – а что с ними, а чем они хотят выделиться, а что у них с вот такой общей культурой? Понимаете, человек, который в детстве читает Чехова и Шекспира, я не уверен, что он обязательно все свое тело усеет татуировкой. Мы, конечно, очень мягко сейчас будем с ребятами на эту тему работать, это, в общем, мелочи, но это очень интересно. Мне кажется, что, вот, знаете, Ленобласти свойственно, ну, не то, что патриархальность, это не то слово, но большее внимание к традициям, к тому фундаменту духовному, базису или туда меньше пришло тлетворное влияние Запада, чего я и пожелал бы. Мне хочется иметь таких детей побольше. Но, может быть, я вот анализировал причины и беседовал, может быть, люди думают, что, это, знаете, вот такой звездный вуз, что что мы туда пойдем, давайте что-нибудь попроще, чтобы наш ребенок себя поспокойнее чувствовал. Я думаю, что это, ну, не совсем правильно, потому что мы не отстраиваем вуз для элиты, мы делаем вуз для нормальных детей. Вот у нас в конце предыдущего учебного года изумительная девочка попала в вуз из Сибири, у нее папа конюх, мама доярка, она у нас была одним из призеров конкурса «Высший бал/л или Ум + Красота = Студент», замечательная девчонка из глубинки. Специальности уже вроде диво дивное, редкое, понимаете.

А. КОЛОБОВ – Конечно.

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Ну, когда мы в Петербурге видели живую корову в последний раз? А девочка пришла учиться, и мы ей очень рады. Если у нее есть интерес, желание. И я уверен, что многие ребята, у которых есть способности и которым родители заложили добро и вот традиционные российские ценности, они потом станут звездами. Вот откройте справочник «Кто есть кто», сколько людей, родившихся в Ленинграде, и сколько людей, приехавших откуда-то из глубинки с добрыми, чистыми помыслами и великолепно вошедших в этот город, и сделавших прекрасную карьеру. Вот я хочу как раз детям из Ленинградской области вот этого пожелать. Не бойтесь брать высокие планки, не бойтесь ставить перед собой серьезные задачи. Я уверен, у вас все получится. И, родители, верьте вы в своих детей, пожалуйста.

А. КОЛОБОВ – А Вы знаете, что меня приятно поражает, Александр Сергеевич – что родители доверяют Вам, вот родители, дети которых стали студентами Вашего вуза. Бытует даже такое мнение, что Ваши студенты излишне опекаются, о них слишком чрезмерно заботятся в стенах вуза. Вот как проводят первые дни вчерашние школьники? Как они вот входят вот в эту студенческую, вузовскую жизнь?

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – У нас очень насыщенная программа. С одной стороны это, скажем так, групповые мероприятия, это тьюторы работают, перед тьюторами поставлена задача побывать на массовых мероприятиях Университета со своей группой, постараться, чтобы были какие-то еще встречи. У нас и в Университете есть кафе, и за пределами вуза сесть попить кофе, съесть пирожные, сгруппировать дни рождения, у кого в сентябре – отметить вместе, познакомиться, кто откуда и создать обстановку, при которой студенческая группа не распалась бы на несколько маленьких коллективов, чтобы были правильные лидеры, которые поведут куда надо, чтобы ребята акклиматизировались, освоились, чтобы не было противоречий между ленинградцами и иногородними. И у нас лучшие педагоги вот в эти дни как раз этим занимаются, то есть там есть такая программа работы с группами. Есть отдельно программа работы с иногородними, потому что в этом городе, Вы понимаете, очень много разных сторон.

А. КОЛОБОВ – Можно легко потеряться даже.

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Можно просидеть в общежитии несколько лет, что мы часто видим, и мы много чего привозим в общежитие – спектакли, концерты, спортивные соревнования, там очень много разных вещей. Но надо выходить в город, надо его смотреть, надо бывать в театрах. Для первокурсников все начинается с экскурсии по Петербургу еще до 1 сентября, мы подгоняем автобусы, ребята едут, смотрят. Вот это мосты – видим, вот это такой-то музей – видим, это такой-то зал – видим и так далее, и так далее. То есть мы стараемся сразу им преподнести лучшие места города, чтобы они составили для себя индивидуальную программу вхождения в город. Вот сейчас
6 разных экскурсий по городу мы предложили студентам. Затем у них очень интересные такие спортивные программы, где они в Большом спортивном зале Университета занимаются разными вещами. Конечно, большая программа в общежитии, где им надо, ну, просто там обустроиться, ну, мы встретились – и я, и деканы, и тьюторы, вот мы обменялись мнениями, 2 часа беседовали, родителям сказали, на что надо обратить внимание. А потом был праздник 1 сентября, а потом для них вечером был такой клубный вечер, где они и танцевали, и Боярский был, и артисты. А потом на следующий день начались занятия уже по полной программе, без шуток. Вечером был концерт классической музыки. Потом на весь сентябрь у них очень интенсивная программа, как, кстати, и дальше, и она серьезно связана с тем, что им надо и подружиться, и войти в культуру Петербурга.

А. КОЛОБОВ – То есть не только учеба, но и досуг, но и как ведет себя студент вне даже стен Университета.

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Конечно, конечно.

А. КОЛОБОВ – Это тоже берется в расчет.

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Конечно, да. Давайте поговорим о наборе и о перспективах, потому что набор совершился, я так понимаю, что Вы уже начинаете готовиться к следующему набору. А вот что же делать сейчас родителям нынешних 11-классников? Когда нужно начинать готовить своего ребенка и самим готовиться к поступлению в вуз? И как не прогадать с вузом, Ваша точка зрения?

А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Вы знаете, я надеюсь, что это не прозвучит жестко, но к вузу ребенка надо готовить с момента зачатия с моей точки зрения. Но самое, конечно, серьезное, если говорить всерьез, родители должны очень мягко и ненавязчиво помочь ребенку сделать свой выбор и не выбирать высшее образование по интернету. Вот это очень опасно. Государство все время, чиновники, вталкивают в это, это ужасная глупость: вот, смотрите, на сайтах, вот нам самое главное, что там на сайте. Получается конкуренция сайтов, потому что какая там нормальная жизнь, это непонятно. Ну, да, с Дальнего Востока, конечно, очень сложно приехать в Петербург, посмотреть, и то, Вы понимаете, я бы на зимние каникулы, например, на месте родителей разорился, взял бы 11-классника и даже 10-классника за руку и привез бы в Петербург, походили бы по театрам, музеям и по вузам бы походили, и посмотрели бы 5-6 вузов по той специальности, в которой ребенок примерно, он сам считает, что он к этому склонен. Вот здесь еще раз подчеркну, я часто об этом говорю, ни в коем случае родителям не надо давить. Ребенок должен заниматься серьезным делом очень серьезно, трудолюбиво, вот знаете, простите, до седьмого пота, но он должен заниматься тем, что ему нравится. Если ему нравится физика, не гоните в медицину; если ему нравятся гуманитарные предметы, не гоните его в инженерное дело и так далее, и так далее. Если он, условно говоря, понимаете, хочет реально быть актером и у него есть талант, не заставляйте его быть менеджером или идти на госслужбу. Это только приводит к конфликтам. Вот помочь всячески человеку реализовать себя, найдя свой позитивный выбор. И, конечно, надо уберечь по максимуму своих детей от социальных сетей, это я хочу сказать родителям совершенно определенно. Мы сейчас видим, и я как член Российской академии наук могу сказать, что я вижу очень много результатов серьезных исследований, социальные сети почти так же опасная вещь, как и наркотики. Целый ряд отрицательных результатов фиксируется учеными – от понижения умственных способностей ребенка вместо повышения, до социальной такой дезориентации, когда вместо настоящих друзей суррогатные, когда уменьшаются способности к аналитическому мышлению, когда формируются стадные инстинкты благодаря интернету, это очень опасная отвлекающая вещь. В то же время дети теряют связь с классической литературой, что чрезвычайно опасно. Дети вообще с гуманитарной культурой теряют связь. Вот хочет ребенок работать в интернете – помогайте ему, но он должен относиться к этому осознанно, как к возможности развить себя через приобщение к каким-то серьезным, крупным явлениям культуры. Там, конечно, есть кино, есть спектакли, все, что хотите, есть книги, но не сидеть 2 часа и, знаете, как теперь сама молодежь говорит, не дурковать там в социальной сети у модного блогера Тютькина, который там ерунду написал, и 5 тысяч человек эту ерунду обсуждают, и ты там с ними споришь. На этом человеческая личность, ее развитие к сожалению огромному заканчивается. А потом в университете тебе надо интеллект задействовать, а он притупляется в таких вещах.

А. КОЛОБОВ – Ну, я могу сказать, на территории Вашего вуза этого нет, а, наоборот, развитие ума, нравственности. Я поздравляю в Вашем лице всех педагогов, всех преподавателей и всех студентов не только Вашего вуза, но и всех вузов Санкт-Петербурга с началом нового учебного года. Успехов вам, счастья на этом трудном, но очень благородном пути знаний. И напомню, что у нас в гостях был ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент Российской академии наук и заместитель председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга Александр Запесоцкий. Вы смотрели программу «Область наших интересов», до новых встреч, до свидания.

Дата публикации новости: . Автор: