Июнь 2014 г.

Ульяна Капрова

Ульяна Капрова: «Университет подарил мне ключи к творчеству!»

Ульяна Капрова, заведующая отделением Санкт–Петербургского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Альмус», выпускница 2011 года кафедры социальной работы, факультет культуры.

Ульяна, вот уже прошло три года, как Вы закончили вуз. Чем можете похвалиться? Довольны тем, как движется карьера?

Я сознательно выбрала работу по призванию и потому карьера моя представляется мне очень удачной. Моё движение по должностной лестнице – от рядовой сотрудницы до заведующей отделением Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Альмус» чрезвычайно стремительное. Надеюсь, оно отражает практические успехи в работе. Основа же для этих успехов была заложена в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов, предоставившем все условия не только для теоретического изучения основ, но и для освоения практических азов профессии. Благодаря вузу я очень рано определилась и с жизненным, и с профессиональным выбором. А главное – с ответом на вопрос: с какой именно социально уязвимой группой я буду работать. Поскольку наименее защищёнными мне с самого начала профессиональной деятельности представлялись дети, вступающие в жизнь и не имеющие личного опыта разрешения встающих перед ними проблем, они и стали объектом моей заботы.

Что Вам дал Университет и чего не дал, а нужно было бы? За что ценит работодатель, деловые партнеры?

Университет буквально подарил мне ключи к творчеству! Без этого не обойтись в нашей работе. На сайте нашего социально-реабилитационного центра наряду с интеллектуально-просветительской рубрикой «Советы психолога» есть совершенно некабинетная рубрика «Воспитательская копилка». А в ней можно найти всё – от описания игровых ситуаций до творческого обобщения результатов деятельности системы дополнительного образования: кружков ИЗО, хореографии, классов для подготовки домашнего задания школьников, размышлений социального педагога, проблем, поднимаемых приёмными семьями. Умение рассматривать свою профессию как творческую дал именно Университет с его насыщенной и разнообразной жизнью, яркими событиями, научными форумами, концертами и праздниками! Можно сказать, что уже в вузе мы видели это великое разнообразие, имя которому – культура. Наши коллеги и работодатели не могут не ощущать наше умение их понять, охватить, выстроить диалог и установить равноправные партнёрские отношения.

Как изменились взгляды на жизнь после получения диплома? Были ли запоминающиеся эпизоды в вузовской и послевузовской жизни, существенно поменявшие Ваше миропонимание?

С моей точки зрения, мир послевузовской жизни и мир учёбы в вузе – очень сильно не совпадающие конфигурации. При этом, несмотря на активную вузовскую подготовку и даже начавшуюся во время учебы практическую деятельность, современный выпускник сталкивается со своеобразным шоком переоценки ценностей. Реальная работа несёт с собой прагматизм, конкуренцию, необходимость подчиняться старшему по должностному статусу. И мне очень повезло в том, что царящая в СПбГУП университетская демократия сочеталась с требовательной корпоративной культурой. И эпизодов, связанных с приучением нас, студентов, к нормам этой культуры, вспоминается мне великое множество. Причём, чем жёстче нам указывали педагоги на недостатки, тем с большей благодарностью мы их вспоминаем сейчас. 

Можете ли сравнить своё образование с тем, что дают другие вузы Вашим сверстникам?

Иногда я слышу от выпускников других вузов, что учиться им было скучно по целому ряду причин: многие редко ходили на занятия, теоретические курсы отрывались от практики. У меня же такого быть не было, так как, во-первых, волею судеб я практически всё время совмещала учёбу с работой. Во-вторых, программа СПбГУП построена на занятиях, ориентированных на решение практических задач. Очень многое определялось и наличием в вузовском коллективе чёткой организационной структуры, охватывающей и студентов, и педагогов, и всех работников. Знание того, что тебя ждут конференции, тестовые и экзаменационные проверки, семинары, взбадривает и придаёт ощущение обязательности, благотворного психологического напряжения, которое порождает энтузиазм, очень редко, судя по отзывам, встречающийся ныне в других вузах.

Если бы после школы можно было начать учебу в вузе заново, пришли бы в СПбГУП? Что изменили бы?

Если бы время обратилось вспять, снова бы выбрала СПбГУП. Он настолько разительно отличался, да и сейчас отличается от других вузов, что говорить о какой-то конкуренции просто смешно. И если бы я что-то меняла, то меняла бы не в вузе, а в самой себе. Например, с большей полнотой использовала возможности Университета в изучении иностранных языков. Это и лингафонные кабинеты, и творческий потенциал педагогов, ведущих с нами занятия. Словом, для совершенствования всегда может найтись место. И можно было бы что-то улучшать и в самом Университете. Но все недоработки скорее – в организации деятельности самих студентов, которые должны ставить перед собой максимально амбициозные и творческие цели. 

Что больше всего врезалось в память из студенческой жизни? О чём детям расскажете? Кого из преподавателей, сотрудников СПбГУП вспоминаете теперь? Благодарны ли кому-то и за что?

Я прежде всего испытываю благодарность вузу за встречи с выдающимися людьми России и зарубежья, которые открыли для меня вселенную мысли, чувства, умения реализовать мечты. Такими были встречи с Даниилом Граниным, с Эльдаром Рязановым, Михаилом Шмаковым. Огромную роль в моей жизни сыграли Анатолий Сергеевич Соловьёв и Ольга Геннадьевна Липницкая, Евгения Павловна Тонконогая и Марина Евгеньевна Медведева, Валентина Владимировна Горшкова и Мария Валерьевна Созинова, Нина Алексеевна Леванькова и Бутидма Борисовна Дондокова. Их стремление приобщить нас, студентов, к бесчисленным педагогическим и психологическим методикам во время учёбы порой казалось излишне взыскательным. И только столкновение с проблемами, поминутно встающими в ходе непосредственной трудовой деятельности, показало, насколько мы должны быть благодарными этим педагогам за их требовательность. Так что рассказов о вузе нашим детям хватит надолго! 

Планы на будущее. Чего достичь хотите?

Мои планы тесно связаны с коллективом, в котором я работаю. А его история, длящаяся уже 22 года, показывает, насколько коллектив зависит от «историй» работающих в нём людей. Так мы были вначале приютом для брошенных детей, затем – транзитным учреждением с незначительными воспитательными функциями на фоне гораздо более значимых для данной организации социально-правовых функций. И вот мы уже представляем собой очень сложный и комплексный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Центр, в котором наряду с медицинской и психолого-педагогической диагностикой, установлением социально-правового статуса детей, работы с приёмными семьями и с телефоном доверия осуществляется и социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних, их интеграция в семейную и социальную среду, огромное внимание уделяется творческому развитию воспитанников, психологической коррекции их поведения. Совершенствованию себя как заведующей приёмным отделением я и хотела бы посвятить ближайшее время. 

Что пожелали бы первокурсникам СПбГУП?

Впитывать атмосферу творчества, царящую в Университете. И понимать – все знания, умения и навыки достигают зенита, только когда наука воспитания превращается в искусство самовоспитания.


Другие выпускники по специальности/направлению «Социальная работа»:

  • Ольга Липницкая Ольга Липницкая выпуск 1997 г. — национальный советник по программам Российского комитета «Детские деревни», доцент кафедры социальной психологии СПбГУП, кандидат педагогических наук
  • Виктория Дессау Виктория Дессау выпуск 2002 г. — соруководитель социального проекта Russian Playgroup, Melbourne, Australia, кандидат психологических наук
  • Марина Соловарова Марина Соловарова выпуск 2007 г. — соучредитель и директор общественной организации «Cennější než perla» (г. Прага, Чешская Республика)
  • Валентина Селезнёва Валентина Селезнёва выпуск 2009 г. — заведующая отделением помощи женщинам, оказавшимся в трудной ситуации Центра социальной помощи семье и детям «Аист»
  • Евгения Канцыпко Евгения Канцыпко выпуск 2011 г. — руководитель программы «Экология семьи» Фонда профилактики социального сиротства «Укрепление семьи»
  • Ульяна Капрова Ульяна Капрова выпуск 2011 г. — заведующая отделением Санкт–Петербургского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Альмус»
  • Ольга Кузьмина Ольга Кузьмина выпуск 2013 г. — ведущий специалист-эксперт Управления Пенсионного фонда России
  • Марина Розина Марина Розина выпуск 2013 г. — учредитель и руководитель социального агентства «Диалог»
Рейтинг@Mail.ru