Июнь 2014 г.

Виктория Дессау

Виктория Дессау: «Социальная работа – это призвание»

Виктория Анатольевна Дессау – (Австралия) соруководитель социального проекта Russian Playgroup, Melbourne, Australia, кандидат психологических наук. Выпускница 2002 года кафедры социальной работы.

Виктория, вот уже прошло двенадцать лет, как Вы закончили вуз. Чем можете похвалиться? Довольны тем, как движется карьера?

Мне кажется, «хвалиться» еще рано, у меня еще много нереализованных планов, однако есть достижения, которыми могу с удовольствием поделиться в качестве примера востребованности специалистов в области социальной работы в нашем обществе. Диплом СПбГУП дал мне возможность получить опыт работы в различных учреждениях социальной сферы, в том числе и в России, в частности в Администрации Санкт-Петербурга, и за рубежом. Одновременно с этим я смогла реализовать себя в педагогической деятельности, работая в нашем Университете и на кафедре социальной работы филиала Ленинградского областного университета имени А.С.Пушкина. В 2010 году я получила степень кандидата психологических наук, что позволило мне совместить социальные и психологические аспекты работы в выбранной сфере деятельности. А последние 4 года я занимаюсь реализацией проекта, направленного на социально-психологическую поддержку русских семей с детьми, проживающих в Австралии и желающих сохранить культуру и традиции России. И для меня очень важно, что мое образование позволяет варьировать сферу деятельности в зависимости от ситуации и при этом продвигаться дальше в плане карьерного роста и соответственно совершенствовать свои навыки в столь востребованной специальности.

Что Вам дал Университет и чего не дал, а нужно было бы? За что ценит работодатель, деловые партнеры?

Отвечая на этот вопрос, я могу уверенно сказать – наш Университет дает все для высшего образования, другой вопрос, все ли студенты готовы и хотят это «взять». Одним из важных показателей качества образования являются академические знания студентов и умение их использовать на практике. Университет создает все условия. Здесь есть все для того, чтобы именно «учиться» во всех значениях этого слова: начиная от лекций почетных докторов Университета, высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава Университета, инфраструктуры для студентов, включая библиотеку и лаборатории, и заканчивая той дружественной и открытой атмосферой, которую так редко встретишь в любом другом вузе. Так, только благодаря Университету профсоюзов я получила образование именно в той сфере деятельности, о которой мечтала после окончания школы. В конце 90-х теперь уже прошлого столетия вузы только начинали готовить специалистов в области социальной работы, и было очень важно выбрать университет, который даст достойное и конкурентоспособное образование в данной области. Можно долго перечислять достоинства образования в СПбГУП, но самое важное – в Университете профсоюзов умеют учить ставить чёткие профессиональные цели и вырабатывать способы их достижения.

Как изменились взгляды на жизнь после получения диплома? Были ли запоминающиеся эпизоды в вузовской и послевузовской жизни, существенно поменявшие Ваше миропонимание?

Не могу сказать, что мои взгляды на жизнь поменялись после получения диплома, поскольку еще на последних курсах обучения я определилась с будущим местом работы. Запоминающихся эпизодов в вузовской жизни было много, все они вызывают позитивные воспоминания. Университет уделяет огромное внимание не только образованию, но и активной студенческой жизни, причем старается это делать разносторонне: это и участие в культурных мероприятиях, и научные конференции, и организация досуга студентов. Все это не столько меняло, сколько очень методично формировало мировоззрение и социальную позицию. Важное правило, усвоенное в Университете, гласило, что деятельность в области социальной работы – это призвание, такое же, как призвание художника, писателя или виртуоза-хирурга. То есть это то, что не каждому дано, и реализации чего предстоит напряжённо учиться. Тем более что социальная работа в России только сейчас начинает занимать по праву своё выдающееся место (свою нишу в социально ориентированном бизнесе), и потому становится чрезвычайно перспективной. Особенное значение данное обстоятельство имеет для женщин, для которых семья и дети в большинстве случаев играют первостепенную роль. Поэтому сейчас очень важно научиться совмещать карьерный рост и личную жизнь без ущерба одного для другого. При этом условии профессиональный рост в области социальной работы позволит совмещать эти две важные сферы наиболее гармонично в силу специфики социальной работы. Так, если ты получил образование в области социальной работы, ты получил на сотню шансов больше стать успешным в жизни. Так как ты всегда сможешь подстраиваться и к семье со своими знаниями в области психологии, и к социальной ситуации в постоянно меняющемся мире.

Можете ли сравнить своё образование с тем, что дают другие вузы Вашим сверстникам?

Сравнивать именно образование мне сложно, так как специальность «социальная работа» была не очень распространённой в российских вузах около 20 лет назад, и большинство моих сверстников становились специалистами в других областях. Однако бесспорный плюс нашего Университета и тогда и сейчас заключается в том, что он выгодно отличается «личностным компонентом» при работе со студентами. Так Университет всегда заинтересован помочь своим студентам в различных, возникающих у них ситуациях. В частности, в мое время обучения в вузе были тьюторы, которые активно работали с родителями иногородних студентов и помогали адаптироваться не только первокурсникам, но и оказывали огромную поддержку их родителям. Лично мне Университет дал возможность быть стипендиатом факультета в течение четырех лет и получать финансовую помощь в оплате за обучение, что в моей ситуации было кардинальным моментом, так как моя семья не смогла бы позволить мне получить платное образование. И сейчас я понимаю, что Университет стал для меня основой основ профессионально-личностной жизни: это и академические знания, и навыки практической работы, и, что наиболее важно, социальные связи и контакты. Всё это подарил мне Университет!

Если бы после школы можно было начать учебу в вузе заново, пришли бы в СПбГУП? Что изменили бы?

Интересный вопрос. Отвечу положительно. Нужно отдать должное нашему ректору. Александр Сергеевич Запесоцкий всегда правильно определяет наиболее востребованные и перспективные специальности будущих выпускников, исходя из реалий мирового рынка труда и мировой геополитики. Уверена, что и сейчас не только в сфере социальной работы, но и во всех областях подготовки кадров Университет готовит высококвалифицированных специалистов. Сложнее ответить на вопрос о том, что бы я поменяла, так как наш Университет и без каких-либо кардинальных изменений всегда отличался высокими образовательными стандартами подготовки специалистов и чрезвычайно высокими требованиями и к студентам, и к педагогам, и работникам вуза. А поскольку подготовка Университетом специалистов в области социальной работы с населением уже имеет свою историю и более богатый опыт, можно с уверенностью сказать, что учиться в нашем вузе будет еще интереснее. И если бы можно было, я с удовольствием возвратилась бы на студенческую скамью и прошла бы заново весь этот восхитительный путь приобщения к радости познания, общения и освоения всего нового.

Что больше всего врезалось в память из студенческой жизни? О чём детям расскажете? Кого из преподавателей, сотрудников СПбГУП вспоминаете теперь? Благодарны ли кому-то и за что?

Больше всего я горжусь своими учителями, которые делились своим профессиональным опытом и вкладывали в нас буквально все. Когда я называю их имена, многие удивляются, что я училась у таких людей. Это, конечно, декан нашего факультета, заслуженный деятель культуры РФ Татьяна Борисовна Дементьева, которая была для студентов факультета «второй мамой». Безусловно, это заведующая кафедрой социальной работы, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ Евгения Павловна Тонконогая, которая воспринималась нами и как высококвалифицированный педагог, и как огромной души человек. К ней можно было прийти с любым вопросом, и она всегда готова была выслушать вас и помочь всеми имеющимися в её распоряжении ресурсами и силами. Многие из преподавателей были учеными высокого уровня, и о них я готова говорить с благоговением. Среди них – заслуженный деятель науки РФ Борис Дмитриевич Парыгин и доктор психологических наук Ирина Анатольевна Мироненко, сыгравшая решающую роль в моем профессиональном самоопределении и становлении. Отдельная благодарность и низкий поклон педагогам нашей кафедры в лице Анатолия Сергеевича Соловьева, Владимира Алексеевича Писанко, Юлии Сергеевны Шапошниковой, Ольги Дмитриевны Полонской и Галины Григорьевны Воронцовой, которые стали не просто педагогами, но наставниками и учителями жизни. 

Планы на будущее. Чего достичь хотите?

Достичь всегда хочется вершин, и у каждого они свои. Есть много долгосрочных планов, однако я предпочитаю говорить вслух только о реальных перспективах. Поскольку в настоящее время я живу в Австралии, то пытаюсь преломить свой профессиональный опыт приментительно к новым условиям. На данный момент я соруководитель программы раннего развития для русскоговорящих детей «Теремок», которую планируется пролонгировать и на следующий год. Кроме этого, сейчас я работаю над новым проектом «Мы - австралийцы», направленным на адаптацию и приобщение русских детей к культуре и традициям австралийского общества, который должен стартовать в начале 2015 года. Все это грантовые программы. И мы работаем с детьми – билингвами, и в их социальной ситуации имеются свои позитивные и негативные моменты. Таким семьям и детям также нужна социальная поддержка, и данный вид социальной работы востребован здесь, на другом континенте, в прямом смысле слова. Таким образом, Университет дал мне достаточное образование, чтобы реализовать себя в профессиональной сфере и здесь, с другой стороны земного шара. 

Что пожелали бы первокурсникам СПбГУП?

Пожелание очень простое и в то же время очень сложное: чтобы выбранная профессия стала делом всей жизни и призванием. Только тогда будет возможность в полной мере реализовать себя и быть полезным обществу. А наше российское общество сейчас как никогда нуждается в высококвалифицированных специалистах мирового уровня. И Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов в этом смысле открывает для первокурсников свои двери в целый мир, открывающийся за ними!


Другие выпускники по специальности/направлению «Социальная работа»:

  • Ольга Липницкая Ольга Липницкая выпуск 1997 г. — национальный советник по программам Российского комитета «Детские деревни», доцент кафедры социальной психологии СПбГУП, кандидат педагогических наук
  • Виктория Дессау Виктория Дессау выпуск 2002 г. — соруководитель социального проекта Russian Playgroup, Melbourne, Australia, кандидат психологических наук
  • Марина Соловарова Марина Соловарова выпуск 2007 г. — соучредитель и директор общественной организации «Cennější než perla» (г. Прага, Чешская Республика)
  • Валентина Селезнёва Валентина Селезнёва выпуск 2009 г. — заведующая отделением помощи женщинам, оказавшимся в трудной ситуации Центра социальной помощи семье и детям «Аист»
  • Евгения Канцыпко Евгения Канцыпко выпуск 2011 г. — руководитель программы «Экология семьи» Фонда профилактики социального сиротства «Укрепление семьи»
  • Ульяна Капрова Ульяна Капрова выпуск 2011 г. — заведующая отделением Санкт–Петербургского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Альмус»
  • Ольга Кузьмина Ольга Кузьмина выпуск 2013 г. — ведущий специалист-эксперт Управления Пенсионного фонда России
  • Марина Розина Марина Розина выпуск 2013 г. — учредитель и руководитель социального агентства «Диалог»
Рейтинг@Mail.ru