В.П.Пешкова. Педагогические ресурсы социально-культурной среды образовательного учреждения

Читать журнал

peshkova.jpg

В научных исследованиях и социальной практике стремительно возрастает интерес к обоснованию роли и значения социально-культурной среды, способной гармонизировать процессы социализации, социальной адаптации и самореализации личности молодого человека в рамках образовательного пространства. Актуальность исследования среды как педагогического феномена во многом объясняется сменой образовательных парадигм, в рамках которых проявляется тенденция к многовариантности образовательных концепций и технологий, происходит пересмотр ориентиров и приоритетов, изменение отношений между знаниями, с одной стороны, и триадой компетентности (умением действовать, умением быть, умением жить) — с другой. Феномен среды в известных парадигмах деятельностного, личностного и системного подхода изучался в основном в контексте условий повышения эффективности воспитательной работы, но не как важнейший компонент самой педагогической системы.

Внимание исследователей направлено на изучении не целостной среды, а лишь на отдельных ее элементах (научно-образовательной, социально-адаптивной, коммуникативной, креативной). Полезность таких исследований не вызывает сомнения, но практически все они осуществляются в рамках традиционного системного подхода, вследствие чего среда рассматривается (специально создается) как часть закрытой вузовской системы, ограниченная ее рамками. Чтобы преодолеть этот недостаток, необходим более широкий взгляд на среду вузовского образования, основанный на принципах интегративности, целостности, открытости среды культуре и социуму, взгляд, сближающий категории «среда» и «образовательное пространство»1.

Социально-культурная среда — это значимое пространство жизнедеятельности, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми, природными, предметными факторами, культурными ценностями. Это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых осуществляется социализация и самореализация личности студента. В контексте педагогического знания социокультурная среда понимается как результат активности личности, освоения и творения человеком его жизненного пространства в органическом единстве социально-психологических, духовно-нравственных, функциональных и предметно-чувственных условий своей жизнедеятельности. Она воспринимается не только как объективный фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания и пространством личностного развития — содержание социокультурной среды определяет не только характер социализации, но и спектр возможностей самореализации личности. Значимость среды менялась в зависимости от точки зрения официальной педагогики: педагогическая цель по отношению к среде как средству воспитания связывалась с развитием индивидуальности, с социализацией и самореализацией личности. В настоящее время среда рассматривается как условие социального, индивидуального развития и саморазвития личности.

Реализация педагогического потенциала среды дает возможность не только достоверно оценивать качество пространства развития личности, но и активно влиять на ее развитие2. Механизмы средового влияния на развитие личности были предметом исследования целого ряда мыслителей и педагогов различных исторических периодов. Классики педагогики (Я.А.Коменский, Ж-Ж.Руссо, И.Песталоцци, Я.Корчак, К.Д.Ушинский и др.) указывали на необходимость учета влияния окружающей среды на растущего человека, отмечали значимость педагогических усилий, направленных на оптимизацию зоны ближайшего развития личности, они подчеркивали, что смысл и цель существования человека определяются не только его природными склонностями, но и социальным окружением (Н.И.Пирогов), указывали на взаимосвязь личностного развития ребенка и среды семейного воспитания (П.Ф.Лесгафт).

В современной педагогике «среда» — это совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью3. В Философском энциклопедическом словаре дается следующее определение среды: «Среда — это 1) окружающий мир; 2) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества..»4. Среда — действительность, в которой происходит созидательная деятельность человека. В процессе деятельности в среде человек меняет ее для достижения своих личных и социальных целей. В свою очередь, измененная им или другими субъектами, внешняя часть среды оказывает обратное влияние на субъекта5. Среда рассматривается как пространство жизненно значимых событий (К.Левин), имеющих образовательную ценность. Среда изучается как возможность актуализации и опредмечивания потребностей человека (Г.Г.Дилигенский, В.Э.Мильман, В.Кеннон, Ш.А.Надирашвили). Серьезная попытка всестороннего анализа педагогического потенциала среды с позиций современности была предпринята Ю.С.Мануйловым, который в понятие «среда» включал все то, среди чего пребывает субъект развития и посредством чего он реализует себя как личность6. Исследователи выделяют множество сред, в которых происходит социализация, индивидуализация и саморазвитие личности, в том числе: социальная, социокультурная, образовательная (педагогическая) среда, обучающая (дидактическая), информационная, коммуникационная среда (включая семью, референтные группы)7.

В определенном смысле социально-культурная среда образовательного учреждения становится не только условием личностного развития, но и ключевым фактором формирования студенческой субкультуры, выполняющей важные функции в системе формирования корпоративной культуры будущих специалистов. Студенческая субкультура начинает формироваться в рамках культуры вуза уже на этапе социализации первокурсников через ритуальный обряд «посвящения в студенты». Корпоративная культура студенческого сообщества представляет собой систему духовных и материальных ценностей и предположений, верований, ожиданий, норм и образцов поведения, которые разделяются и поддерживаются большинством студентов вуза, а также определяют способ их действий и взаимодействий внутри и вне сообщества, в повседневной жизнедеятельности студентов и их будущей профессиональной деятельности. Корпоративная культура студенческого сообщества вуза состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: ценностно-нормативная подсистема (основные ценности, разделяемые в студенческой среде корпоративные нормы и правила); подсистема организационной структуры (формальная и неформальная организационная структура, структура власти и лидерства); коммуникационная подсистема (структура формализованных и неформализованных потоков, качество коммуникаций); подсистема социально-психологических отношений (социометрия, система ролей, конфликтность); знакосимвольная подсистема (мифы и легенды, корпоративные предания); подсистема внешней идентификации (имидж, рекламные атрибуты)8.

Успешное управление формированием и развитием корпоративной культуры вуза обеспечивается использованием различных социокоммуникативных технологий, транслирующих корпоративные ценности и нормы, обеспечивающих ценностно-нормативное единство студенческого сообщества, взаимопонимание и согласие носителей корпоративной культуры, формирование вузовских традиций (закрепление корпоративных ценностей и норм в культурных артефактах), в процессе создания положительного имиджа (повышение привлекательности вуза), стимулирования студенческого самоуправления (участие в практическом воплощении культурных ценностей и норм), посредством социального мониторинга (отслеживания реального состояния и изменения корпоративной культуры вуза)9.

Субкультурные сообщества, представляя собой полифункциональный социокультурный феномен, отвечают сущностной потребности развития личности в социальной и культурной идентичности, помогают приспособиться к культурным, психологическим и социальным реалиям окружающей среды, консолидируют студенчество, предлагают свой путь разрешения существующих проблем10.

Целью педагогических усилий, направленных на оптимизацию среды образовательного учреждения, является использование ее человекотворческих потенциалов, а также ограничение негативных и усиление позитивных факторов. К психологическим особенностям средовых факторов надо отнести то, что воздействие среды на человека достаточно тонкое, зачастую опосредованное, проявляющееся не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Влияние среды исключает прямое «давление» на личность, что как раз и обусловливает избирательную личностно-развивающую направленность средовых факторов.

В структуре среды образовательного учреждения исследователи выделяют: факторы прямого действия (источники информации, системы поддержки учебной деятельности и общения), которые при этом становятся тождественными средствам обучения, и факторы косвенного действия, опосредованно влияющие на усвоение знаний и развитие студентов (температура в помещении, освещенность и учебного места и т.д.). Наличие «в среде» аппаратуры, технических устройств (например, компьютера), информационных ресурсов порождает потребность пользоваться ими. Особенно притягательными оказываются не предметы, а люди, общение с высококвалифицированными специалистами, признанными носителями профессионального опыта, основателями научно-педагогических школ. Среди факторов, которые действуют вне рамок учебного процесса, можно отметить как пространственно-предметную организацию среды (например, оформление рекреации картинами художников), так и особенно мощный фактор — общение в неформальной обстановке с крупными учеными, приобщение к научным школам и корпоративным традициям, взаимодействие студентов друг с другом.

Реализация педагогического потенциала социокультурной среды образовательного учреждения возможна на методологии «средового подхода», которая исповедует принципы педагогического исследования и проектирования, синтезирует и учитывает глубинные факторы личностного становления. С одной стороны, социокультурная среда рассматривается как условие формирования и социализации личности, с другой стороны, она предполагает деятельностную активность человека по освоению и формированию своего жизненного пространства в единстве его социально-психологических, духовно-нравственных, событийно-поведенческих и предметно-пространственных аспектов. Следовательно, методология оптимизации социально-культурной среды жизнедеятельности органично включает деятельностный подход к формированию педагогических условий, который предполагает активизацию студента в рамках субъективно значимых видов социально-культурной деятельности. В рамках образовательного учреждения необходимо обеспечить широкий спектр видов внеучебной деятельности, способствующих самореализации личности, таких как научно-исследовательская деятельность, участие в работе научно-практических конференций студентов и молодых ученых, проведение конкурсов профессионального мастерства, участие в работе различных творческих коллективов университета и факультета, вокальных групп, рок-групп, танцевальных коллективов, проведение мастер-классов, фестивалей, спортивных соревнований, праздничных концертов, дискотек, КВН между группами, участие в международных конкурсах и фестивалях, привлечение авторитетных в своем деле людей (встречи с известными спортсменами, деятелями культуры), встречи студентов с выпускниками, создание студенческого клуба и многое другое. В российских вузах существуют примеры реализации успешных развивающих и воспитывающих программ: интеллектуальные турниры (по принципу «Что? Где? Когда?»), клубы политических идей. Интеграция педагогической среды в общее социокультурное пространство на всех этапах внеучебной практической деятельности субъектов образовательного процесса способствует формированию профессиональных компетенций, профессиональному самоопределению, профессиональному становлению и развитию личности обучающихся. При этом значимую роль играют те виды социально-культурной деятельности, которые наполнены культурно-творческим содержанием, компенсирующим дефициты личностного развития и расширяющим возможности решения личностных проблем студента, предупреждают изолирующие тенденции в образе жизни и обеспечивает интеграцию студента в университетскую субкультуру.

Средовый подход был положен в основу разработанной и внедренной в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов культуроцентристской концепции образования, базирующейся на культурно-исторической теории Л.С.Выготского11. В рамках этой теории развитие личности понимается как опосредованный общением процесс освоения и присвоения индивидом ценностей культуры, как параллельный и взаимодополняемый процесса культурогенеза (филогенеза) и антропогенеза (онтогенеза). При этом богатство индивидидуальности определяется и обеспечивается влиянием исторически развивающейся культурой — «зоной ближайшего развития». Интериоризируя и оперируя знаками, языком как «орудиями» культуры, человек в процессе взаимодействия с другими людьми преобразует психические функции в образования высшего уровня развития, формирует собственный «мир культуры». Рождаясь в системе социального общения, взаимодействия, «высшие функции» переходят в интрапсихическую плоскость.

Особую роль в педагогизации социально-культурной среды играют духовно-нравственные референты, которые создают поле «культурного напряжения», в котором человек ощущает полноту бытия, познает себя через другого человека, расширяет сферу реального общения. Создание духовно насыщенной среды способствует социализации личности и самореализации творческих способностей, овладению подростками опытом культуросообразного поведения, обретения «культурной самоидентификации личности» (Е.В.Бондаревская). Насыщение образовательной среды «духовными референтами» — важнейшее условие эффективности педагогического процесса: идентификация с образами личностей, персонифицирующих духовно-нравственные ценности, является ключевым условием саморазвития, понимания человеком своего профессионального призвания и долга12.

Критериями эффективности педагогических усилий, направленных на оптимизацию социально-культурной среды (и выступающих в качестве ориентира педагогической деятельности), следует рассматривать: а) качество жизнедеятельности студента, которое проявляется в создании условий для творческого развития и самореализации личности путем включения человека в различные виды социально-культурной деятельности; б) эмоциональный комфорт (низкая тревожность, взаимопонимание и поддержка, удовлетворенность качеством межличностных отношений, позитивная самооценка и степень удовлетворенности личности своим социальным статусом в значимых сообществах и социально-психологических средах); в) коммуникативную эмпатию (открытость в отношениях друг к другу и во взаимоотношениях с ближайшим окружением); г) высокую психологическую культуру студента (критерием которой выступает способность разумной самоорганизации и самореализации личностных потенциалов с учетом потребностей, возможностей, и особенностей окружающей среды). Педагогические возможности социально-культурной среды как важнейшего пространства жизнедеятельности студента могут быть реализованы: путем формирования благоприятного социально-психологического климата, способствующего эмоциональному и интеллектуальному развитию, достижению максимального успеха в раскрытии личностных потенциалов, необходимых для образовательной деятельности; на основе понимания фундаментальной роли деятельностного подхода в развитии личности; за счет создания оптимальных условий для освоения личностью основного репертуара социальных ролей, необходимых для полноценного включения в профессиональную и общественную жизнь, воспроизводства значимого для профессионального самоопределения и духовно-нравственного развития социокультурного опыта.

Примечания

1 Бондаревская А.И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. 13.00.08. Ростов н/Д, 2004. 186 с.

2 Шендрик И.Г. Проектирование образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности: Автореф. дис. … докт. пед. наук. 13.00.01. Екатеринбург, 2006, 401 с.

3 Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2001. 927 с.

4 Философский энциклопедический словарь [Текст] / Ред.‑сост. Е. Ф. Губский и др. М.: ИНФРА. М., 1997. С. 13, 435.

5 Сингх Р.Р. Образование в условиях меняющегося мира// Перпективы: Вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1993. № 1. 11. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. М.: Новые ценности образования: Культурные модели школ, 1997. С. 58–65.

6 Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: Автореф. … докт. пед. наук. 13.00.01. Москва, 1997. 193 с.

7 Сенашенко В.С. Социально-воспитательная среда вуза как основа воспитания и социализации студенчества [Текст] / В.С.Сенашенко, Е.А.Конькова, М.Н.Комбарова // Высш. образование в России. 2011. № 6. С. 103–113.

8 Чижикова Е.С. Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. 13.00.08. Москва, 2010. 230 с.

9 Козлов М.Ю. Социальные технологии управления корпоративной культурой высшего учебного заведения: Автореф. дис. … канд. социол. наук. 22.00.08. Белгород, 2008. 217 с.

10 Сотников И.М. Дифференциация студенческой субкультуры в современном российском обществе: Автореф. дис. … канд. социол. наук. 22.00.06. Ставрополь, 2009. 182 с.

11 Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934; Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. М.: Новые ценности образования: Культурные модели школ, 1997. 177–185 с.

12 Запесоцкий А.С. Философия и социология культуры: избранные научные труды. СПб.: СПбГУП: Наука, 2011. 439–449 с.


Источник — Вестник СЗО РАО, № 1 (13) (май 2013)
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ@Mail.ru