Увлекательные и полезные Чтения

В Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов прошли XIV Лихачевские научные чтения

Читать статью


Корифеи науки, культуры и искусства, общественные и политические лидеры, приехавшие на XIV Лихачевские научные чтения “Диалог культур и партнерство цивилизаций” (СпбГУП, 15 - 16 мая), обсудили перспективы такого диалога в условиях обострения международной обстановки. Не остались без внимания и вопросы социально-трудовых отношений.

Первые Чтения состоялись еще в 1993 году при участии академика Лихачева. С 2001 года по указу президента РФ Лихачевские чтения получили государственный статус. С 2007 года программу Чтений пополнил Лихачевский форум старшеклассников. А с 2008 года в рамках Дипломатической программы Чтений послы иностранных государств излагают свои взгляды на важнейшие проблемы современности.

В этом году на ежегодный форум гуманитарного знания “Диалог культур и партнерство цивилизаций” в СПбГУП собрались крупнейшие ученые и мыслители из двух десятков стран. В том числе - академики А. Громыко, Г. Клейнер, А. Куделин, В. Макаров, В. Миронов, В. Наумкин, В. Петренко, А. Смирнов, Ж. Тощенко и др. Среди иностранных участников были ученые, дипломаты, писатели, руководители научных и общественных институтов из Китая, США, Испании, Великобритании, Швейцарии, Исландии, Ирана, Ливана, Польши, Украины и других стран. А также свыше 700 школьников и учителей из России и зарубежья - победители и участники Всероссийского конкурса творческих работ “Идеи Д.С. Лихачева и современность”.

В оргкомитет XIV Лихачевских чтений поступило более тысячи научных докладов. Значительная их часть вошла в программу мероприятия. Ежегодно материалы Чтений публикуются на научном сайте “Площадь Д.С. Лихачева” (www.lihachev.ru).

ОСНОВНОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

2014 год в России провозглашен Годом культуры.

- Ни одно общественное явление невозможно рассматривать без учета культуры, - сказал корреспонденту “Солидарности” ректор СПбГУП Александр Запесоцкий. - Провалы наших реформ, в том числе в сфере образования, во многом связаны с игнорированием отечественного менталитета, традиций. Россия не должна слепо копировать западный опыт. Необходимо соизмерять, насколько вектор развития соответствует нашим культурным особенностям.

“Мир всегда будет сохранять культурное разнообразие, иначе мы перестанем быть интересны друг другу, перестанем развиваться, обогащаться, учиться друг у друга”, - отметил, выступая на Чтениях, директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, академик Валерий Тишков. Про Россию он сказал, что “ее федеративность позволяет сохранить культурное разнообразие, более того, это - прививка от сепаратизма”. Директор Института археологии АН Украины, академик Петр Толочко убежден, что “международному сообществу необходимо найти разумное сочетание права на самоопределение и права на нерушимость границ”. Под аплодисменты аудитории он напомнил известную мысль Дмитрия Лихачева: Россия, Украина и Белоруссия историей обречены быть вместе.

Противодействовать межкультурным и межрелигиозным “разломам” призвал замминистра иностранных дел РФ, чрезвычайный и полномочный посол Геннадий Гатилов. По его мнению, предотвратить столкновение цивилизаций может налаживание межрелигиозного диалога и продвижение к полицентричному, демократичному миропорядку, при котором никто не вправе навязывать “свой образ действий”.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский убежден, что договариваться людям и народам поможет “территория искусства”, основные законы которой сформулировал академик Лихачев. Но директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян предостерегает: культура может быть фактором и консолидации, и раскола. Председатель ЦИК РФ Владимир Чуров даже говорил о войне как крайней форме диалога культур. Он напомнил, что Первая мировая официально именуется Великой войной за цивилизацию, а главная цель пресловутых информационных войн - создание ложного образа культуры врага. Впрочем, психолог-консультант Национального открытого университета России Алла Охота полагает, что войны - это диалог бескультурья. Ничего фатального не видит в том, что различные культуры опираются на разные традиции, и директор Института социологии РАН Михаил Горшков: “Борются не культуры, а культура и невежество, культура и политиканство. Именно в культуре основной социальный ресурс развития общества”.

Директор Института философии РАН Абдусалам Гусейнов посетовал, что диалог между культурами успешно проходит в научной среде, а вот на бытовом уровне зачастую не получается. “Смысл такого диалога не в том, чтобы снять культурные различия, - пояснил ученый. - Диалог культур успешен только тогда, когда все его участники согласятся с идеей ненасилия, а во главу угла поставят природную ценность человека”.

КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев говорил о диалоге культур в сфере социально-трудовых отношений. Один из важнейших моментов такого диалога - выстраивание цивилизованных отношений между работниками и работодателями. Ведущую роль в этом процессе играет Международная организация труда, пытаясь на планетарном уровне реализовать принцип социального партнерства. “Опыт нашего сотрудничества с МОТ показывает, что сейчас именно Россия становится моральным лидером в борьбе за идею справедливости, - сказал Исаев. - Мы выступаем за справедливые международные экономические отношения, за отказ от однополярного мира и за то, чтобы во всех странах последовательно строилось справедливое социальное государство”. Наша страна остается сторонником сохранения достигнутого уровня социального обеспечения и безусловного соблюдения конвенций МОТ. Россия уже ратифицировала 70 конвенций МОТ (США - 14), еще две - об оплачиваемых учебных отпусках и о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на госслужбе - на рассмотрении в Госдуме.

Заместитель председателя ФНПР, научный руководитель Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов СПбГУП Евгений Макаров рассказал о проекте Университета профсоюзов: с середины 2012 года накапливаются данные о социально-трудовых конфликтах в стране. Их анализ позволяет всесторонне изучать культуру социально-трудовых отношений.

Уже можно говорить об определенных тенденциях. 99 из 122 социально-трудовых конфликтов 2013 года так или иначе связаны с зарплатой (полная или частичная невыплата, невыплата надбавок и компенсаций, отсутствие индексации). Самыми долгими (более трех месяцев) были конфликты из-за потери или угрозы потери рабочих мест. Макаров подчеркнул, что ни один из социально-трудовых конфликтов в 2013 году не имел этнической или религиозной подоплеки. Чаще всего для защиты своих интересов работники использовали соцпартнерство, обращались в органы власти, проводили акции, забастовки, останавливали работу. Наиболее результативными оказались обращения в прокуратуру и применение угрозы забастовки.

Если профсоюзы в 2013 году участвовали в 74 (61%) социально-трудовых конфликтах (естественно, на стороне работников), то объединения работодателей внешне никак себя не проявили. В конфликтах с работниками они предпочитали оказывать давление на профорганизации, нередко отказывались вести переговоры, активно привлекали штрейкбрехеров и сотрудников ЧОПов. Поиск компромисса или примирительные процедуры были скорее исключением. Тем не менее 78% социально-трудовых конфликтов закончились полным или частичным поражением работодателей.

Многие участники Чтений говорили о том, что социально-трудовые отношения - одна из важнейших сфер культуры. В нашей стране эта сфера до сих пор находится в стадии перехода к новой системе, контуры которой пока не до конца ясны. Профсоюзы стремятся к тому, чтобы культура соцпартнерства отвечала бы интересам работников. По мнению Макарова, следует отказаться от идеи полного устранения государства от регулирования экономики. “Люди не хотят таких перемен, когда их жизнь становится хуже”, - резюмировал зампред ФНПР.

В секции “Диалог и конфликты культур в эпоху глобализации” обсуждались и проблемы социально-трудовых отношений, грамотному решению которых учат на факультете конфликтологии СПбГУП, созданном по инициативе ФНПР. В частности, была затронута проблема социальной адаптации трудовых мигрантов.

Модератор секции Евгений Макаров вспомнил, как в четвертом классе ему поручили вести атеистическую пропаганду среди чеченских детей, учившихся в первом-втором классе. “Трех уроков мне хватило, чтобы понять: мы находимся в абсолютно перпендикулярных измерениях”, - признался Евгений Иванович. Эта трагикомичная история лишний раз доказывает, насколько при обучении представителей иных этнических и религиозных общностей важна профессиональная подготовка преподавателей.

Член-корреспондент РАН, профессор СПбГУП Анатолий Дмитриев обратил внимание на то, что конфликтам местного населения с мигрантами способствуют взаимные стереотипы (самый распространенный - “мы хорошие, они плохие”). Для недопущения конфликтов, по мнению профессора, важно избегать непродуманных действий и деления на “свой - чужой”.

Как отметил Евгений Макаров, природа социально-трудовых отношений такова, что стороны соцпартнерства пребывают в состоянии потенциального конфликта. Совместными усилиями этот конфликтный потенциал можно погасить, но из-за ошибок он может обернуться и серьезными социально-политическими потрясениями. “Социальные партнеры должны находиться в постоянном диалоге, - подвел итог обсуждения этой проблемы Макаров. - Только так можно наладить продуктивный диалог культур всех сторон соцпартнерства - предпринимательского сообщества, властных структур и трудящихся”.


Источник — Солидарность, № 18 (945) (от 21 мая 2014)
Поделиться:
Рейтинг@Mail.ru