Особые чтения. В Санкт-Петербурге состоялся крупнейший форум гуманитарного знания

Читать газету



16 и 17 мая в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов прошли XIII Международные Лихачевские научные чтения “Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации”. Среди затронутых на форуме тем - перспективы развития национальных культур в условиях глобализации, влияние СМИ на формирование общественных ценностей и смыслов, место экономики и права в контексте мирового культурного развития, особенности социально-трудовых конфликтов на пространстве СНГ и другие. Большинство гостей мероприятия отметили, что теоретические исследования, представленные на Лихачевских чтениях, обретают особое практическое значение в наши дни.

ОЦЕНИТЕ МАСШТАБ!

В этом году Чтения отметили свой юбилей. Двадцать лет назад почетный доктор СПбГУП академик Дмитрий Лихачев вместе с группой университетских профессоров выступил с инициативой проведения масштабного форума гуманитариев, собирающего в Северной столице выдающихся мыслителей современности мирового уровня. Пусть вас не смущает всего лишь тринадцатый порядковый номер нынешних Чтений: дело в том, что статус Международных Лихачевских чтений форум получил 23 мая 2001 года личным указом Владимира Путина в знак признания особого вклада Лихачева в развитие науки и культуры.

- Самая актуальная на сегодня проблема - слом культур. Это то, что происходит сейчас с нашей молодежью, с новыми поколениями в России и во всем мире, - рассказал корреспонденту “Солидарности” ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий. - Мы, конечно, остро воспринимаем то, что новое поколение молодежи оторвано от культуры, которая столетиями развивалась в нашей стране. По массе бытовых фактов мы видим, что положение неблагополучное. Это волнует и ученых, и практиков.

Размах мероприятия оказался действительно юбилейным. В XIII Международных Лихачевских научных чтениях приняли участие свыше 1500 человек, в том числе около 100 звезд мировой интеллектуальной элиты из 32 стран мира. Оргкомитет мероприятия получил более 300 научных докладов, из которых 178 вошли в программу Чтений. Они уже опубликованы в сборнике трудов нынешнего гуманитарного форума. Также в Чтениях участвовали свыше 700 школьников России в рамках Лихачевского форума старшеклассников “Идеи Д.С. Лихачева и современность”.

Оцените масштаб! В здании Гуманитарного университета профсоюзов от гостей и студентов яблоку негде было упасть, так что следует особо отметить организацию мероприятия, благодаря которой Чтения традиционно прошли на самом высоком уровне.

ОТ КОНФЛИКТА - К ДИАЛОГУ

- К этим Чтениям я подготовил небольшой текст, посвященный очень важной, на мой взгляд, проблеме - проблеме исчезающей культуры, - рассказал “Солидарности” председатель ЦИК РФ, профессор СПбГУП Владимир Чуров. - Понятно, что основным носителем и хранителем культуры является город: в его музеях, театрах, библиотеках концентрируется мировое наследие. И то, что сейчас исчезают “исторические города”, такие как Москва, Петербург, Лондон, Париж, - это плохо. Вместе с ними исчезает и культура в широком смысле этого слова. Мне кажется, что волна бескультурья, которая захлестывает мир, это одна из трех главных опасностей XXI века наряду с международным терроризмом и экономическим кризисом. И очень важно, что есть люди, которые пытаются противостоять этой волне, есть такие форумы, как Лихачевские чтения. Они чрезвычайно значимы.

Как было сказано в начале, мероприятие продлилось два дня: в первый состоялось пленарное заседание Лихачевских чтений, где выступили около 30 ораторов. Из-за нехватки времени регламент диктовал свои условия - каждый выдающийся научный деятель рассказал о проблематике своих изысканий лишь в тезисной форме. Впрочем, это не страшно: на официальном сайте Лихачевских чтений (lihachev.ru) в свободном доступе можно найти полные версии докладов всех участников. Информации и гуманитарных трудов - море, не на одну неделю внимательного изучения.

Конфликты, возникающие между представителями различных культур в условиях всеобщей глобализации, и пути их разрешения, так называемый диалог культур, - стержневая проблема, которая с разных позиций обсуждалась ораторами.

- К сожалению, эта тема становится все менее и менее академической и все более и более практической, потому что от этого зависит вся наша жизнь, на диалоге культур должны строиться отношения между различными и нациями, и социальными группами, - сказал автору материала директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Я думаю, что мы сейчас живем в момент, когда речь идет о крахе мультикультурализма, хотя вся идея диалога культур основана на том, что разные культуры должны жить вместе.

- Сложность отношений культур состоит в том, что все общечеловеческие жизненные смыслы, которые есть в каждой культурной традиции, жестко сплетены с тем особенным, которое характеризует отличие одной традиции от другой, - подчеркнул в своем выступлении академик РАН, почетный доктор СПбГУП Вячеслав Стёпин. - И, особенно когда речь идет о мировых религиях, вы не можете так просто сказать: “Вы признаете заповеди (не убей, не укради), мы тоже признаем, поэтому возьмем это за основу для диалога”. Тут сразу же возникают интерпретации этих смыслов, а за этим - различение культур.

В этом контексте академик РАН, директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Валерий Тишков отметил: в последнее время появляется понимание того, что одержимость установлением социокультурных различий и игнорированием схожестей, культурных общностей - тупиковый путь развития мирового сообщества. Это означает, что от религиозных, этнических конфликтов представители самых разнообразных мировых культур обязаны перейти к диалогу.

В НАШЕЙ ТЕМЕ

Во второй день Лихачевских чтений состоялись заседания сразу восьми научных секций. Корреспондент “Солидарности” посетил секцию № 3 - “Социально-трудовые конфликты на пространстве СНГ: мониторинг, анализ, прогнозирование”. Надо сказать, что в Гуманитарном университете в октябре 2008 года по инициативе Федерации независимых профсоюзов России и при поддержке Правительства РФ был создан факультет конфликтологии - уникальное отделение вуза, готовящее специалистов в области предупреждения и разрешения трудовых и межэтнических конфликтов. Поэтому тематика указанной секции заинтересовала немало студентов профильного факультета, ну и, конечно же, нас.

- В каждом выступлении, в каждой дискуссии мы наталкиваемся на тему, которая лежит в основе Лихачевских чтений - диалог культур, - отметил модератор секции № 3, заместитель председателя ФНПР Евгений Макаров. - Касается ли это трехсторонних отношений - культуры работодателей, государства, профессиональных союзов? Касается ли это культуры экономического базиса, на котором вырастает та или иная система - неолиберальная, социально ориентированная экономика, либо экономика со своими культурными особенностями? Касается ли это взаимодействия национальных культур, когда мы сталкиваемся с проблемами трудовой миграции? Конечно да, мы постоянно находимся в этом контексте и постоянно к нему обращаемся в нашей ежедневной работе.

Абсолютно точно сказано.

- Существует огромная группа трудящихся на территории РФ, которая не вовлечена ни в какие организационные связи - ни с профсоюзами, ни с местным населением, ни даже с государством. Это трудовые мигранты. Сопротивление их эксплуатации в России неизбежно, мы это постоянно ощущаем, - констатировал член-корреспондент РАН, профессор СПбГУП Анатолий Дмитриев. - Это события в Кондопоге 2006 года, это ситуация в Татарстане, где существует очень сильная напряженность между местным населением и выходцами из стран Средней Азии. При этом Федеральная миграционная служба, вынося свои предложения на рассмотрение правительства, не прибегает к мнению конфликтологов и профсоюзов.

На это Евгений Макаров отметил, что вовлечение легальных трудовых мигрантов в цивилизованный трудовой процесс формальных препятствий не имеет, но “этот вопрос пока находится на очень ранней стадии своего развития”. В то время как проблему временных работников, демпингующих, по его словам, заработную плату на местном рынке труда, необходимо решать действительно срочно.

Что касается проблемы использования заемного труда во всем мире, то заведующая сектором Отдела социально-трудовых исследований Елена Садовая отметила явное внутреннее противоречие явления. С одной стороны, работодатели объясняют использование данных видов трудовых отношений экономической эффективностью. С другой стороны экономический рост, по ее словам, обязательно должен конвертироваться в социальное благополучие работников, чего в рамках заемного труда (снижение социальных гарантий, трудовой защищенности работников) не происходит. “А кризис социального государства в первую очередь проявляется в социально-трудовой сфере”, - подчеркнула Садовая.

В свою очередь профессор Российского государственного гуманитарного университета (Москва) Галина Цветкова выделила в своем докладе основную причину финансового неблагополучия россиян - низкую заработную плату. Если в 1992 году доходы 10% наиболее обеспеченных граждан в 29 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных, то в 2011 году доходы самых бедных россиян были ниже доходов самых богатых в 16 раз. Тогда минимальный размер оплаты труда в России составлял 4611 рублей, при этом к тому времени с 2009 года МРОТ был увеличен на 6,5%, а рост цен за этот же срок составил 24,3%.

Докладчики осветили и другие проблемные точки российского рынка труда: это и задолженности по зарплате, и движение рабочих мест в сторону так называемого неформального сектора, и высокий уровень безработицы (до 4 млн человек трудоспособного населения). В общем, все те проблемы, которые российские профсоюзы постоянно поднимают на разных уровнях регулирования социально-трудовых отношений. И о которых сотни раз писала “Солидарность”.

- Это очень важные процессы, которые всегда захватывают интересы общества, - отметил во время работы секции № 3 Александр Запесоцкий. - Изучение конфликтов на факультете конфликтологии показывает, что когда мы грамотно привлекаем общество к конфликтам, они разрешаются значительно лучше - в интересах экономики и участников этих конфликтов. Нам очень важно правильно вырабатывать ценности социального партнерства, правильно доводить смыслы этого партнерства до нашего общества и создавать новую идеологию развития социального партнерства у нас в государстве. Тогда мы сможем наладить продуктивный диалог разных культур. В данном случае - диалог культур предпринимательского сообщества, чиновников и культуры трудящихся.

Глеб Савин


Источник — Солидарность, № 19 (от 22 мая 2013)
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ@Mail.ru