Е.Б. Костюк Е.Г. Савина Семантика образа рок-музыканта в контексте культуры второй половины XX-начала XXI веков

Читать журнал

kostuk.jpg

Kostiuk Е.В., Savina E.G. SEMANTICS OF IMAGE ROCK-MUSICIAN IN THE CONTEXT OF CULTURE THE SECOND HALF OF XX - THE BEGINNINGS OF THE XXI CENTURIES. In the work of the defined specificity of artistic image of a rock-musician, proposed a typology of his characters, identified and described its evolution. The conclusion is made that in the development of rock culture has developed several types of scenic image of rock musicians, the feature of the scenic image of Russian rock musicians at the present time is the commitment of mostly to «militaris» style, the image of the «warrior».

Key words: artistic image, rock-music, semiotics of subcultures, the culture of the XX century, music of the XX century, the typology of the image.

Е.Б. Костюк, канд. пед. наук. доц. Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, г. Санкт-Петербург, E-mail: e_shpakov@mail.ru; Е.Г. Савина, аспирант Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, г. Санкт-Петербург. E-mail: LeSavina1@yandey.ru

В работе определена специфика семантики образа рок-музыканта, предложена типологизация его сцени­ческих образов, выявлена и описана его эволюция. Делается вывод о том, что в развитии рок-культуры сложи­лось несколько типов сценического образа рок-музыкантов, при этом особенностью сценического образа оте­чественных рок-музыкантов по настоящее время является приверженность в основном к «милитарийскому» стилю, образу «воина».

Ключевые слова: художественный образ, рок-музыка, семиотика субкультур, типологизация сценичес­кого образа рок-музыканта, культура XX века, музыка XX века.

Субкультурные молодежные движения являются значимым фактором развития культуры XX - начала XXI веков. Так, иссле­дователи отмечают, что «субкультуры... выступают своеобраз­ными лабораториями будущего...» и «Факт образования субкуль­тур естественен в условиях массового общества» [1, с. 87-39]. Как явлению культуры им свойственен свой художественный язык, находящий свое отражение в музыке, тексте песен, слен­ге, моде, танцах. «Система языков, пронизывающих жизнь че­ловека, включает знаковость вещей...речи» [2, с. 5]. Пробле­мам развития субкультурных движений XX века посвящено дос­таточно значительное количество научных исследований и тру­дов: А.С. Запесоцкого, СТ. Махлиной, Е. Омельченко, В.П. Ша­банова и др., в отечественной науке последних двух десятиле­тий немало исследований по вопросам истории и специфики рок-культуры как явления эпохи: Г. Власовой. А. Козлова. Е. Мякотина, А. Троицкого и многих других.

Семиотика субкультурных движений XX-XXI столетий име­ет, по нашему мнению, ряд особенностей, обусловленных не только проблемами развития массового общества, но и диало­гом культур и эпох, а также глобализацией современной культу­ры. Явно прослеживается общность многих субкультурных дви­жений на основе музыки, выступающей, с одной стороны, выра­зителем их идейных платформ, а с другой, искусствоведческой, имеющей явную своеобразную семиотическую систему, опира­ющуюся на общие для всех художественные знаки в отборе средств выразительности, например в музыке XX века, ритма с регулярным акцентом на слабую долю.

Важным компонентом любого современного художествен­но-музыкального действа становится внешняя атрибутика ис­полнения композиций, имиджа исполнителя, его костюма. Это своеобразная игра с публикой на основе синтеза - музыки, пла­стики, слова (часто эпатажного, с элементами интерактивнос­ти), имиджа исполнителя в стремлении завоевать внимание, увлечь собой, своими идеями. «Костюм представляет собой сво­еобразный социокод, передающий информацию из прошлого в будущее... Кроме того, костюм во многом определяет личный образ, поэтому одежду можно рассматривать как многозначный феномен. Одежда - это определенный знак личностных особен­ностей, она «информирует о человеке» [2, с. 142]. Ученые от­мечают [3], что и в восприятии художественного произведения, сценический костюм исполнителя играет огромную роль, посколь­ку, как правило, включается весь набор социально-психологи­ческих механизмов общения публики с исполнителем: подража­ние, «заражение» и т.п.

Эволюция сценического образа рок-глузыкантов, к примеру, дает представление об основных причинах возникновения и тен­денциях развития тех или иных знаков в костюме рок-исполните­ля, выступающих, с одной стороны, выразителем его имиджевой и творческой идеи, а с другой - основой для единения с публи­кой, общения на невербальном уровне, приводящие, к уже выше­означенным, эффектам подражания и заимствования.

Сценический образ является частью образа рок-музыкан­та. Под образом рок-музыканта мы понимаем систему вербаль­ных и невербальных художественных кодов, знаков, выражаю­щих определенные актуальные идеи современности. Сцени­ческий образ, как правило, предлагается исполнителем, или создается для него профессионалами шоу-бизнеса с целью до­стижения определенного воздействия на аудиторию во время концертного выступления рок-артиста. Важно отметить свое­образное триединство сценического воплощения, поэтическо­го конструкта и музыкального синтаксиса в выступлениях лю­бого рок-музыканта.

Рок-культура - культура ярких, самобытных личностей, со­единяющих в одном лице творческие начала разной направлен­ности и способных привносить в рок-культуру новые элементы, тем самым, обогащая ее сущность. При этом и рок-аудитория представляет собой неотъемлемую часть рок-концерта, соответ­ственно, формирование художественного образа рок-музыкан­та во многом определяется и ее потребностями. При этом рок-аудитория стремится, как уже ранее было отмечено, к опре­деленному «заимствованию» художественных знаков (костюма, стиля жизни и т.п.) своего кумира, осуществляя затем их вольное или невольное распространение. Такое распростране­ние происходит, как правило, в рамках субкультурных объеди­нений [4].

Необходимо отметить, что практически с самого своего из­начального появления рок-культура в США, а затем в Англии стала объектом внимания профессионалов шоу-бизнеса. В ус­ловиях западной рок-индустрии для создания сценического об­раза рок-музыканта сложилась практика приглашения кутюрье, который формировал персональный сценический облик рок-ар­тиста (например: Nudie Cohen, Bill Belew - Elvis Presley, Pierre Cardin - Beatles, Malcolm McLaren, Vivienne Westwood - Sex Pistols).

Анализ истории вопроса позволил выделить определяю­щие характеристики в формировании типов сценического об­раза западного рок-музыканта в ходе его эволюции от истоков формирования рока до настоящего времени. На протяжении истории рока эти образы рок-исполнителя, несмотря на неко­торые изменения, сохраняли «генеральную линию» знаков-ат­рибутов, порой причудливо сочетаясь друг с другом в творче­стве того или иного исполнителя. По нашему мнению, к этим типам относятся: ковбойский (милитаристский - байкеры, рокеры и т.п. - идея Воина, пацифистский - хиппи и т.п., идея - Дитя мира) и театральный. Эволюция сценического облика Элвиса Пресли может являться примером использова­ния всех этих образов [5. р. 34-36; 95-97].

Как показало исследование, развитие костюма субкультур­ных движений происходило по двум основополагающим направ­лениям - Dressing Up и Dressing Down [6]. В основе Dressing Down лежат два образа, ставших в некотором роде и конически­ми: это образ ковбоя и образ байкера.

Внешний Образ ковбоя, свободного человека в единении с мощью и красотой природы, культивировавшийся в американ­ских вестернах, оказал огромное влияние на развитие образов «белых» субкультур. Элементы одежды ковбоя - джинсы, клет­чатые рубашки, рубашки с высокими манжетами, замшевые кур­тки с вышивкой и бахромой, жилетки, сапоги разнообразного пошива и инкрустации - стали знаками, символами этой идеи, прошли сквозь десятилетия и нашли свое претворение в обра­зах субкультурных объединений, таких, как битники, байкеры, хиппи и представители гранжа (Jefferson Airplane, The Doors, The Beatles. Grateful Dead: Alice in Chains. Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden).

Внешний образ байкера, транслирующий идею независи­мой и сильной до агрессивности к окружающим личности, вклю­чает следующие элементы одежды: джинсы и гардероб военно­го летчика (кожаные куртки, перчатки, шлемы) - стал основопо­лагающим для рокеров [7. с. 76], которые дополнили его всякого рода металлическими украшениями, а затем и для панков (The Stooges. The Velvet Underground, New York Dolls, Ramones, Sex Pistols, Buzzcocks, The Misfits, The Clash, The Offspring, The Casualties), которые также тяготели к использованию черной кожи, нарочито разодранной одежды, металлических элементов декора. Кумирами рокеров были белые исполнители рок-н-рол­ла 1950-х, модов - группы Rolling Stones, The Who (костюмы в стиле поп-арт), Small Faces, а также Beatles (альбомы Rubber Soul и Revolver), The Move (альбом Shazam) и Jam. Черные ко­жаные куртки Beatles с их первых концертов в «Пещере» впос­ледствии были заменены на приталенные пиджаки и узкие брю­ки-дудочки, бывшие популярными в среде модов.

Хэви-метал объединил культуру хиппи и рокеров, по наше­му мнению, яркий пример совмещения милитаристского и паци­фистского образов одновременно, а затем их развития к теат­ральному типу. Образ металлиста - классическое сочетание образа хиппи (длинные волосы, джинсы, бахрома) и рокера (чер­ная кожаная куртка), позднее знаковой атрибутики психоделии, а затем и глэма. Кумирами групп стали образцы хард-рока: Deep Purple, Black Sabbath, Led Zeppelin, ZZ Top, Uriah Heep, Queen, Nazareth. HM: Metal I lea. Iron Maiden, Diamond Head, AC/DC и др.

Особое значение в сценическом образе рок-музыканта име­ет театральный тип. Его формирование было вызвано не толь­ко художественными, но, по нашему мнению, и экономическими факторами, стремлением привлечь и удержать более широкую аудиторию, заработать больше денег через эпатаж, необычность, экстравагантность. Яркими его представителями становятся рок-музыканты стилей глэм-рок, шок-рок и т. п. Его формирование во многом связано со стремлением активного воздействия на аудиторию, в том числе и при помощи внешней атрибутики, тех­нологий шоу-бизнеса в этом аспекте.

Для глэм-рока характерно использование яркого, обильно­го грима и андрогииного имиджа, театрализованность сценичес­кого действия. Здесь можно отметить яркие сценические обра­зы Гари Глиттера, Марка Волана, Дэвида Боуи, костюмы Билла Белью у Элвиса Пресли (1970-е), образы Kiss. Genesis, Queen (1970-е).

Основные эстетические положения глэм-рока получили свое продолжением в образах новых романтиков - микс историчес­ких костюмов, романтических блузонов, яркого макияжа с эле­ментами боди-арта (Boy George, Prince; Duran Duran, Spandau Ballet, ABC, Heaven 17, Naked Eyes, A Flock Of Seagulls, Visage, Japan, Culture Club, Eurythmics, Talk Talk, The Associates, Ultravox и др.) и готов - использование исторических костюмов, кожа­ной одежды и особого макияжа (Siouxcie & the Banshees. Bauhaus. The Cure. The Cult, Sex Gand Children. Joy Division, Specimen).

На рубеже XX - XXI веков складывается культура супер­маркета, клабберов. кибер- и техно-панков, кибер- и техно-готов. Приставки «кибер» и «техно» означают использование при изготовлении костюмов различных современных материа­лов, украшение их разнообразными микросхемами, в качестве аксессуаров распространены сварочные очки. Следует отме­тить, что в настоящее время «Схематичного следования кос­тюма определенному музыкальному стилю больше не наблю­дается» [7, с. 225].

Внешний облик представителей субкультур в СССР носил первоначально подражательный характер [8, с. 14]. В сопос­тавлении с западными образцами сценические образы отече­ственных исполнителей тяготеют к их копированию на ранних стадиях, затем происходит осмысление и определенное пози­ционирование себя как определенного субъекта рока, в связи с чем создается соответствующий образ, который поддержива­ется, как показывает анализ сценических образов отечествен­ных рок-музы кантов, на постоянном уровне без изменений типа, его трансформации, как это сложилось в западной традиции рок-культуры. Кроме того, филолог О.Э. Никитина вполне справед­ливо рассматривает становление художественного образа рок-исполнителя в соответствии с его биографическим мифом [9, с. 67-70]. Важно отметить, что театральный тип. популяризи­ровавшийся на западе в 1980-х годах, сценического образа не был созвучен идеям советского рока, а потому не получил такого яркого воплощения. Представляется, что во многом это было связано с особенностями социально-культурного разви­тия советского общества середины 80-х годов XX века: эпоха перестройки поставила острые социальные вопросы, фактически военного звучания, а «гламурность» «пришла» в отечественную культуру с расцветом экономического благосостояния граждан значительно позднее. Единение рок-музыкантов и публики, по­лучившее свое распространение со времен «квартирников», изначально предполагало некую особую доверительность об­щения, а потому всегда тяготело к искренности, а не игре в нее. Отечественный рок-музыкант транслировал идею свободной сильной личности, борющейся с пороками общества, человека, отсюда, по нашему мнению, «наследование», прежде всего, образов «ковбоя-хиппи» (например, Б. Гребенщиков, А. Макаревич и др.), или «милитаристского» образа воина (В. Цой, А. Иванов, В. Бутусов и др.). Театральный тип сценического об­раза, как уже ранее было отмечено, во многом был явлением на западе не только идейно-художественным, но более ком­мерческим, потому, как представляется, и не был созвучен иде­ям советского рока, не получил такого яркого воплощения как на западе.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно констатировать, что изначально при формировании суб­культурных объединений наблюдалось отождествление костю­ма со сценическим образом рок-музыканта, что проявлялось в копировании определенных его элементов всеми участниками рок-процесса: и членами субкультурных движений и самим рок-музыкантом, кроме того, это взаимодействие находило свое воп­лощение и в тенденциях моды того времени. В западной рок-культуре сложилось несколько типов сценического образа му­зыканта: ковбойский (милитаристский и пацифистский) и теат­ральный. В отечественной культуре последней трети XX века в силу исторических, социально-политических, художественных факторов театральный образ неактуален по сравнению с други­ми основополагающими образами.

Анализ современной ситуации позволяет сделать вывод о том, что, современный отечественный рок-музы кант может не следовать принятым канонам стиля и самостоятельно выбира­ет необходимые ему элементы костюмов субкультур для созда­ния своего сценического образа, беря за основу традиционные джинсы, майки, футболки и кожаные куртки, то есть первый тип - ковбойский. После легализации рока и в связи с принятием страной законов шоу-бизнеса отечественный рок во многом при­ближается по звучанию композиций к западным образцам, но, по результатам нашего исследования, сохраняет ориентир на сложившиеся в отечественной практике сценические образы -Воина и сына мира, а театральный тип не столь актуален как на западе, даже в условиях новой рыночной системы.

Библиографическим список

1. Запесоцкий, А. Эта непонятная молодежь...: проблемы неформальных молодежных объединений / А. Запесоцкий, А. Файн. - М., 1990.

2. Махпина, СТ. Семиотика культуры повседневности. - СПб., 2009.

3. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.

4. Саркитов, Н Д. Социальные функции рок-музыки и ее место в молодежной субкультуре (критика буржуазных социологических концеп­ции рок-музыки): автореф. дис. ... кандид. филос. наук ,' Н.Д. Саркитов. - М., 1987.

5. Victor, A. The Elvis Encyclopedia / А. Victor. - New York, Woodstock, London, 2008.

6. Керви, А. Молодежные субкультуры США и Великобритании с конца 40-х по наши дни [Э/р]. - Р/д: http://www.leary.ru/misc/kervey/

7. Музалвеская, Е.Ю. Явление молодежной моды стритстайл в контексте субкультурных явлений (вторая половина XX - начала XXI веков). - СПб., 2007.

8. Арефьева, Т. Эра цветов в мировой моде // Забриски Пойнт: [О движении хиппи 60-х гг.: Альманах]; сост.-ред. М. Пушкина-Пинн. -М., 1993.

9. Никитина, О.Э. Биографический миф как литературоведческая проблема (на материале русского рока): дис. ... канд. филол. наук. -Тверь, 2006

Bibliography

1. Zapesockiyj, A. Ehta neponyatnaya molodezhj...: problemih neformaljnihkh molodezhnihkh objhedineniyj / A. Zapesockiyj, A. Fayjn. - M., 1990.

2. Makhlina, S.T Semiotika kuljtunh povsednevnosti. - SPb., 2009.

3. Parihgin, B.D. Osnovih socialjno-psikhologicheskoyj teorii. - M., 1971.

4. Sarkitov, N.D. Socialjnihe funkcii rok-muzihki i ее mesto v molodezhnoyj subkuljture (kritika burzhuaznihkh sociologicheskikh koncepcii rok-muzihki): avtoref. dis. ... kandid. filos. nauk / N.D. Sarkitov. - M., 1987.

5. Victor A. The Elvis Encyclopedia / A. Victor - New York, Woodstock, London, 2008.

6. Kervi, A. Molodezhnihe subkuljturih SShA i Velikobritanii s konca 40-kh po nashi dni [Eh/г]. - R/d: http::'/www.leary.m,'misc/kervey/

7. Muzalevskaya, E.Yu. Yavlenie molodezhnoyj modih stritstayjl v kontekste subkuljtumihkh yavleniyj (vtoraya polovina KhKh - nachalo XXI vekov). - SPb., 2007.

8. AreQeva, T. Ehra cvetov v mirovoyj mode // Zabriski Poyjnt: [O dvizhenii khippi 60-kh gg.: Aljmanakh]; sost.-red. M. Pushkina-Linn. - M., 1993.

9. Nikitina, О Eh Biograficheskiyj mif kak literaturovedcheskaya problema (na materiale russkogo roka): dis ... kand filol. nauk. - Tverj, 2006.


Источник — Мир науки, культуры, образования, № 3 (июнь 2013)
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ@Mail.ru