E.А. Ильинская Время и интернет пространство

main.jpg

Читать журнал


Цель работы: выявить и обосновать зависимость между Интернет про­странством, виртуальным временем и существующей реальной действи­тельностью. Основные методы работы: формально-логический, системный, структурно-функциональный и компаративистский методы анализа; принци­пы историзма, объективности и контекстуальности. Научная новизна рабо­ты заключается в обосновании положения о том, что виртуальное время обладает свойствами нелинейной динамики и влияет на социальное время, которое в свою очередь изменяет существующую реальность. Результаты работы представляют интерес для специалистов в области философии и культурологии.

Смысловая интерпретация времени является механизмом, с помощью ко­торого происходит согласование культурного, социального и индивидуального мира человека. С появлением в нашей жизни Интернета меняется именно смысловая интерпретация времени, что может привести к определенным со­циально-культурным изменениям в обществе. Еще со времен Аристотеля люди связывают время с движением, но данный принцип не раз уже подвергался сомнению в истории человеческой мысли. Физик Кост де Борегар обнаружил, что время измеряется с помощью изменений, а изменения с помощью време­ни, и данное противоречие еще не преодолено современной наукой. Русский математик НИ. Лобачевский также заметил это противоречие и дал определе­ние времени: «Движение одного тела, принимаемое за известное в сравнении с другим, называется временем» [1]. Возможно, что привязка времени к движению не дает современной науке найти ключ к управлению временем. Метаморфо­зы, которые происходят со временем в виртуальном пространстве, где нет фи­зического движения тел, а лишь движение потоков информации, указывают нам на временную неопределенность Интернет пространства, в котором воз­можно устанавливать любые временные масштабы и длительности. Виртуаль­ное время также как и мифологическое нелинейно и обладает инверсией, век­тор времени может быть направлен не только вперед, но и назад в прошлое. Например, у современных народов Тропической Африки традиционное время существует и развивается в обоих направлениях, т.е. прошлые поколения ак­тивно участвуют в жизни нынешних поколений, и даже после смерти усили­вают социальное влияние, которым обладали при жизни [2]. Тем не менее, путе­шествия во времени, о которых так мечтает человечество, нереальны в вирту­альном пространстве из-за невозможности полного восстановления информа­ции о прошлых событиях и точного воспроизведения будущих событий. Мы можем лишь погрузиться в моделируемое прошлое или будущее, которое, по сути, является настоящим, что указывает на необратимость виртуального вре­мени.

Интернет пространство прочно вошло в жизнь современного человека, представляет собой специфический социально-культурный феномен и являет­ся метасредой для осуществления коммуникаций, хранения и обработки не­ограниченного количества информации. Число пользователей Интернета неуклонно растет и на сегодняшний день составляет более 2 млрд. человек во всем мире. Одной из причин такой удивительной популярности Интернета является, возможно, то, что с психологической точки зрения виртуальное об­щение намного легче реального. Человек общается в созданном им виртуаль­ном пространстве иногда даже под вымышленным именем, происходит моде­лирование социального статуса индивида. При погружении в Интернет про­странство часть сознания остается в реальной действительности и пространстве, а часть погружается в виртуальное пространство и время. Таким образом, человек находится в переходном пограничном состоянии, которое неустойчиво, неопределенно и несет в себе опасность физиологической и пси­хологической зависимости. Интернет обладает своим пространством и време­нем, которое связывается с реальным пространством и временем человеческим сознанием.

В пространстве Интернет физической досягаемости не существует, а взаи­модействие присутствует, происходит обмен информацией, а не материальный обмен веществом или энергией, из чего можно сделать вывод, что именно время имеет в данном случае значение, а не пространство. Именно время син­хронизирует деятельность практически всего человечества, и мы можем сей­час говорить о «темпоральном тоталитаризме» [3]. Процесс синхронизации всех общественных процессов развивался постепенно с увеличением жизненного пространства человека, начиная от первобытного племени, локального посе­ления, появления самостоятельных городов, больших государств (Древняя Греция, Древний Египет), империй (Римская, Византия) и практически закон­чился в конце XX века с появлением Интернет пространства. Столь глобальная синхронность жизни нашей планеты удобна для человечества, но может при­вести к стиранию границ, унификации общественной деятельности и обще­ния.

Время в пространстве Интернет обладаем свойствами релятивизма, растя­гивается или сжимается под влиянием человеческого сознания, которое ориен­тируется на внутреннее время [3]. Таким образом, мы выделяем виртуальное время, продуцируемое человеческим сознанием, и обладающее свойствами нелинейной динамики. По сравнению с реальной действительностью, в которой события происходят в соответствии с естественным восприятием времени, Интернет пространство или виртуальное пространство обладает возможно­стью устанавливать любое временное протекание событий. Время внутри вир­туального пространства может протекать быстрее или медленнее в соответ­ствии с субъективным восприятием, но по сравнению с естественным време­нем течет быстрее, что замечают практически все посетители Интернета. Это обусловлено высокой скоростью распространения потоков информации в сети. Академик С.С. Хоружий в своей работе «Род или недород» описывает фено­мен «исчезновения времени» в виртуальных состояниях и указывает на то, что при нарушении топологических структурных свойств времени, к которым относятся одномерность, однонаправленность, необратимость и последова­тельность, время перестает быть длительностью. Событие, не имеющее дли­тельности, а соответственно и формы является моментальным, происходящим в бесконечно малый миг. А бесконечно малый миг, в свою очередь, открывает вечность, которая не имеет ни начала, ни конца. Таким образом, появляется «новый тип временного порядка, новая темпоральная структура: дискретная темпоральность, стоящая вне темпоральности наличного бытия...»1. Впадение в виртуальную реальность может быть сравнимо с наркотическим опьянением, основным признаком которого является отключение сознания и выпадение индивида из реального временного потока. Желание преодолеть время было у людей всегда, на любом историческом этапе. Для этого использовались раз­личные препараты растительного или искусственного происхождения, а также техники медитации, зародившиеся в индуистской традиции и имеющие попу­лярность во всем мире. Интернет зависимость является на сегодняшний день практически неизлечимым недугом, которому подвержены 6% - 10% всех по­сетителей Интернета. Особую опасность представляет для общества интернет зависимость детей и подростков. Еще не созревшие в социальном плане инди­виды погружаются в сеть и моделируют свою собственную реальность, име­ющую мало общего с существующей реальностью. Все жизненные интересы аккумулируются в Интернете, и жизнь в реале теряет краски, утрачивает акту­альность, а порой даже раздражает. Полностью сформировавшийся человек средних лет, имеющий богатый жизненный опыт, реальные интересы, пони­мающий богатство личного общения использует Интернет пространство как современное средство коммуникации, удобную информационную технологию, способную внести в реальную жизнь новые краски. Мы можем говорить о неоспоримых достоинствах Интернета, таких как краудсорсинг, создание веб-сообществ и всех тех преимуществ общества будущего, базирующегося на новых технологических возможностях, описанных ИВ. Эйдманом в книге «Прорыв в будущее». Но в случае с подрастающим поколением необходимо задуматься, как виртуальное пространство может повлиять на неокрепшее сознание, не имеющее достаточного жизненного опыта. Современные дети погружены в многомирную реальность, требующую нового уровня восприя­тия, настроенного не только на существующую, но и на виртуальную реаль­ность. В данном случае можно говорить о перцептивной трансформации пси­хосоматики, результаты которой нам предстоит узнать. Также может возник­нуть проблема с личностной идентификацией. Примером для подражания может стать не реальный человек, а виртуальный персонаж, что в прочем уже не раз было в социально-культурной практике, когда дети подражали сказоч­ным героям, с той лишь разницей, что современный ребенок может по воз­можностям приблизиться к виртуальному герою в игровом Интернет про­странстве и виртуально воплотить свою мечту.

Виртуальное время, несомненно, влияет на социальное время, которое в свою очередь изменяет реальность, превращая её постепенно в бессмыслен­ный бег на месте. Человечество, зная сегодня высокую цену времени, все больше ускоряет течение времени с помощью различных технологий, тем са­мым усугубляя трагичность конечной человеческой жизни. Понимание време­ни эволюционировало в процессе развития цивилизации от первобытной куль­туры, которая вообще не знает времени, от мифологического цикличного вре­мени до линейного и синхронного времени современности. Но синхронность в сочетании с высокой скоростью всегда обладает опасностью резонанса и по­следующего разрушения, как в знаменитом примере из учебника физики, когда отряд солдат в ногу быстро идет по мосту. Недаром М. Маклюэн заметил, что «...мгновенные скорости отменяют время и пространство и возвращают чело­века в состояние интегрального и примитивного сознания». [5] На современном этапе трудно представить, как поменяет мир Интернет, но то, что изменения неизбежны, сомневаться не приходится. В хрониках начала XX века присут­ствуют пессимистичные прогнозы по поводу влияния телеграфа и телефона на общественную жизнь в целом и на психику людей. Спустя столетие мы можем констатировать, что данные технологии связи прочно вошли в нашу жизнь, и сейчас телефон имеется практически у каждого человека в индивидуальном пользовании, как зубная щетка. Но стал ли человек свободней, счастливей от применения этих технологий. Вероятнее всего человек теряет свободу от внедрения в нашу жизнь различных технологий, начиная от часов, которые разбили нашу жизнь на мелкие отрезки, заканчивая смартфоном, с помощью которого можно ворваться в личное пространство человека телефонным звон­ком. Социально-культурные изменения, которые вносит в реальный мир вир­туальное пространство, еще не оценены. Вместе с тем, наличие в сети Интер­нет своего пространства и времени может указывать на появление нового вир­туального мира, способного обладать своей уникальной культурой. Возможность появления новой Интернет культуры уже рассматривается ис­следователями, но существует ряд противоречий. Одно из противоречий за­ключается в том, что «мир культуры подразделяется на две составляющие -материальную и духовную и определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, явившихся результатом человеческой деятельности»[6]. Но в Интернет пространстве не создается ничего материального, происходит ма­нипулирование уже готовыми формами, созданными в реальной действитель­ности и смоделированными в виртуальной реальности. Творческая же дея­тельность, которая является социально-культурным механизмом создания но­вых смыслов, в сети носит характер недовоплощенности, не имеет материальной оболочки, а следовательно не может стать духовным достоянием культурного пользования. Таким образом, можно поставить под сомнение наличие самостоятельной культуры Интернета. С точки зрения реальной дей­ствительности, все, что происходит в сети может иметь приставку «недо»: недопространство, недособытие, недовремя, а следовательно и недокультура, или просто отражение массовой культуры в виртуальном пространстве и вре­мени.

Тем не менее, назад пути нет, и Интернет уже изменяет мировую культуру и трансформации, происходящие в результате развития информационных тех­нологий, имеют фундаментальный характер.

Библиографический список:

1. Т.А.Алексина Библиотека электронных публикаций. Время как феномен культуры // http//www.cronos.msu.ru

2. В.В. Афанасьева Виртуальная реальность и неопределенность // http://www.proza.ru

3. В.И. Вернадский Философские мысли натуралиста. М., 1988.

4. И.Т. Катагошина Традиционные пространственно-временные представления и общественное развитие в Тропической Африке. М.: Из-во РАН Институт Африки, 1996.

5. Культурология: Учебник/ Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. М.: Высшее образование, 2007.

6. Г.М. Маклюэн Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В.Николаева. 3-е изд. М.: Кучково поле, 2011.

7. С.С. Хоружий Род или недород. Заметки к онтологии виртуальности // http://elenakosilova.narod.ru


Источник — Европейский журнал социальных наук (European Social Science Journal), № 8 (35) (август 2013)
Поделиться:
Рейтинг@Mail.ru