Е.Г. Хольнова Российская практика государственного регулирования устойчивости банка

Читать журнал


Аннотация: В статье рассмотрены основные направления регулирования Банком России деятельности коммерческих банков на современном этапе, определена роль финансовой устойчивости банка и раскрыта ее сущность с позиции государственного регулятора и коммерческого банка, проведен сравнительный анализ двух подходов к повышению эффективности банковского надзора на современном этапе развития банковской системы России.

Ключевые слова: устойчивость банка, государственное регулирование банковской деятельности, банковский надзор.

Abstract: the article deals with the basic directions of activity of Bank of Russia regulation of commercial banks at the present stage, the Bank's financial stability role is defined and disclosed its essence from the position of Governor and State commercial bank, the comparative analysis of two approaches to enhancing the effectiveness of banking supervision at the present stage of development of the Russian banking system.

Key-words: sustainability, State regulation of banking, bank supervision.

Органы государственного банковского регулирования и надзора стран, как правило, несут ответ­ственность за обеспечение устойчивости банковской системы в целом и коммерческих банков в частности, что позволяет сохранять стабильность всей финансовой систе­мы страны. Регулирование и надзор в банковском секторе, отличается большей строгостью и интенсивностью, чем в других регулируемых секторах экономики страны. Соответствующие государственные органы занимаются не только разработкой соответствующих нормативных актов, доку­ментарным анализом показателей деятельности банков, но и прово­дят дистанционный контроль, проверки, мониторинг банков и могут вмешиваться в их деятельность в случае невыполнения банками минимальных требований, призванных обеспечить их финансовую прочность, в экстремальных случаях могут даже лишить прав соб­ственности владельцев обанкротившихся или стоящих на грани бан­кротства коммерческих банков.

Таким образом, банковское регулирование возникло в результате необходимости участия центральных банков в обеспечении финансовой стабильности в государстве. Во многих странах, как правило, центральный банк отвечает за регулирование коммерческих бан­ков, и банковский надзор является обязательным механизмом государственного регулирования деятельности банков. Потребность в институте банковского надзора возникла вследствие особой социальной значимости и ответственности банков перед обществом. Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы, находит свое выражение в той или иной форме воздействия центрального банка на деятельность коммерческих банков и направлено на достижение следующих трех целей: безопасности, стабильности и поддержания конкуренции. Этим трем целям, как считает Дж.Ф. Синки, мл., соответствуют следующие направления политики центральных банков:

- защита вкладчиков и фондов страхования депозитов;

- защита хозяйства от слабостей финансовой системы;

- защита банковских клиентов от монополизма банков [1, с. 158]

Таким образом, на практике надзор и регулирование банковской деятельности выступают одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности в государстве. При этом вне зависимости от выбранной модели реализации надзорных функций, цели и задачи органов регулирования банковской деятельности исторически не претерпевали принципиальных изменений и сводятся, как правило, к обеспечению устойчивости банковской системы, созданию условий ее эффективной деятельности, и, в конечном счете, к защите интересов вкладчиков, кредиторов и клиентов банка.

Банковский надзор по своей природе всегда вторичен по отношению к банковской деятельности, поскольку в функции банковского надзора не входит осуществление всеобъемлющего контроля за банковскими операциями, а тем более вмешательство в текущую деятельность этих финансовых посредников. По существу, пруденциальная практика банковского надзора - это способ осуществления мониторинга и оценки рисков.

Занимая центральное положение в финансовой сфере российской экономики и осуществляя фактически все денежное обращение в стране, банковская система концентрирует в себе высокий уровень экономических рисков, обусловленных как банковской деятельностью, так и несовершенством рыночного механизма, реформационными преобразованиями в стране и другими обстоятельствами, характерными для развития национальной экономики. В этой связи уровень устойчивости банковской системы и национальных банков как опорной ее составляющей, отражает уровень банковского регулирования и надзора со стороны государства.

Коммерческий банк, являясь кредитной организацией, действующей на основании банковской лицензии и входящей в банковскую систему, выступая как юридическое лицо, должен в своей деятельности также выполнять требования общероссийской законодательной базы. Непосредственно деятельность банка как кредитной организации регулирует специальное банковское законодательство, начиная с момента создания банка, проведения им банковских операций и его закрытия. Мы не будем детально останавливаться на всех аспектах банковского законодательства каждого уровня, а сфокусируемся на деятельности Банка России (как государственного регулятора) по регулированию финансовых отношений, возникающих в процессе функционирования коммерческих банков, которые необходимо учитывать финансовым менеджерам банка в своей деятельности.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 одной из основных его целей деятельности определено развитие и укрепление банковской системы страны. В соответствии с этим законом Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кре­дитных организаций и из 18 функций, которые возложены на него, 11 напрямую затрагивают регулирование финансовой деятельности банков различными методами и инструментами, поскольку именно она в большей степени формирует финансовую устойчивость всего банковского сектора и экономики страны [2]. Определим основные направления регулирования Банком России финансовой деятельности банков (см. рис. 1).

Как видно из перечисленных групп, все они преследуют основную цель регулирования деятельности банка – это поддержание его финансовой устойчивости, которая лежит в основе функционирования его финансового менеджмента и является одной из стратегических целей банка.

table.jpg

Выделенные направления государственного регулирования финансовых потоков банка структурируем на следующие группы, определив основные мероприятия, проводимые Банком России по каждому направлению (см. табл. 1).

Основными методами регулирования Банком России финансовой деятельности коммерческих банков являются:

- нормотворческая деятельность, регулирующая финансовую деятельность банка;

- разработка методик оценки финансового состояния банка и рекомендаций по повышению эффективности его функционирования;

- использование инструментов денежно-кредитного регулирования для воздействия на финансовые операции банков;

- проведение консультаций, семинаров, круглых столов для финансовых менеджеров всех уровней управления банком;

- осуществление банковского контроля и надзора за финансовой деятельностью банков.

Таблица 1

Группировка основных направлений государственного регулирования
ЦБ РФ финансовой деятельности банка

Направление

регулирования

Мероприятия в рамках направления

1.

Регулирование финансовых

отношений в процессе

создания и

лицензирования банка, при

временной его неплатежеспособности и

отзыве лицензии

- государственная регистрация банка и выдача лицензии на проведение банковских операций;

- определение обязательных требований к величине уставного капитала банка в момент его создания и отслеживание законности его формирования;

- формирование и предоставление банками с документами для лицензирования бизнес-плана на ближайшие два года, содержащим предполагаемую программу действий банка, включая финансовые показатели и ожидаемые результаты деятельности, позволяющим ЦБ РФ оценить способность банка обеспечить свою финансовую стабильность на рынке;

- установление критериев признания банка неплатежеспособным и участие в его финансовой санации (финансовое оздоровление, введение временной администрации);

- в случае закрытия банка, проведение официальной процедуры его ликвидации

2.

Регулирование финансовой

деятельности при функционировании банка на рынке

- установление правил по проведению банковских операций и расчетов в наличной и безналичной форме в РФ;

- регистрация эмиссии ценных бумаг банков и регулирование их обращения;

- определение требований к структуре и объему собственного капитала банка;

- оценка величины и достаточности собственных средств банка и оценка качества их активов;



- управление ставкой рефинансирования для изменения рыночных цен на банковские продукты и услуги;

- деятельность на валютном рынке и проведение валютной интервенции;

- определение основных требований к руководящему составу банка (Председателю Правления, главному бухгалтеру и их основных заместителей);

- оценка эффективности организации внутреннего контроля в банке, системы управления рисками;

- обеспечение транспарентности финансовой деятельности банков;

3.

Регулирование процесса

поддержания

ликвидности

коммерческого банка

- установление экономических нормативов ликвидности для банков;

- рекомендации по формированию подразделений в банке по управлению за его ликвидностью, методам оценки его эффективности и мероприятиям по ее восстановлению в банке;

- предоставление банку кредитов и прием его свободных денежных средств в депозиты для поддержания ликвидности баланса;

- осуществление операций репо-соглашений с банком и покупка-продажа государственных ценных бумаг;

- эмиссия облигаций ЦБ РФ и покупка-продажа их на рынке.

4.

Регулирование процесса

управления

банковскими

рисками

- определение требований к системе риск-менеджмент банка;

- установление экономических нормативов в части финансовой деятельности банка и лимитов проведения его спекулятивных сделок (лимит открытой валютной позиции, лимит открытой позиции по драгоценным металлам и т.д.) ограничивающих риски банков;

- определение требований к созданию резервов банками на возможные потери;

- разработка методик по оценке уровня банковских рисков;

- проведение стресс-тестирования банков в целях определения их устойчивости к возможным потрясениям в случае возникновения кризисных ситуаций.

5.

Регулирование процесса ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и финансовой отчетности в ЦБ РФ

- установление плана счетов для коммерческих банков и порядка ведения ими бухгалтерского учета;

- установление требований к составлению и предоставлению банками бухгалтерской, финансовой и консолидированной отчетности в ЦБ РФ

6.

Регулирование и надзор за

финансовой

устойчивостью банка

- контроль за выполнением банками пруденциальных норм деятельности;

- надзор за функционированием системы внутреннего контроля;

- осуществление банковского регулирования и надзора за текущей финансовой деятельностью банка в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах;

- контроль за эффективностью функционирования системы страхования вкладов граждан в банках, включая текущий надзор за соблюдением банками требований к участию в системе страхования вкладов;

- осуществление надзорного регулирования за соблюдением банками банковского законодательства и актов ЦБ РФ;

- установление критериев оценки финансового состояния банка и совершенствование методов определения финансовой устойчивости банка и банковского сектора в целом;

- мониторинг финансовой устойчивости банков

Банковский надзор представляет собой систему мероприятий, проводимых надзор­ным органом в рамках действующего законодательства с целью реализации функций банковского надзора, который может быть двух видов: прямой (превентивный) и либераль­ный (защитное регулирование).

На практике преобладает сочетание того и другого методов («разумный банковский надзор»). В зависимости от используемых инструментов выделяют следующие группы методов: административные и экономические, нормативные и корректирующие, регулирующие и надзорные. Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на дея­тельность банков (ставка рефинансирования, ставки по операциям Банка России, валютная интервенция, операции на открытом рынке и т.д.).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специаль­ных инструкций и положений и организации контроля за их исполнением.

Корректирующиеметоды реализуются через рекомендации и разъяснительные письма регулятора и позволяют корректно направлять деятельность банков, предлагая наиболее целесообразный вариант их развития.

Регулирующие методынаправлены в первую очередь на снижение банковских рисков и предполагают использование как административных, так и экономических методов и реализуются через установление пруденциальных норм банковской деятельности и норм международного банковского права.

Надзорные методынацелены на организацию контроля над выполнением банковского законодательства и нормативных актов Банка России. В системе надзора выделяют регистрацию и лицензирование кредитных организаций, текущий надзор и отзыв лицензий на банковскую деятельность. Текущий надзор за деятельностью банков может осуществлять­ся в следующих формах:

- анализ отчетности коммерческих банков, регулярно представляемой в Банк России в установлен­ном порядке;

- сплошная или выборочная проверка направлений деятельности банка представителем государственного регулятора;

- проведение внешнего аудита аудиторской фирмой (сведения о фирме и ее ауди­торское заключение представляются в Банк России).

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять текущий и конечный внутренний аудит и контроль через службу внутреннего контроля банка и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и отчет о прибылях и убытках. Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение ком­мерческим банком банковского законодательства или пруденциальных норм деятельности, он имеет право осуществлять меры воздействия на банки двух типов:

- предупредительные, которые применяются, если выявленные недостатки в деятельности банка на прямую не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков;

- при­нудительные, используемые, если выявленные недостаткив деятельности банка на прямую угрожают интересам кредиторов и вкладчиков банка. Они могут быть в зависимости от нарушения в виде штрафов, запрета на проведение каких-либо видов банковских операций или открытия филиалов на период до года, требований о смене руководства банка или его реорганизации, введения временной администрации в банк, отзыва лицензии на право осуществления банковской деятельности.

«Базель I» и «Базель II» фактически стали международными стандартами. «Базель I» уже реализован более чем в ста странах, что заняло более десяти лет. В России стандарты этого документа были реализованы в 2004 г. с момента выпуска ЦБ РФ Положения № 215-П [3]. Процесс глобализации международных финансово-кредитных отношений требует от российской банковской системы перехода к более высокому уровню оценки рисков и достаточности собственного капитала банков, что будет реализовано при повсеместном внедрении основных положений «Базеля II». Данный переход был начат в середине 2010 г.

Новый пакет международных банковских нормативов, получивший название «Базель III», предусматривает последовательное ужесточение минимальных требований к достаточности капитала банков. Коэффициент достаточности основного капитала первого уровня (common equity, или обыкновенные акции банка плюс нераспределенная прибыль, в отношении к совокупным активам, взвешенным по уровню риска) будет повышен с нынешних 2% до 4,5%.

Кроме того, банки будут обязаны формировать специальный буферный резервный капитал в размере 2,5% от активов (сверх капитала первого уровня). С учетом этой «подушки безопасности» минимальные требования к базовому капиталу первого уровня (common equity) возрастают до 7% - то есть более чем в три раза с текущих 2%. Если банки не смогут сформировать необходимый буферный капитал, они столкнутся с регулятивными ограничениями на выплату дивидендов и бонусов сотрудникам.

Стандарт «Базель III» также предусматривает повышение минимальных требований к капиталу первого уровня, состоящего из базового компонента common equity и дополнительных инструментов, поглощающих убытки в ходе текущей деятельности банка, до 6% вместо нынешних 4%. Минимальные требования к так называемому совокупному капиталу остаются прежними - 8% от активов. Однако с учетом буферного капитала минимальный совокупный капитал банка должен составлять уже 10,5% от активов, взвешенных по риску.

Согласно еще одному пункту соглашения, банки будут обязаны формировать специальный «контрциклический» резерв в диапазоне от 0 до 2,5% от базового капитала в периоды потенциального возникновения кредитных «пузырей».

График перехода на новые капитальные стандарты предусматривает приведение базовых капиталов первого уровня к нормативу в 4,5% к началу 2015 г. А к началу 2019 г. банки должны будут сформировать буферный капитал в 2,5% от активов, чтобы базовый капитал с учетом этой добавочной «прослойки» удовлетворял минимальному требованию в 7%. Фактически же постепенный переход банков на новые стандарты начнется в 2013 г.

При участии Банка России в 2007 г. была создана совместная рабочая группа Правительства Российской Федерации и Государственной думы по вопросам совершенствования банковского надзора. Сопредседателями этой группы являются председатель Комитета по банковской деятельности Государственной думы и от Правительства – министр финансов. В рабочую группу входят представители Государственной думы и Совета Федерации, Банка России и федеральных министерств и ведомств – Минфина России, Минэкономразвития России, ФСФР, руководители банковских ассоциаций и эксперты (общий состав группы – более 40 человек). Целью данной группы является нахождение оптимальных стратегических решений улучшения качества нормативной базы банковского надзора в части установления соотношения формальных критериев контроля и системы содержательных, профессиональных оценок и суждений.

В настоящее время выделяют два подхода к повышению эффективности банковского надзора для роста устойчивости деятельности кредитных организаций, которые активно обсуждаются как на уровне ЦБ РФ, так и на уровне Ассоциаций Банков России и самих коммерческих банков: «формальный» и «содержательный». Для понимания их принципиальных отличий сведем их в табл. 2.

Таблица 2

Два подхода к повышению эффективности банковского надзора

Формальный надзор

Содержательный надзор

- оценка деятельности банков на основе количественных нормативов;

- отказ от мотивированного суждения;

- строго формальное осуществление правоприменительных функций;

- разделение регулирующих и правоприменительных функций.

- использование мотивированного суждения;

- оценка качества управления;

- риск-ориентированный надзор;

- внедрение института куратора;

- переход на МСФО;

- внедрение «Базель II».

В «формальном подходе» представлены предложения, которые в последнее время стали актуальными и достаточно активно продвигаются рядом депутатов Государственной Думы и специалистов, в том числе и руководителями банков. Их смысл: надо вернуться к оценке деятельности банков на основе строго определенных количественных нормативов. Желательно не использовать мотивированное суждение, потому что оно, во-первых, непонятно, и, во-вторых, строго не регламентировано. Необходимо формально осуществлять правоприменительные функции, прежде всего Банком России на основе четко определенных прав, лучше всего, если они установлены в законодательных актах и, желательно, разделить регулирующие и правоприменительные функции надзорных органов.

В то же время, Банк России придерживается несколько других приоритетов в области совершенствования банковского надзора, т.е. ориентируется на «содержательный подход». Для понимания необходимости перехода именно на «содержательный» рассмотрим основные различия между этими двумя видами надзора (см. табл. 3).

Таблица 3

Особенности и условия применения «формального» и «содержательного» надзора

Характеристика

Формальный

надзор

Содержательный

надзор

Регулятивные нормы

Преимущественно строго определяются в законе в виде правил

Определяются в виде принципов и правил в нормативных актах ре­гулятора

Взаимоотношения между регулятором и банком

Формальные

Доверительные

Степень устойчивости банковского сектора

Слабый банковский сектор

Сильный банковский сектор

Степень общественного доверия к действиям регулятора

Низкая (в т.ч. и со стороны банков)

Высокая

Источники надзорных норм

Предписания государства и регулятора

Нормы саморегулирования (стандарты качества)

Меры воздействия

Преимущественно принудительные

Преимущественно предупредительные

Степень открытости банка перед регулятором

Минимально необходимая

Максимальная

Прежде всего, различия можно увидеть в особенностях регулирования деятельности банков: при формальном надзоре они преимущественно строго определяются в законе в виде правил, как у нас было на первых этапах становления банковской системы и ее регулирования. Нормативы были определены в законе, и он фактически определял наиболее базовые нормативные, регулятивные нормы. В отличие от этого при содержательном надзоре регулятивные нормы определяются в виде принципов, прежде всего, которые формулируются в нормативных актах регулятора, но не в законе, серьезное отличие и во взаимоотношениях между регулятором и банком (более доверительное отношение).

Важно для реализации того или иного вида надзора степень устойчивости банковского сектора изначально, который в данный момент существует. Формальный надзор имеет смысл для слабого банковского сектора, в то время как содержательный надзор возможен при достаточно сильном банковском секторе, к которому можно отнести российскую банковскую систему. Конечно, важна и степень общественного доверия к действиям регулятора, невозможно обеспечить эффективный надзор при ее низкой степени, поэтому степень доверия между банком и регулятором должна быть достаточно высокая.

Сравнительный анализ научных трудов, раскрывающих сущность финансовой устойчивости банка и нормативно-правовой базы, регулирующей финансовую деятельность банка, позволил сделать вывод, что Банк России трактует в несколько другом аспекте финансовую устойчивость банка - в основном с позиции выполнения банковского законодательства Российской Федерации и понятия надежности банка. Также можно отметить, что практически все авторы рассматривают в основном факторы, влияющие на финансовую устойчивость банка, а не показатели банка, которые будут формировать ее в глазах менеджеров банка и заинтересованных в его функционировании лиц. Данные выводы позволили рассмотреть понятие финансовой устойчивости в другом ракурсе, т.е. не с позиции влияющих на нее факторов, а с позиции основных показателей ее отражающих и формирующих данный имидж банка (финансово-устойчивого) на рынке.

Исследование данного вопроса будет рассмотрено с позиции коммерческого банка и государственного регулятора, заинтересованного в стабильной работе банка. Для наглядности в табл. 4 представлен сравнительный анализ основных показателей, которые отражают финансовую устойчивость банка с точки зрения самого коммерческого банка и Банка России. Банк России в своих нормативных документах не дает точного понятия «финансовая устойчивость банка», определяя ее по результатам проведенного анализа. Выделим следующие основные нормативные акты, раскрывающие общий подход Банка России к оценке финансовой устойчивости коммерческих банков: Указание № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» от 30.04.2008 [4] и Указание № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточности для участия в системе страхования вкладов» от 16.01.2004 [5], которое базировалось на основных положениях «Методики анализа финансового состояния банка», разработанной ЦБ РФ 04.09.2000 [6].

Таблица 4

Сравнительный анализ основных показателей, отражающих финансовую устойчивость банка с точки зрения Банка России и коммерческого банка

С точки зрения Банка России

С точки зрения коммерческого банка

1.

Выполнение банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ

2.

Величина, структура и достаточность собственного капитала банка

3.

Выполнение банком обязательных экономических нормативов

4.

Эффективность систем внутреннего контроля и управления рисками в банке

5.

Уровень риска ликвидности, кредитного и рыночного рисков

6.

Объем чистой прибыли (убытка) банка

7.

Отсутствие недостатков, напрямую угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков

8.

Достоверность и точность составления финансовой отчетности

Объем выплачиваемых дивидендов и рыночная цена акций

9.

Степень открытости банка надзорному органу ЦБ РФ

Доходность и рентабельность активов, кредитного и фондового портфелей

10.

Своевременное предоставление финансовой отчетности в ЦБ РФ

Уровень наступивших рисков по операциям банка

11.

Создание банком Фонда обязательного резервирования (ФОР) в ЦБ РФ и его своевременное регулирование

Мультипликационный эффект капитала банка и уровень внутреннего капиталообразования банка

12.

Отсутствие у банка санкций ЦБ РФ

Уровень ликвидности и способность быстро ее восстанавливать

13.

Своевременное и в полном объеме создание банком резервов на возможные потери и его регулирование

Величина активов и депозитов в объемах банковской системы

14.

Своевременное погашение обязательств перед ЦБ РФ

Уровень банковских и информационных технологий

15.

Наличие постоянного кредитового остатка на корреспондентском счете банка в РКЦ

Конкурентоспособность банка на рынке финансовых услуг

В первом документе суждение о финансовой устойчивости банка выносится на основе выполнения им банковского законодательства и пруденциальных норм деятельности, в остальных – по результатам расчета показателей следующих групп: достаточность собственного капитала банка и его прозрачность, оценка активов, доходности, ликвидности, обязательных экономических нормативов и качества управления.

Как видно из табл. 4 коммерческие банки рассматривают свою финансовую устойчивость исходя из основных финансовых показателей, сориентированных на рентабельность его работы и максимизацию рыночной стоимости бизнеса, в то время как Банк России – с позиции возможности банка покрывать свои риски собственным капиталом и выполнять, так называемые, пруденциальные нормы деятельности (создание резервов, выполнение экономических нормативов, составление и предоставление финансовой отчетности и т.д.).

В целях организации банковского надзора ежемесячно Территориальные учреждения передают в Банк России (Департамент банковского регулирования и надзора) сведения об отнесении кредитных организаций к классификационным группам финансового состояния. Банки в соответствии с Указанием № 2005-У могут относится к одной из пяти групп:

- в 1 группу входят банки в деятельности, которых не выявлены текущие трудности, т.е. все показатели оцениваются как «хорошие»;

- во 2 группу входят банки, не имеющие текущие трудности, но в деятельности, которых выявлены недостатки и в случае их не устранения могут возникнуть трудности в ближайшие 12 месяцев и (или) хотя бы один показатель признается «удовлетворительным»;

- в 3 группу входят банка, имеющие недостатки в деятельности, не устранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам вкладчиков и кредиторов и (или) хотя бы один показатель признается «сомнительным»;

- в 4 группу входят банки, нарушения, в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка и (или) хотя бы один показатель признается «неудовлетворительным»;

- в 5 группу входят банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и (или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности банка [4].

В соответствие с полученными данными Банк России публикует сводный отчет «О финансовом состоянии кредитных организаций Российской Федерации».

Резюмируя проведенное исследование, отметим, что финансовая устойчивость является основополагающей целью банковского менеджмента и играет важную роль в функционировании банка в рыночной среде, поскольку позволяет ему поддерживать свое финансовое равновесие на рынке и обеспечивать нормальную работу своих клиентов независимо от изменения внутренней и внешней среды.

В тоже время, проведенный сравнительный анализ параметров, которые рассматриваются надзорным органом и банком при определении уровня его финансовой устойчивости, показывает, что все выделенные нами показатели фактически отражают способность финансового менеджмента банка формировать внутреннюю устойчивость и не учитывают социально-экономическую значимость банка для экономики того или иного региона или страны в целом.

Данные тенденции перехода к содержательному банковскому регулированию и надзору нашли свое отражение в «Стратегиях развития банковского сектора РФ на периоды 2004 -2008 гг., 2008 – 2012 гг., 2012 – 2015 гг.» [7, 8, 9], в которых определены основные задачи по развитию и совершенствованию этих направлений в соответствии с международно-признанными нормами, определенными в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» с учетом особенностей организации и функционирования российского банковского рынка. Выделим некоторые, наиболее значимые задачи, поставленные в Стратегии ЦБ РФ на среднесрочную перспективу (2012 – 2015 гг.) в рамках поставленной проблемы:

• укрепление прав кредиторов (в первую очередь залоговых) и инвесторов;

• совершенствование правовых механизмов по развитию рыночной конкуренции, ликвидации, слиянию и присоединению кредитных организаций;

• создание условий для эффективного развития инфраструктуры кредитных бюро;

• последовательная реализация законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и обеспечение правовых механизмов установлению недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями;

• совершенствование системы налогообложения банковской деятельности;

• развитие содержательных подходов, включая риск-ориентированный надзор, т.е. применение оперативных мер надзорного реагирования, исходя из характера рисков, принятых кредитной банком, и качеством управления рисками;

• продолжение внедрения международных подходов к оценке достаточности капитала банков («Базель II»);

• дальнейшее развитие системы мониторинга финансовой устойчивости банковского сектора по основным видам финансовых рисков и достаточности капитала;

• уточнение рекомендаций по порядку составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО и ее анализу и участие в работе по законодательному закреплению статуса данной отчетности [9].

Деятельность макрорегулятора банковской системы страны – Банка России – в настоящее время находится на стадии постоянного развития и целенаправленного перехода на международные стандарты ведения банковского дела.

В тоже время можно выделить следующие проблемы в части несовершенства правового обеспечения банковской деятельности и банковского регулирования и надзора при поддержании устойчивости банковской системы:

а) в части проводимых проверок надзорными органами деятельности коммерческих банков:

• существует необходимость принципиального улучшения качества заданий на их проведение. Задания должны быть направлены на решение конкретных надзорных задач, необходимо акцентировать внимание в ходе инспекционных проверок на следующие вопросы: определение подходов по координации надзорных и иных подразделений при проведении и подготовке к взаимодействию инспекторов и кураторов; последовательности проверки и оценки достоверности учета кредитных организаций, по проведению проверки и оценки системы управления банковскими рисками; по структуре и содержанию актов проверки, по проведению проверки организации корпоративного управления. Реализация этих задач повысят уровень предпроверочной подготовки и качество актов проверок кредитных организаций;

• важным представляется своевременное надзорное реагирование на выявленные в ходе проверок недостатки и нарушения в деятельности кредитных организаций;

б) в части перехода ЦБ РФ от формальной формы надзора к содержательной, которая характерна для развитых финансового рынка и банковской системы страны, что также напрямую связано с переходом на МСФО, введением международных стандартов по достаточности собственного капитала банков («Базель II») и необходимостью повышения эффективности банковского надзора. ЦБ РФ в процессе перехода должен сочетать одновременно инструменты формального и содержательного надзора, что приводит к следующим проблемам:

• четкое разграничение типов надзоров в надзорной практике понимаемое и поднадзорными органами - банками, при каких случаях наступает тот или иной тип надзора. Решение проблемы по определению, в каком случае использовать тот или иной режим надзора, и внедрению принципов содержательного надзора видится во введении института кураторов как посредников между банками и надзорными органами. Банки, добровольно соглашаясь на введение института кураторов, тем самым дают согласие на то, что куратор будет получать соответствующую информацию, необходимую надзорным органам для применения надзорных мер содержательного характера;

• для того чтобы реализовать полностью содержательный надзор, необходимо предварительно очистить банковскую систему, не обязательно в радикальной форме (отзыв лицензии), но определить и выделить добросовестные банки;

в) в части обеспечения на законодательном уровне цели противодействия проникновению криминальных капиталов в экономику страны и повышение имиджа на международной арене с целью признания России международным экономическим сообществом

• в целях организации внутреннего контроля за операциями, подлежащими обязательному контролю ФСФМ, необходимо разработать единые правила внутреннего контроля, осуществляемые организациями в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

• слабым звеном в организации этой работы до сих пор является защита информации об операциях, подлежащих обязательному контролю при ее передачи по каналам связи;

• наложение штрафа за недостаточную организацию внутреннего контроля в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма носит чисто субъективный характер;

г) в части функционирования службы внутреннего контроля в банке:

• ЦБ РФ и Правительство РФ используют внутренний контроль коммерческих банков как инструмент в борьбе с легализацией преступных доходов, иначе говоря, реализуют свои функции через другие организации. При организации внутреннего контроля в современном банке использование концепции тотального контроля, предполагающего установление всеобъемлющего свода правил, регулирующих все аспекты деятельности кредитной организации, по нашему мнению, просто неприемлемо. Внутренний контроль потому и называется внутренним, что направлен не на надзор за деятельностью клиентов, а на достижение уставных целей банка с соблюдением законодательства и с наименьшими рисками. Нельзя отождествлять понятия внутреннего контроля и надзора, так как это совершенно два разных по своей сути направления контроля;

• осуществление всех видов контроля поручено отдельному подразделению – службе внутреннего контроля (СВК), но насколько это эффективно. Банковская практика показывает, что СВК зачастую не справляется с возложенными на неё обязанностями, особенно это заметно в работе филиалов крупных банков, территориально отдалённых от головных офисов. Возможно, было бы целесообразно распределить ответственность между различными подразделениями коммерческого банка, встраивая контроль в их текущую деятельность;

• важным является вопрос, касающийся независимости службы внутреннего контроля, поскольку это оказывает существенное влияние на эффективность системы внутреннего контроля. Банковским законодательством предусмотрено, что служба внутреннего контроля действует под непосредственным контролем Совета директоров (собственников) банка, что является вполне логичным, однако на практике этот принцип не реализуется, т.к. на сегодняшний день статус СВК в российских банках таков, что не даёт возможности руководителям таких служб напрямую обращаться к собственникам или к Совету директоров, особенно остро эта проблема стоит в филиалах банков, территориально отдалённых от головных офисов, поэтому служба внутреннего контроля фактически подчинена руководителю исполнительного органа кредитной организации, перед которым служба отчитывается и чьи указания она выполняет;

• международные требования к внутреннему контролю предполагают его непрерывность, поскольку он является единственной формой контроля, позволяющей добиться сплошной проверки операций банка, в то время как в российском законодательстве предлагается проводить плановые проверки, а не непрерывный контроль.

Нами определены только наиболее серьезные проблемы российского банковского законодательства напрямую или косвенно затрагивающие менеджмент коммерческих банков, влияющие на формирование их устойчивости и, следовательно, устойчивости российской банковской системы в целом. В тоже время, нельзя не отрицать огромную роль Банка России в части обеспечения и регулирования устойчивости банковской системы страны, позволяющей поддерживать ее экономическую стабильность и динамичное развитие.

Литература

1. Синки Джозеф Ф. мл. Управление финансами в коммерческих банках: Пер. с англ. - М.: Gatallaxy, 1994. - 820 с.

2. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002

3. Положение ЦБ РФ «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» № 215 от 10.02.2003

4. Указание ЦБ РФ «Об оценке экономического положения банков» № 2005-У от 30.04.2008

5. Указание ЦБ РФ «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточности для участия в системе страхования вкладов» № 1379-У от 16.01.2004

6. Методика ЦБ РФ «Методика анализа финансового состояния банка» от 04.09.2000

7. «О стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2008 г.» Заявление Правительства РФ и ЦБ РФ 05.04.2005.

8. «О стратегии развития банковского сектора РФ на период 2008 – 2011гг.» Заявление Правительства РФ и ЦБ РФ 05.05.2008.

9. «О стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года от 05.04.2011


Источник — Мир экономики и права, № 10 (октябрь 2013)
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ@Mail.ru