|
Кафедра социальной психологииО кафедреКафедра социальной психологии была образована в 1992 г., в течение 12 лет ее возглавлял выдающийся ученый профессор Парыгин Борис Дмитриевич. В 2011 году кафедра социальной психологии была объединена с кафедрой социальной работы, благодаря чему научный и творческий потенциал кафедры существенно возрос. Кафедра является выпускающей по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры Психология и Социальная работа. Психология и Социальная работа – это уникальные специальности, входящие в пятерку самых востребованных и престижных профессий во всем цивилизованном мире. Эти специальности для тех, кто энергичен, имеет стремление, желание и способность работать с людьми. По прогнозам специалистов-аналитиков, в ближайшие десять лет на рынке труда эти специалисты будут наиболее востребованы.
Формы обучения
«Информация для абитуриентов»: Бакалавриат: Направление подготовки: социальная работа Заочная форма обучения Срок обучения: 5 лет Вступительные испытания: - Русский язык - Обществознание - История Прием документов На заочную форму обучения – круглогодично
Магистратура: Направления подготовки: психология, социальная работа. Профили подготовки:
Очная и заочная формы обучения Срок обучения: Очная — 2 года Заочная — 2 года 6 месяцев Вступительные испытания: • Собеседование Прием документов - на очную форму обучения — до 10 августа - на заочную форму обучения — круглогодично Заведующий кафедрой
Руководство кафедры
Ведущие преподаватели
Контактная информация192238, Россия,
См. такжеПодготовительные курсы — эффективная форма подготовки к поступлению в Университет. Сфера деятельности выпускников направления подготовки «Психология»:Бизнес:
Образование и наука:
Государственная и муниципальная служба:
Сфера деятельности выпускников направления подготовки «Социальная работа»:
Виды профессиональной деятельности:
Новости кафедрыОсновные дисциплиныНаправление подготовки «Психология»Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Математический и естественнонаучный цикл
Профессиональный цикл
Направление подготовки «Социальная работа»Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Математический и естественнонаучный цикл
Профессиональный цикл
Клубные объединения кафедрыКлубное объединение «Познай себя, и ты познаешь мир» Руководитель – доцент кафедры социальной психологии Бережная Елена Алексеевна. Цель клуба – создание психологического пространства для глубинного познания личности, психологического роста и развития студентов. Задачи клуба:
Тематика клубных встреч:
Для студентов посещение клубных заседаний – это возможность:
Встречи проходят в формате дискуссионного общения, тренингов, круглых столов, психотерапевтических занятий. Контактные данные: 380-20-55 (доб. 319) Бережная Елена Алексеевна. Клубное объединение «Социальная работа как творчество» Руководитель – доцент кафедры социальной психологии Созинова Мария Валерьевна Цель клуба – приобщить студентов к основам научного творчества в области социальной работы, познакомить с интересным опытом практической деятельности в области социальной сферы. Задачи клуба:
Тематика клубных встреч:
Для студентов посещение клубных заседаний – это возможность:
Встречи проходят в формате дискуссионного общения, круглых столов, с использованием элементов тренингового взаимодействия. Контактные данные: 380-20-55 (доб. 319) Созинова Мария Валерьевна
Научная работаНаучная деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры социальной психологии ведется в рамках Комплексной научной программы «Гуманитарная культура как фактор преобразования России» (направления «Теория и методика профессионального образования», «Социальная психология»). За период 2012 – 2018 гг. на кафедре опубликованы 8 монографий и учебных пособий, более 50 статей в журналах перечня ВАК, проведены 7 всероссийских научно-практических конференций с международным участием. Научно-исследовательскую базу этой деятельности составляют: – ведущая научно-педагогическая школа Санкт-Петербурга «Становление и развитие нового образования человека в пространстве современной социокультурной реальности» (руководитель – В.В. Горшкова, доктор педагогических наук, профессор); – фонды Научной библиотеки им. Д.А. Гранина СПбГУП; – доступ к базам данных Российской государственной библиотеки и другим электронным научно-образовательным ресурсам. Статьи профессорско-преподавательского состава кафедры социальной психологии, опубликованные в рецензируемых периодических изданиях ВАК МО РФ в 2012-2018 гг.: 1. Горшкова В.В. Философско-теоретические ориентации современного педагога // Педагогика. – М., 2012. – № 8. – С. 71-79. 2. Горшкова В.В. Культура диалога как цель и ценность образования современного педагога // Педагогика. – М., 2012. – № 9. – С. 75-81. 3. Горшкова В.В. Субъектные стратегии развития современного педагога: философско-гуманитарный контекст // Человек и образование. – СПб., 2012. – № 3. – С. 30-34. 4. Горшкова В.В. Ценностный мир и субъектные стратегии в проекте "Педагогические диалоги" // Педагогический журнал. – 2012. - № 4. - С.18-38. 5. Горшкова В.В. Непрерывное образование как образ жизни и бытия человека // Непрерывное образование. – 2012. - № 2. С. 9-13. 6. Горшкова В.В. Феномен интерсубъектности в педагогическом сознании // Современные проблемы науки и образования. – 2012. - № 3. http://www.science-education.ru/109-9513 7. Мельникова А.А. Культуролого-лингвистический аспект образовательной стратегии // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2012. - № 11. С. 70-72. 8. Мельникова А.А., Парыгин Б.Д. Интегральная гуманитарная теория: концептуализация соединения психологии с культурологией, философией, социологией и лингвистикой // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – СПб., 2012. – Т.5. – № 2. – С. 5-14. 9. Мельникова А.А., Круглянская Л.Я. Архетипы лидера и глубинные основания культуры: лингво-культурологическое исследование // Общество. Среда. Развитие. – СПб., 2013. – № 1. – С. 194-197. 10. Созинова М.В. Факторы становления содержательного досуга в социокультурном пространстве современного города // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3; URL: www.science-education.ru/109-9485 11. Горшкова В.В. Влияние средств массовой информации на становление онтологического человека: философско-исторический дискурс // Научное мнение. – 2013. - № 10. С. 231-236. http://unipress.pro/catalog.php?pid=45&aid=899 12. Горшкова В.В., Дутова О.В., Скачкова Е.Б. Социокультурная адаптация субъекта в условиях изменяющегося российского общества // Современные проблемы науки и образования. – № 2014. – № 1. http://www.science-education.ru/115-12090 13. Мельникова А.А. Политика глобализации и глубинные основания культур // Политика и Общество. – М., 2013. – № 11. – С. 1340-1345. http://nbpublish.com/psmag/mag_contents_11_2013_26654.html. 14. Мельникова А.А. Основания культуры в языке: подходы к анализу // Общество. Среда. Развитие. – СПб. – 2013. – № 3. – С. 290-292. 15. Горшкова В.В. Онтология непрерывного образования человека в контексте становления нового типа социальности // Вестник Оренбургского университета. – 2014. - № 2. С. 73-79. 16. Горшкова В.В., Семухина Е.В. Философия непрерывного образования: интеллектуально-профессиональная элита в условиях модернизирующегося социума // Вестник Орловского государственного университета. – Орел, 2014. – № 5. – С. 101-104. 17. Горшкова В.В., Ковалева Н.Л. Агрессивное поведение и причины нарушения социальной адаптации воспитанников детских домов // Вестник Орловского государственного университета. – Орел, 2014. – № 5. – С. 97-100. 18. Горшкова В.В. Онтологизация непрерывного образования // Педагогика. – М., 2014. – № 8. – С. 53-57. 19. Горшкова В.В. Онтология образования в герменевтическом дискурсе // Вестник Орловского государственного университета. – Орел, 2014. – № 4. – С. 114-117. 20. Горшкова В.В., Мельникова А.А. Педагогический потенциал русского языка // Педагогика. – М., 2014. – № 10. – С. 35-39. 21. Мельникова А.А., Куц В.А. Педагогика русского языка и глубинные основания культуры (активизация традиционно-культурных форм в контексте цивилизационной динамики) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, - 2014. - № 4. Ч. 2. – С. 128-131. 22. Бережная Е.А. Психологические особенности восприятия тела актера в пластическом театре // Общество. Среда. Развитие. – СПб., 2014. – № 4. – С. 92-95. 23. Бережная Е.А. Восприятие тела актера в пластическом спектакле: философский аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. № 5. Ч. 1. – С. 30-32. 24. Бережная Е.А. Динамика телесных образов: проекция культуры в искусстве // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 2. – С. 195-204. http://www.hses-online.ru/2015/02/22.pdf. 25. Горшкова В.В. Отечественные философы и педагоги о прагматизме Дж. Дьюи // Педагогика. – М., 2015. - № 3. С. 57-66. 26. Горшкова В.В., Кочеток Н.Г. Предпосылки становления самосознания педагога-воспитателя в социокультурном пространстве образовательного учреждения // Вестник Орловского государственного университета. – Орел, 2015. – № 1. – С. 166-169. 27. Горшкова В.В., Лебедева С.С., Писанко В.А. Социально-педагогическая направленность российского образования в начале 20 века в контексте международных приоритетов // Вестник Орловского государственного университета. – 2015. - № 6. С. 78-81. 28. Горшкова В.В. Феноменологическое осмысление концепта компетентности в системе высшего профессионального образования России // Педагогический журнал. – 2015. - № 6. С. 147-162. 29. Горшкова В.В., Леванькова Н.А. Интеграция философско-антропологического и отнологического подходов в процессе социально-педагогического взаимодействия // Вестник Орловского государственного университета. – 2015. - № 6. С. 82-85. 30. Горшкова В.В. Опыт осмысления педагогического наследия А.С. Макаренко в контексте конфликтологической парадигмы // Педагогический журнал. – 2016 – Том 6. № 6А. – С.46-58. 31. Горшкова В.В. Осмысление современного медиапространства и новых форм социально-психологического насилия // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. - 2016. Т. 2. № 2. С. 125-129. 32. Горшкова В.В. Созидательный конфликт в концепции воспитания А.С. Макаренко // Научное мнение. – 2016. - № 13. – С. 46-49. 33. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций // Наука и школа. - 2016. – № 6. – С. 193-200. 34. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Историко-литературный музей как средство формирования основ патриотической культуры младших школьников // Проблемы современного образования. - 2016. – № 6. – С. 133-140. 35. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Исторические знания в музейном пространстве как базовая составляющая формирования патриотической культуры младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2016. – № 6. – С. 461. 36. Горшкова В.В., Кузнецова Ю.В., Писанко В.А. Воспитание отношения к мирной жизни в условиях современной медиареальности // Человек и образование. – 2016. № 4 (49). – С. 28-31. 37. Горшкова В.В., Петрова Е.А., Цветкова Н.А. Социально-психологические характеристики текущего, зеркального и желаемого имиджа преподавателя вуза // Ученые записки Российского государственного социального университета. – М.: изд-во РГСУ, 2017. – Том 16, – №1 (140). С. 50-61. 38. Горшкова В.В. СМИ как субъект и участник конфликтов в современном обществе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2 Искусствоведение. Филологические науки. – 2017. – №1. С.115-118. 39. Горшкова В.В. Роль электронных сетевых систем в организации научной и образовательной деятельности высшего учебного заведения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2017. – №3. С.82-85. 40. Горшкова В.В., Мельникова А.А., Тонконогая Е.П. Социальная топология и бизнес: конфликтологическое осмысление точек пересечения// Конфликтология. – 2017. №4. С. 177-189. 41. Горшкова В.В. Культура коммуникативной компетентности в пространстве диалога // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2017. – № 4. С. 79-81. 42. Горшкова В.В. СМИ как субъект и участник конфликтов в современном обществе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение.Филологические науки. –2017. – № 1. С. 115-119. 43. Горшкова В.В. Роль электронных сетевых систем в организации научной и образовательной деятельности высшего учебного заведения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2017. - № 3. С 82-85. 44. Горшкова В.В. Конанчук С.В. Проблемное поле современной эстетики: феномен синестезии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2017. - № 17 (266). С. 44-48. 45. Тонконогая Е.П., Лебедева С.С., Безух С.М. Совершенствование системы высшего образования инвалидов как социальной группы // Человек и образование. – 2017. – №4 (53). С. 99-105. 46. Горшкова В.В., Мельникова А.А., Тонконогая Е.П. Социальная топология и бизнес: конфликтологическое осмысление точек пересечения // Конфликтология. – 2017. - № 4 (12). – С. 177-189. 47. Мельникова А.А. Терроризм и масс-медиа: деструктивность взаимопересечения // Конфликтология. – 2017. - № 3 (12). С. 252-263. 48. Горшкова В.В., Писанко В.А. Непрерывное образование в условиях новой социальной реальности // Человек и образование. – 2017. - № 4 (53). С. 4-10. 49. Горшкова В.В., Ускова С.А. Концептуальные признаки компетентности субъекта образования в условиях социальной неопределенности // Человек и образование. – 2018. - № 2 (55). С. 4-10. 50. Горшкова В.В., Мельникова А.А. Современное российское общество как пространство конфликта // Конфликтология. – 2018. – Том 13. № 2. С. 81-93. 51. Короткина Т. И., Мельникова А.А. Социальная напряженность: феномен и опыт диагностики на предприятии // Конфликтология. – 2018. – Том 13, №1 . С. 150-168. 52. Мельникова А.А., Смолина Т.Л. How Russians View Themselves: a Psychological Study of National Auto-stereotypes // Psychology and Psychotechnics. – 2018. - № 4. С.15-22.
Монографии и учебные пособия профессорско-преподавательского состава кафедры социальной психологии: 1. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека. – СПб.: СПбГУП, 2009. – 192 с. 2. Мир конфликта: субъект и реальность (коллективная монография) / под ред. В.В. Горшковой. – СПб.: СПбГУП, 2014. – 288 с. 3. Мир конфликта: субъект и реальность (коллективная монография) / под ред. В.В. Горшковой (переиздание). – СПб.: СПбГУП, 2015. – 328 с. 4. Современное семьеведение / В.В. Горшкова, О.В. Афанасьева. - СПб.: СПбГУП, 2012. – 220 с. 5. Макаренко А.С. – идеолог и мастер созидательного конфликта. Опыт научного осмысления педагогического наследия / под ред. В.В. Горшковой. – СПб.: СПбГУП, 2016. – 372 с. 6. Горшкова В.В. Непрерывное образование как способ бытия человека: монография / В.В. Горшкова. – СПб.: Астерион, 2016. – 288 с. 7. Мельникова А.А., Смолина Т.Л. Психология кросс-культурной адаптации. – СПб.: Скифия. – 2017. – 304 с. 8. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учебное пособие / под. Общ. Ред. Т.И. Короткиной. СПб.: СПбГУП, 2016. – 116 с. |