Май 2018 г.

Дмитрий Атаулин

Дмитрий Атаулин: «В Санкт-Петербурге – нет альтернативы кафедре звукорежиссуры СПбГУП»

Дмитрий Атаулин — звукорежиссер, саундпродюсер, директор студии звукозаписи «ВОСХОД», выпускник факультета искусств 2002 года. Специальность «Музыкальная звукорежиссура»


Прошло уже больше 15 лет, как Вы закончили вуз. Довольны тем, как движется карьера? Не ошиблись с выбором профессии?

Я всегда хотел быть звукорежиссером. До поступления в СПбГУП работал на заводе – нужно было помогать семье, но мне хотелось творить, реализовать себя в творчестве. В итоге решил стать звукорежиссером. Считаю, что с выбором профессии и вуза не ошибся. После 3 курса, в 2000-м году, удача мне улыбнулась, и я устроился работать по специальности на завод по производству компакт-дисков. Параллельно принимал участие в строительстве студии АнТроп, где потом работал по 2004 год. В 2006—2007-м построил собственную студию звукозаписи «ВОСХОД», на которой до сих пор творчески тружусь. Во всякой деятельности бывают и черные, и белые полосы. Мне посчастливилось работать с огромным количеством ярких музыкальных коллективов — это моя белая полоса.

А какая черная?

У медали всегда две стороны. Звукорежиссура — это не только умение работать со звуком, это еще и психология, работа с живым человеком — музыкантом. А люди не всегда могут найти общий язык, особенно в творческом процессе, где каждый мыслит максимально субъективно. Поэтому я убежден, что кроме технических знаний Университет должен преподавать будущим звукорежиссерам практическую психологию и профессиональную этику, чтобы студенты факультета искусств были подготовлены к работе с живыми людьми.

Что Вам дал Университет и чего не дал, а нужно было бы? За что ценит работодатель, деловые партнеры?

СПбГУП дал мне понимание того, как нужно получать знания. Я учился заочно, был старостой самой первой, экспериментальной группы звукорежиссеров. Поскольку звукорежиссерское направление только вводилось, программа преподавания на тот момент была такой же экспериментальной, и приходилось самообразовываться дополнительно. К счастью, наши учителя охотно шли навстречу и доносили информацию максимально подробно.

Сейчас в вузе есть уникальная программа обучения и сформированный годами отличный костяк преподавателей, некоторые из которых учились вместе со мной.

Поскольку я работаю на себя, то лучшей оценкой моей деятельности являются отзывы клиентов, и они по большей части положительные. Я пытливый и подвижный человек, постоянно заряженный на творческие эксперименты. Во многом формирование моей личности и профессионального кредо - заслуга Университета, за что я ему благодарен.

Как изменились взгляды на жизнь после получения диплома? Были ли запоминающиеся эпизоды в карьере, существенно поменявшие Ваше миропонимание?

Я думал, что горы могу своротить при помощи корочек! Многое получилось, но на деле звукорежиссуре учатся всю жизнь, пока находятся за пультом, это постоянно развивающаяся специальность. По мере накопления профессионального опыта вырабатываются собственные методики работы не только со звуком, но и с авторами, как творческими единицами — а этому можно научиться только, постоянно практикуясь.

В середине нулевых годов пришлось столкнуться с бездной некачественного музыкального материала, с безграмотностью музыкантов, с халатным отношением к собственному творчеству. Моей целью стало максимально перфекционистски доводить каждую сделанную мною запись до идеала не только в звуке, но и в аранжировке, в тексте песен, в подаче материала. И так я стал на ступеньку выше обычного звукорежиссера — саундпродюсером.

Если бы можно было начать учебу в вузе заново, пришли бы в СПбГУП снова?

В Санкт-Петербурге уже более 20-ти лет нет альтернативы кафедре звукорежиссуры СПбГУП. Таково мое мнение. Вуз, в котором работают Юрий Смирнов, Максим Кравцов, Василий Рябенко и другие звукорежиссеры-практики — что может быть лучше? Да, пришел бы, не раздумывая.

Что больше всего запомнилось из студенческой жизни? Кого из преподавателей вспоминаете теперь? Благодарны ли кому-то и за что?

С теплотой вспоминаю Юрия Григорьевича Ястребова, который умудрился за крайне сжатые сроки заочной сессии втолковать взрослым людям сложнейший предмет ­— теорию музыки.

Ну и, конечно же, Виктор Григорьевич Динов, корифей отечественной звукорежиссуры, всегда впечатлял своим нестандартным взглядом на работу с артистами. По сути, это один из первых ленинградских саундпродюсеров, наряду с Андреем Тропилло, опыт работы которых я с удовольствием перенимал и модернизировал.

Работа проделана большая — своя студия, огромный опыт работы и доверие клиентов. Добились желаемого? Если нет — какие планы дальше?

Да, работа проделана колоссальная. Но мы прошлым не живем, всегда смотрим только вперед. Основной своей задачей я продолжаю считать поиск возможностей максимально точно передавать идеи музыкантов посредством звукозаписи и саундпродюсирования. И продолжаю исследовать новые музыкальные течения и способы работы над ними в современной звукорежиссуре.

Что пожелаете первокурсникам СПбГУП?

Пожелаю неукротимого поиска знаний.  


Другие выпускники по специальности/направлению «Звукорежиссура»:

  • Дмитрий Атаулин
    Дмитрий Атаулин выпуск 2002 г. — звукорежиссер, саундпродюсер, директор студии звукозаписи «ВОСХОД»
  • Тимур Ястремский выпуск 2003 г. — музыкальный редактор компании «Intelligent Network Technologies», доцент кафедры режиссуры СПбГУП
  • Иван Лопатин выпуск 2006 г. — генеральный продюсер кинокомпании «Ливандия Энтертейнмент» - одной из самых успешных в мире короткометражного кино, эксперт Союза кинематографистов России
  • Данил Зосин выпуск 2008 г. — звукорежиссер на Санкт-Петербургской Студии документальных фильмов
  • Максим Кравцов выпуск 2008 г. — звукорежиссер, работающий со многими известными музыкальными коллективами, старший преподаватель кафедры звукорежиссуры СПбГУП
  • Павлов Александр Александрович выпуск 2008 г. — звукорежиссер ансамбля под руководством народного артиста России Давида Голощекина
  • Антон Баркарь выпуск 2009 г. — звукорежиссер театра «Мюзик-Холл»
  • Сергей Рыльцев выпуск 2009 г. — звукорежиссер студии звукозаписи Союза композиторов Санкт-Петербурга
  • Николай Акатов выпуск 2010 г. — звукорежиссёр Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии
  • Максим Шустов выпуск 2011 г. — звукорежиссёр, директор студии звукозаписи SHmAX SOuND
  • Евгений Кравцов выпуск 2012 г. — звукорежиссёр передвижных телевизионных станций «АНО Спортивное вещание», начальник отдела светозвукотехнического обеспечения Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга
  • Ксения Бессеребренникова выпуск 2013 г. — звукорежиссёр студии звукозаписи «Riga Records» (Санкт-Петербург)
  • Владимир Иванов выпуск 2013 г. — звукорежиссер, музыкант, продюсер музыкальной группы «ROSTANY»
  • Дмитрий Поскотинов выпуск 2013 г. — звукорежиссёр Государственного академического Мариинского театра
  • Владимир Рябенко выпуск 2013 г. — ведущий звукорежиссёр Мариинского театра, Заслуженный работник культуры
  • Валентина Хоружая выпуск 2013 г. — звукорежиссёр оркестра мюзиклов международной продюсерской компании «Makers Lab» «Мастер и Маргарита» и «Онегин»
  • Екатерина Вербицкая выпуск 2014 г. — звукорежиссер театра «Балтийский дом» (г.Санкт-Петербург)