Т.В.Ефимова Интернет как среда социализации современной личности

Читать журнал

efimova.jpg


Цель работы: выявить и обосновать роль интерне­та на социализацию личности. Основные методы рабо­ты: формально-логический, системный, обобщения. Ис­пользованы принципы историзма, объективности и кон-текстуальности. Научная новизна работы заключается в обосновании положения о том, что интернет влияет на социализацию личности и привносит в этот процесс как позитивные моменты, так и негативные. Интернет вы­полняет функции присущие традиционным социальным ин­ститутам, и в тоже время выполняет уникальные: интегративную и коммуникативную функции. Особенностями социализации в сети интернет является стихийность и неуправляемость этого процесса, а соответственно усво­ение индивидом норм и ценностей принятых в данном ин­тернет-сообществе, а не в реальном окружении личности. Процесс социализации в интернет становится более инди­видуальной и направленной на самореализацию, зачастую минуя такие агенты социализации как семью и коллектив. Основной вывод: благодаря Интернету личность намного быстрее и эффективнее социализируется в современном обществе и осваивает нормы, ценности и модели поведе­ния присущие ее окружению. Результаты работы пред­ставляют интерес для специалистов в области социоло­гии и культурологии.

Ключевые слова: социализация личности; социальный институт; интернет-коммуникация.

A work objective: to draw out and to explain a role of the Internet in a modern personality social growth. The basic methods: aristotalian, systematic, generalization methods.

Historism, objectivity and contextuality principles have been used. The academic novelty of the work lies in the expla­nation of a declaration that the Internet influences on a modern personality socialization both positively and negatively.

The Internet has functions peculiar for the traditional so­cial institutions and at the same time performs unique integra-tive and communicative functions.

Special traits of a socialization in the Internet are spon­taneity and uncontrollability of the process and as a con­sequence a digestion by a man of norms and values of a certain web community, rather than of a real environment.

The process of a socialization in the Internet becomes more individual andfocused on a self-fulfillment, avoiding often such agents of socialization as a family or a collective.

The main conclusion: thanks to the Internet a personality socializes in a modern society and masters its behavioral norms and values much more faster and effectively. These results can be interesting for social scientists and culture experts.

Keywords: socialization of a personality; social institu­tion; Internet communication.

Суть социализации состоит в том, что общество стремится воспроизвести себя как целостность и для этого формирует каждого своего члена в соответствии с накопленными в ходе исторического развития моральными, нравственными, эстетическими, интеллектуальными и т.д. идеалами.

Осуществляется этот процесс в различные периоды жизни че­ловека в различных средах - семейно-бытовой, учебной, досуговой, трудовой и других значимых областях социальной практики. Важная роль на всех этапах социализации принадлежит людям, с которыми общается личность, а также социальным институ­там, в рамках которых осуществляется приобщение человека к ценностям и нормам социума. Факторы, которые оказывают не­посредственное влияние на процесс социализации традиционно называют агентами социализации. Их состав и степень влияния на разных этапах жизни человека определяются многими обстоя­тельствами. На этапе детства и в подростковом возрасте ведущая роль всегда принадлежала родителям и близким родственникам, на этапе отрочества и юности значительную роль в социализации начинают играть учителя, друзья, другие представители ближай­шего окружения. Далее, по мере расширения социальных комму­никаций личности, овладения ею новыми социальными ролями в качестве агентов социализации заметную роль начинают играть супруг или супруга, коллеги по работе, другие референтные лич­ности. Соответственно меняется и роль каждого из социальных институтов, в рамках которых осуществляется социализация. Если в начале жизни человека это семья, то затем она уступает ведущую роль в процессе социализации школе, вузу, а те, в свою очередь - трудовому коллективу, досуговой общности и т.д. Си­стема агентов социализации складывалась на протяжении мно­гих веков и до недавнего времени оставалась практически неиз­менной.

Однако в конце прошлого века возник и весьма динамично получил развитие такой принципиально новый социальный институт как Интернет. Основаниями для подхода к анализу роли Интернета в процессе социализации именно как социального ин­ститута выступают следующие аргументы.

Интернет отвечает одному из важнейших критериев социального института - это удовлетворение устойчивой социальной потребности за счет реальных функций, которые он выполняет. Эти функции весьма многообразны - среди них ведущей является коммуникативная, через которую реализуются и другие функции, такие как содействие упрочению социальных отношений за счет трансляции во все слои общества информационных моделей по­ведения и деятельности в экономической, политической, культурной и иных сферах.

Как и другие, традиционные социальные институты, Интер­нет воздействует на личность, социальную группу, общество в целом, формирует сходное поведение людей в конкретных типо­вых ситуациях, открывает возможности для согласования между членами социума интересов и потребностей, корректировки способов удовлетворения этих потребностей. Тем самым объективно Интернет, как и другие социальные институты, обеспечивает ста­бильность общественной системы как целостного образования.

Для любого социального института на определенной стадии его зрелости важным является внешнее, организационное оформ­ление. На сегодня в структуре Интернет можно выделить:

а) ISOC, Internet Society. Это организация, определяющая направления развития Интернета и формы содействия глобальному информационному обмену на основе Всемирной сети. В рамках ISOC действуют IAB (Internet Architecture Board), который отвечает за техническое руководство и ориентацию Интернета, а также утверждает правила, по которым каждому компьютеру присваиваются уникальные адреса в сети;

б) консорциум WWW, координирующий деятельность различных исследовательских учреждений, по совершенствованию технологий World Wide Web;

в) организации, регистрирующие доменные имена в каждой стране;

г) национальные отдельные компьютерные сети, входящие в состав Интернета;

д) провайдеры Интернета - юридические лица, обеспечивающие доступ пользователей к сети Интернета;

е) пользователи Интернет. Следует отметить, что эта система характеризуется имперсональностью. Иными словами, социальные отношения в ней не зависят прямо от личностей, ступающих в эти отношения.

Наконец, Интернет, как социальный институт, имеет традиционные для других институтов прагматические, инструменталь­ные функции. В то же время он обладает еще одной - уникаль­ной - функцией, которую можно обозначить как интеграционная.

Эта функция реализуется в целом ряде аспектов, таких как:

а) содействие прогрессу. Интернет сам как инновация и благодаря ему и другие инновации активно входят в жизнь человека и общества. Интернет не только распространяет инновации, но и активно готовит сознание различных слоев и групп населения к предстоящим изменениям, не только снимая защитный барьер перед переменами, который имеется в сознании, но и формирует желание приблизить эти инновации;

б) воздействие на интеграцию общества. Интернет обладает огромными ресурсами в деле трансляции на различные аудитории текстов культуры, моделей поведения. Тем самым в обществе возникает основа для повышения его солидарности на основе единых ценностей и норм;

в) содействие преодолению социальной дифференциации, за счет создания собственного социального мира, в котором основными стратообразующими критериями начинают выступать интересы тех или иных людей, на основе которых интегрируются старые и молодые, богатые и бедные, представители различных этносов и т.д.;

г) социализация. Этот аспект заслуживает более подробного анализа.

В силу природы данного феномена особую роль в социали­зации играют ее условия, т.е. та социальная и культурная среда в рамках которой человек начинает себя идентифицировать с той или иной социальной группой и с обществом в целом.

По данным телекоммуникационной организации International Telecommunications Union (ITU) в феврале этого года количе­ство пользователей Интернет в мире перевалило за два милли­арда человек. Теперь каждый третий житель планеты выходит в Интернет. О темпах развития этой коммуникационной системы говорит, например, то, что еще в 2000 году число пользователей не превышало 250 миллионов. В конце 2009 года пользовались интернетом 1,86 миллиарда человек. На февраль 2011 года число пользователей стало 2,1 миллиарда [19].

Благодаря обширным ресурсам для удовлетворения индиви­дуальных потребностей, Интернет-среда проникла в повседнев­ную жизнь общества, вовлекла в свой контекст огромное количе­ство людей самого разного возраста, особенности подростков и молодежи. По имеющимся данным, из числа суточной аудитории Рунета в возрасте 10-16 лет 38% проводят онлайн больше 4 часов, 28% уделяют этому занятию 2-4 часа, 24% опрошенных достаточ­но 1-2 часа, на отдыхе на даче время онлайн проводят 52% юных интернетчиков [20].

Совершенно очевиден факт формирования в сетевом пространстве уникальных с точки зрения классических институциональных моделей бытовых практик, унифицированных и име­ющих довольно четкую структуру. Данные нормы и правила «дисциплинируют» общественные отношения в рамках среды, ограничивают и минимизируют случаи девиантного поведения.

Таким образом, наблюдается оформленная устойчивая организа­ция совместной деятельности людей, направленная на удовлетво­рение социальных потребностей.

Можно выделить присущие среде Интернет как институту и агенту социализации признаки:

  • наличие ролевой системы, в которую включаются нормы и статусы;

  • совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

  • формальная и неформальная организация;

  • совокупность норм и учреждений, регулирующих данную сферу общественных отношений;

  • наличие обособленного комплекса социальных действий [8, с. 137].

Наблюдения показывают, что человек за счет Интернет-коммуникаций многократно расширяет систему социальных связей, находит референтов, которые в его непосредственном окружении не представлены, может реализовать ряд социальных ролей, ко­торые в реальности он «проиграть» не может и т. д. Более того, безграничность Интернет-среды обусловливает постоянное ощущение личностью неполноты своего социального опыта, понима­ние нереализованности своих потенциалов и порождает соответ­ствующее желание более полно и эффективно войти в эти кон­такты, среды, овладеть ресурсами. Тем самым Интернет можно рассматривать как источник и среду социализации личности на протяжении всей жизни. Вопрос этот изучен пока недостаточно, но можно попытаться обозначить специфику социализации в сре­де Интернет.

Прежде всего, отметим опосредованный характер влияния на социализацию ее агентов. Если традиционно содержание, харак­тер, темпы и другие параметры социализации определялись исключительно наличной средой (семья, школа и т.д.), то Интернет принес в социализацию принципиально новый момент - опос­редованную социальность. Агенты социализации присутствуют в виде виртуальной реальности, которая порой начинает конкури­ровать (и выигрывать) у реальных агентов социализации.

Второй момент состоит в том, что если традиционно процесс социализации носил целенаправленный и регулируемый харак­тер, то социализация в Интернет-пространстве носит в основном стихийный характер. Личность сама выбирает варианты своего существования в Сети, сама находит (или ее находят) референ­тов, сама определяет объемы и способы существования в Интер­нет-сообществе. Это порождает ряд дефектов социализации.

Третье. Интернет-коммуникации не только заменяют традиционные формы, в которых происходила столетиями социализа­ция (общение, игра, обучение и т.д.), но и ограничивают эти виды деятельности в реальной жизни. Человек предпочитает общаться не лично, а с помощью Интернет-почты, играет в интернет-игры. Более того, он начинает искать в Интернет-пространстве воз­можности удовлетворить потребности в социальных отношени­ях (в т.ч. любви, дружбе, признании). В итоге возникает разрыв с культурной традицией, формируется личность нового типа.

В-четвертых, необходимо отметить, что происходит практически полная деформация самого процесса социализации. Лич­ность в Интернет-пространстве начинает усваивать нормы, цели, ценности, правила, принятые не том конкретном обществе, в ко­тором она живет, а в том или ином сетевом сообществе, где доми­нируют нормы и ценности, не имеющие прочных историко-культурных корней, не связанных с бытием данного социума, с его ценностями. Несовпадение сетевых норм и ценностей с ценностными основания конкретного общества может привести в итоге к конфликту между личностью, усвоившей «сетевую культуру» с тем обществом, в котором она живет.

В последние годы в публикациях все чаще встречается тер­мин «киберсоциализация» [14], под которой предлагается по­нимать «процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися чело­веку в глобальной сети Интернет (в первую очередь, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), блогах, интернет-пейджерах, телеконферен­циях и online-играх)» [14].

В рамках традиционных социальных институтов социа­лизация осуществлялась в процессе коммуникации личности с окружением (родители, учителя, коллеги). При этом количество персонифицированных агентов социализации было относитель­но невелико в силу чисто физических (время и место) ограни­чений возможности контактировать с представителями социума. Иными словами, человек в одно и то же время и в одном и том же месте может общаться с относительно малым количеством людей. Принципиально иным образом дело обстоит в ситуации интернет-коммуникации. Здесь в режиме реального времени лич­ность может вступать в практически неограниченное количество коммуникаций за счет использования таких технологий как чаты, блоги и пр. Хронотоп киберпространства обладает особыми уникальными чертами. Здесь нет необходимости перемещаться в пространстве для поиска партнеров по общению, что позволяет иметь контакты с людьми, находящимися практически в любых уголках планеты. В Интернете возникает возможность (за счет анонимности общения) менять пол, возраст, социальный статус и тем самым «примерять» на себя различные социальные роли, не подвергаясь риску потерпеть неудачу. В целом в интернет-среду возникают невиданные прежде возможности создания виртуаль­ной личности и экспериментирование с идентичностью. Благо­даря Интернету личность намного быстрее и эффективнее интериоризирует знания о существующих в социуме и его отдельных стратах нормах, ценностях, моделях поведения.

Как представляется, мы находимся на том этапе, когда есть возможность не только изучать влияние Интернета на социализацию, но и прогнозировать и пытаться наметить пути управления этим процессом. Меры могут быть разные, от законодательного ограничения некоторых аспектов пользования Интернет до фор­мирования позитивных жизненных установок и шире - культуры пользования Интернет.

Список литературы

  1. Андреев Ю.П. Категория «социальный институт». М.:

    Инфра-М, 2002. 654 с.

  2. Андреева Г.М. Социальная Психология. М.: Аспект-Пресс, 2002. 475 с.

  3. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Вып. 3. М., 1970.

  4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная Психоло­гия: Хрестоматия: Уч. пос. для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2003. 475 с.

  5. Бернс Э.Я. Концепция и воспитание. (перевод). М., 1968.

  6. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР (пе­ревод). М., 1976. URL: http://www.pandia.ru/text/77/214/97942-6.php (дата обращения 13.02.2013).

  7. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Л., 1971. Вып. 9.

  8. Добреньков В.И. Социологические институты и процессы. М.: Логос, 2000.

  9. Дюркгейм Э. Метод социологии. М.: Наука, 1991. 574 с.

  10. Кон И.С. Ребёнок и Общество. М., 1988. 270 с.

  11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

  12. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. 180 с.

  13. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академи­ческий Проект, 2000. 880 с.

  14. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный со­циально-педагогический феномен. URL: http://sirdionis.ucoz. ru/load/prezentacija_po_teme_kibersocializacija/1-1-0-1#_edn5 (дата обращения 3.02.2013).

  15. 15. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2004. 336 с.

  16. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 688 с.

  17. Кон И.С. Социология личности. М., Политиздат. 1967. 383 с.

  18. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984. 283 с.

  19. Количество пользователей интернет. URL: ler-mir.com/news/internet/kolichestvo-polzovatelei-internet (Дата обращения 18.03.2013).

  20. Аудитория интернет-пользователей. URL: http://rumetrika. rambler.ru/review/28/4363(дата обращения 13.03.2013).1.

References

  1. Andreev Yu.P. Kategoriya «sotsial'nyy institute [Category of «so-cial institution))]. M.: Infra-M, 2002. 654 p.

  2. Andreeva G.M. Sotsial'naya Psikhologiya [Social Psychology]. M.: Aspekt-Press, 2002. 475 p.

  3. Andreenkova N.V. Problemy sotsializatsii lichnosti [Problems of socialization]. Issue 3. M., 1970.

  4. Belinskaya E.P., Tikhomandritskaya O.A. Sotsial'naya Psikho-logiya [Social Psychology]. M.: Aspekt-Press, 2003. 475s.

  5. Berns E.Ya. Kontseptsiya i vospitanie [Concept and education]. M., 1968.

  6. http://www.pandia.ru/text/77/214/97942-6.php

  7. Gilinskiy Ya.I. Chelovek i obshchestvo [Man and society]. L.,

  8. 1971. Issue 9.

  9. 8. Dobrenkov, V.I. Sotsiologicheskie instituty i protsessy [Sociologi-
    cal institutions and processes]. M.: Logos, 2000.

  10. Dyurkgeym E. Metod sotsiologii [The method of sociology]. M.: Nauka, 1991. 574 p.

  11. Kon I.S. Rebenok i Obshchestvo [Child and Society]. M., 1988. 270 p.

  12. Leontev A.N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost [Activity. Con­sciousness. Personality]. M., 1975. 304 p.

  13. Mudrik A.V. Vvedenie v sotsial'nuyu pedagogiku [Introduction to social pedagogy]. Penza, 1994. 180 p.

  14. Parsons T. O strukture sotsial'nogo deystviya [The structure of social action]. M.: Akademicheskiy Proekt, 2000. 880 p.

  15. Pleshakov V.A. Kibersotsializatsiya kak innovatsionnyy sotsial'-no-pedagogicheskiy fenomen [kibersotsializatsiya as innovative social and pedagogical phenomenon]. http://sirdionis.ucoz.ru/ load/prezentacija_po_teme_kibersocializacija/1-1-0-1#_edn5

  16. Sventsitskiy A.L. Sotsial'nayapsikhologiya [Social psychology]. M., 2004. 336 p.

  17. Smelzer N. Sotsiologiya [Sociology]. M.: Feniks, 1994. 688 p.

  18. kon I.S. Sotsiologiya lichnosti [Legal personality]. M., Politizdat. 1967.383 p.

  19. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [Self-consciousness of the individual]. M., 1984. 283 p.

  20. http://www.traveler-mir.com/news/internet/kolichestvo-polzovatelei-internethttp://rumetrika.rambler.ru/review/28/4363

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ефимова Татьяна Викторовна, заместитель заведующего

кафедрой социально-культурных технологий, доцент кафедры социально-культурных технологий, кандидат культурологии

Санкт-Петербургский гуманитарный университет проф­союзов

ул. Фучика, д. 15, г. Санкт-Петербург, 192238, Россия e-mail: tanchicz@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Efimova Tatiana Viktorovna, Deputy head of social and cultural technologies department, associate professor of social and cultural technologies department, candidate of Culturology studies

Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences 15, Fuchika street, St.-Petersburg, 1922838, Russia e-mail: tanchicz@yandex.ru

Рецензент:

Кобрина Л.М., проректор по научной работе, доктор педаго­гических наук, профессор, Ленинградский государственный уни­верситет имени А.С. Пушкина


Источник — В мире научных открытий, № 5.4 (41) (май 2013)
Поделиться:
Рейтинг@Mail.ru