И.И. Югай Понятие медиа в искусстве

Ugai.jpg

Читать журнал


В статье исследуется феномен медиаарта, уточняются близкие понятия: медиа, медиаискусство, гипермедиа, интермедиа, мультимедиа. Автор комментирует влияние медиаарта на современную художественную практику, рассматривает проблему классификации медиапроизведений.
Ключевые слова:
медиаискусств, медиаарт, медиатехнологии, гипермедиа, мультимедиа.

This paper examines the phenomenon of media art, clarifies similar concepts: media, media art, hypermedia, intermedia and multimedia. Author makes comments on media art influence modern art practice, considers a problem of classification of media of works.
Key words: media art; media technology, hypermedia, multimedia.

Феномен медиа значительно влияет на направление развития культуры, искусства XX в., является одним из факторов, определяющих современную картину мира. Эстетические аспекты, связанные с применением виртуальной реальности, цифровых технологий, их влияние на экранное искусство, фотографию, аудиальное творчество рассматривались в отечественном искусствоведении в трудах таких исследователей, как В. В. Бычков, Н.Б. Маньковская, К.Э. Разлогов, Я.Б. Иоскевич, М. Теракопян, В. М. Розин.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Ключевым понятием для данной статьи является термин «медиа». Понимание термина «медиа» исторически менялось исходя из его технических возможностей и изменений, происходящих в культуре. Термин происходит от латинских слов media (средства, посредники) и medium (средство, посредник). Современное значение термина «медиа» постоянно уточняется как в рамках научных школ, так и в работах отдельных исследователей. Один из крупнейших российских специалистов по медиа образованию А. В. Фёдоров в словаре 2002 г. указывает, что термин «медиа» является аналогом терминов «СМИ» (средства массовой информации) и «СМК» (средства массовой коммуникации, к которым относит печать, фотографию, радио, кинематограф, телевидение, видео мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет) [6. С. 3]. Таким образом, из значений слова media А. В. Фёдоров делает акцент на значениях «средства», «технические средства», а также на массовости аудитории и однонаправленности сообщения (от автора к аудитории).

Специалист по медиаиндустрии ведущих стран мира Е.Л. Вартанова определяет медиа как «средства осуществления коммуникации между различными группами, индивидуумами и (или) доставки любых содержательных продуктов аудитории» [1]. Далее Е.Л. Вартанова отмечает, что медиа многочисленны и включают в себя средства массовой информации (газеты, журналы, книги, телевидение, кабельные сети, радио, кинематограф), отдельные носители информации и данных (письма, аудио- и видеозаписи на любых носителях, компакт-диски), а также коммуникационные системы общества (телеграф, телефон, почта, компьютерные сети). В своем определении Е.Л. Вартанова делает акцент на значении «посредник» (с помощью которого осуществляется коммуникация). СМИ в анализируемом определении входят в медиа как в более широкое понятие. Помимо СМИ, Е.Л. Вартанова включает в медиа отдельные носители информации и данных, а также коммуникационные системы общества, следуя традиции, заложенной М. Маклюэном [3].

Коммуникационная структура в определении Е.Л. Вартановой более гибкая и вариативная по сравнению с определением А. В. Фёдорова, в ней нет иерархического разделения участников коммуникации на авторов и аудиторию, коммуникация осуществляется как между группами, так и между индивидуумами.

Определения медиа Е.Л. Вартановой и А.В. Фёдорова по своему охвату являются двумя пересекающимися областями. Так, например, бумажные газеты и книги, которые Е.Л. Вартанова относит к медиа, не являются техническими средствами и не подпадают под понятие А. В. Фёдорова. И наоборот, роботизированные устройства, съемочное оборудование по определению А. В. Фёдорова относится к медиа, по определению Е.Л. Вартановой — нет.

Термин медиаискусство также по-разному трактуется и имеет разное звучание в научной литературе. Например, А. В. Фёдоров использует термин «искусства медийные» (media arts) и определяет их как «искусства, построенные на медийных образах (то есть образах, создаваемых средствами (массовой) коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии,  радио, грамзаписи, кино, телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т. д.). Различают также близкие понятия: киноискусство (film art), видеоарт (video art), аудиовизуальные искусства (audiovisual arts), экранные искусства (screen arts)» [6. С. 18]. Исходя из формулировки, объединяющим признаком является не выбор используемых для создания произведения технических средств, а специфика образности (медийные образы по тексту). Данное определение содержит словосочетание «медийный образ», нуждающееся в уточнении, и поскольку речь идет не об изображении, а именно об образе, необходимы пояснения, в какой мере средства массовой коммуникации создают образы.

Медиаискусством называют также широкую область экспериментальной художественной практики, основанную на применении медиасредств и медиа-технологий. Однако то, что сегодня называют медиаискусством, зачастую незрело и непрофессионально, большинство работ не выходят за рамки художественного эксперимента, поэтому называние этой деятельности «искусством» условно. В данном случае можно говорить скорее о художественной практике, в которой зрителя и автора привлекает не конечный результат, а процесс, взаимодействие, аттракцион. Разграничение искусства и художественной практики, являющейся важным компонентом художественного поиска, позволяет выстроить более четкую картину современного искусства. В связи с вышесказанным мы предлагаем использовать понятие медиаарт, указывая таким образом на его экспериментальную, прикладную природу, отсутствие самодостаточности и завершенности, а также на хронологические рамки. Медиаарт ограничивается периодом 1960-1990-х гг., это период экспериментов с медиасредствами, происходивших в основном в русле арт-практик художественного авангарда.

Медиаарт являлся полем наиболее смелых и разнообразных творческих экспериментов с техническими средствами, в котором осуществлялся поиск созвучных эпохе языковых средств, способов построения произведения, его формы. Это область, в которой были опробованы такие важные для современного искусства феномены, как сетевая коммуникация, коллективное творчество, интерактивность, мульти- и гипермедийность, активное зрительское участие.

За указанный период медиасредства и технологии прошли большой путь развития и стали более универсальными, простыми и привычными в использовании. Многие эксперименты, показанные в рамках музейных выставок, проведенных конкурсов, имели отдаленное отношение к искусству, однако накопленный опыт должен быть исследован и осмыслен, поскольку именно в это время закладывался фундамент современных, технологически более развитых форм творчества: компьютерного искусства, мультимедийного искусства, художественной виртуальной реальности, нового медийного искусства.

Другим близким по звучанию термином является термин интермедиа (intermedia). Термин «интермедиа» был предложен в середине 1960-х гг. художником Диком Хиггинсом, участником Fluxus, для обозначения междисциплинарной художественной деятельности, в которой смешивались разные жанры: живопись и поэзия, изобразительное искусство и театр [7]. Устойчивые сочетания жанров превращались в новые формы художественной практики, например в такие, как визуальная поэзия, перформативное искусство. Эти симбиозы происходили в русле глобальной тенденции XX в., заключавшейся в разрушении границ между средами, смешении выразительных средств разных видов искусств. Сегодня интермедиа означает специфическую художественную деятельность, основывающуюся на владении выразительными средствами разных искусств. В ряде американских университетов (например Arizona State University, University of Maine, University of Southern California), в Канаде (Concordia University in Montreal) и Великобритании (Edinburgh College of Art) начиная с 1968 г. ведется подготовка по специальности «интермедиа». Подчеркнем, что интермедиа означает междисциплинарную практику не обязательно с применением технических средств.

Термин мультимедиа возник в 1980-е гг., чаще всего он применяется для обозначения работ, созданных с помощью электронных средств (под мультимедиа также понимается компьютерная техника, в которой реализован набор средств, необходимый для обработки аудиовизуальной информации, а также программная и аппаратная взаимозаменяемость и взаимодополняемость устройств).

Наиболее поздним по времени появления является термин новое медийное искусство (New media art). Его ввел в 1994 г. медиахудожник и теоретик современного искусства Марк Трайб. Термин новое медийное искусство обозначал наступление нового этапа развития медиаарта, в котором гибридные жанры (интернет-искусство, интерактивные виртуальные среды, мультимедийные инсталляции и др.) создаются преимущественно на основе цифровых технологий. В новом медийном искусстве применяются экран, проекция, полиэкран, однако также часто его произведения уходят за пределы экрана в глубину компьютерной виртуальной реальности, что меняет восприятие зрителем произведения. Если для экранного искусства (киноискусства, телевизионного искусства) не было характерно применение интерактивности (взаимодействия зрителя с произведением), то изобразительное искусство XX в. активно развивало такие аспекты, связанные с интерактивностью, как открытость произведения, сетевая коммуникация, участие зрителя. Очевидно, что на формирование нового медийного искусства оказывает влияние как опыт медиаарта, сформировавшегося в русле авангарда, так и экранное искусство.

Функции автора произведения нового медийного искусства шире, чем функции художника, поскольку большинство проектов требует участия разных специалистов и автор должен быть организатором, воплощающим свои идеи в сотворчестве с другими участниками, что напоминает работу режиссера в экранном творчестве. В связи с этим американский исследователь Ф. Поппер предложил новое название: художник-концептор, то есть тот, кто предлагает идею и реализует ее [8].

ВЛИЯНИЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННУЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ

Медиатехнологии обладают потенциалом для воплощения наиболее революционных идей и представлений современного искусства о произведении, роли автора и зрителя, соотношении реальности и искусства, поэтому и представители традиционных видов искусства обращаются к медиасредствам для поиска новых решений, выразительных и изобразительных возможностей.

Основными областями исследования медиаарта как области творчества в современном искусствоведении являются:
специфика виртуального пространства как новой художественной среды
бытования произведения искусства;
увеличение информационной насыщенности произведения;
развитие сетевых типов коммуникационных отношений автора и зрителя;
интерактивность и симультанность (влияние на специфику восприятия
произведения зрителем, изменение мышления автора);
усиление роли алгоритмов (программы) в творческом процессе;
проблема экспонирования и сохранения произведений медиаарта;
классификация медиаарта.

ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ МЕДИААРТА

Классификация медиаарта условна. В XX в. сложилась традиция обозначать направление по названию используемого медиа. В книге Л. В. Петрова 1976 г. «Массовая коммуникация и искусство» высказывается мысль, что каждому медиа соответствует свой вид искусства [4. С. 155]. Так получили свои названия фотографическое искусство, киноискусство. Я.Б. Иоскевич иронически замечает, что самая простая классификация — использование называния технологии с добавлением слова art (искусство). И действительно, делая свои первые шаги, медиаарт (понимаемый как совокупность экспериментов с медиасредствами и технологиями в рамках художественного авангарда) работал со специализированными устройствами для записи и обработки звука, изображения, связи, стремясь дойти до сути каждого медиа. Отсюда так много названий художественных практик, основанных на применении медиасредств: Mail Art, факс-арт, видеоарт, телефон-арт, ксерокс-арт и т. д.

Этот подход, на наш взгляд, перекликается с ранним этапом художественного авангарда начала XX в. (тенденция началась в конце XIX в.), когда происходил процесс погружения в суть выразительных возможностей каждого искусства: цвет, форму, ритм. По наблюдению Б. Гройса, на этом этапе авангард стремился установить специфические свойства каждого художественного медиа, удаляя чужеродное: из живописи следовало устранить все миметическое, сюжетное, литературное, чтобы показать чистую комбинацию форм и цветов; из поэзии следовало устранить наррацию и изобразительность, чтобы показать чистое звучание языка или чистую форму текста; из музыки следовало устранить все подражательное и мелодически-нарративное, чтобы сделать слышимым чистый звук [2. С. 57-69].

Однако с технико-технологической точки зрения сегодня ситуация с применением медиасредств значительно изменилась. Например, телефонная связь может осуществляться с помощью проводов, радиоволн разной частоты, спутниковой связи, но устройство, с помощью которого мы осуществляем коммуникацию, называется «телефон». Это же устройство, телефон, может также записывать звук, фотографировать, снимать видео. Технические параметры устройств уже сейчас значительно изменились и продолжают меняться.

Классификация медиаарта по техническим признакам затрудняется также тем, что во многих произведениях применяются сразу несколько медиасредств. С появлением новых технологий художники переключаются на них, оставляя старые, используемая техника становится все более совместимой друг с другом, универсальной, мультимедийной, простой в использовании.

Другой подход к классификации художественных практик, использующих медиасредства, предлагает К. Э. Разлогов, утверждая, что важна не техническая основа, а способы социального функционирования (социально детерминированные схемы производства и распространения сообщений). К.Э. Разлогов объясняет, что не техника является первичной, а коммуникационные задачи, обусловленные «законами социального развития и направленностью творческой деятельности людей» [5. С. 69]. Такой подход, по мнению Разлогова, поможет остановить разрастание видов искусства, объединяя их по общим признакам, но ограничит «внутреннюю многоплановость каждого из них» [5. С. 60].

Следует также отметить, что общеупотребительными и устойчивыми становятся названия практик, получивших известность благодаря своей распространенности, интересу к ним какого-либо исследователя. Остальные обозначаются исходя из используемых медиасредств, из жанра или формы, в которых они применяются: медиаперформанс, видеоинсталляция, медиаскульптура, радиоконцерт и т. д., в связи с тем, что художники не только исследуют возможности конкретных медиасредств или коммуникационной среды, к которой они обращаются, но стремятся использовать танец, музыку, социально активную деятельность, научный эксперимент.

Список литературы

1. Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран: глоссарий. — М.: Аспект Пресс, 2003.

2. Гройс Б. Медиум становится посланием / Пер. с нем. Андрея Фоменко // Неприкосновенный запас. — 2003. — № 6(32).

3. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: Кучково поле, 2007.

4. Петров Л. В. Массовая коммуникация и искусство. — Л., 1976.

5. Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. — М.: Искусство, 1982.

6. Фёдоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. — Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2010.

7. Higgins D. Synesthesia and Intersenses: Intermedia // Something Else News letter 1. — 1966. — No 1.

8. Popper F. Art of the Electronic Age / Frank Popper. — London: Thames and Hudson, 1993.


Источник — Вопросы культурологии, № 7 (июль 2013)
Поделиться:
Рейтинг@Mail.ru