Александр Запесоцкий: Помочь ребенку реализовать себя

Читать газету

583.jpg

Академик Александр Запесоцкий – заместитель председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга по связям с общественностью и один из старейших по стажу работы ректоров России. На его счету – 23 ежегодных выпуска дипломированных специалистов. И за судьбой каждого поколения выпускников своего университета он внимательно следит, неуклонно совершенствуя учебный процесс. Результаты, пожалуй, можно заносить в книгу рекордов Гиннеса. За последние 10 лет возглавляемый им Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов выдал 12 063 диплома о высшем образовании. И только 24 из их обладателей пришли на биржу труда.

В пору приемной кампании Александр Сергеевич внимательно всматривается в лица очередного поколения абитуриентов. О них сегодня и наши вопросы. Точнее – от их имени: как выбирать вуз, специальность выпускникам школ, как вести себя во взрослой жизни.

Александр Сергеевич! Выбор и вуза, и специальности – дело сложное. В семьях обычно идут споры. Людей мучат сомнения. Как выбирать, за кем должно быть последнее слово: за детьми или родителями?

– Могу дать родителям несколько советов. Во-первых, не навязывать детям собственный выбор их профессии, внимательно относиться к их интересам и способностям, помогать двигаться в том направлении, к которому у старшеклассника лежит душа. Рекомендовать не возбраняется, но чрезмерное навязывание родительской воли, как показывает практика, потом для всех выходит боком. Лучше всего даже не советовать ребенку, а обсуждать с ним специальность и место учебы. За выбор должен отвечать он сам.

Кстати, ошибиться в 17 лет не так страшно, как родителям это иногда кажется. По статистике примерно семь процентов людей несколько раз меняют профессию на протяжении жизни. Я сам из их числа: окончил технический вуз, потом пошел по гуманитарной стезе. Хорошее фундаментальное образование никогда не будет бесполезно. Все, что должны сделать родители, это помочь ребенку максимально выявить его природные способности и постараться помочь их реализовать. Человеку важно найти себя.

Родители часто меня спрашивают: на какую специальность лучше поступать в вашем университете, чтобы потом получать хорошую зарплату? Отвечаю, что на ту, к которой есть способности абитуриента. Упорный труд должен быть в радость. Нелюбимой профессией на жизнь хорошо не заработать. «Хлебной», как правило, оказывается только та профессия, где человек реализовывает свои способности. Думаю, талантливый хореограф всегда заработает больше бездарного юриста. А слабый управленец будет вынужден работать «менеджером по продажам» в супермаркете.

Другой совет: не верить рекламе. Государство все больше превращает систему высшего образования в «королевство кривых зеркал». Чиновники назначают те или иные вузы «лидерами» независимо от реального качества их работы. Необходимо сходить в различные вузы, лично познакомиться с условиями жизни и учебы, поговорить со студентами, с преподавателями. Надо все «пощупать» своими руками. Поскольку всякие официальные «мониторинги только затуманивают реальную картину.

И еще совет: осознанно выбрав вуз, надо только в него и стремиться. Не получится сразу поступить на бюджет — учиться на платной основе. Потом это окупится сторицей. Да и возможность перевестись на бесплатное обучение у старательного человека всегда появляется.

– Должны ли влиять на выбор специальности мода, потребности рынка?

– В определенной степени влияют. Общественное мнение играет свою роль, и в какие­то периоды популярны одни профессии, а потом другие. Но однозначно заявить, что и через 4–5 лет модная сегодня профессия будет востребованной на рынке труда и сама по себе сможет обеспечить обладателю престижного образования безбедное существование, вряд ли кто возьмется. Работодатель принимает на работу по резюме и личному впечатлению, а оставляет на работе или увольняет, глядя на результаты. В конечном счете, если у человека модная специальность, а работает он плохо, мода — не помощник. А потом и мода проходит. Вот почему при выборе профессии нужно ориентироваться на интересы и интеллектуальные возможности абитуриента. Образование — это не изучение инструкций по исполнению производственных обязанностей, а развитие своих способностей. Успех — за фундаментально образованными людьми. Жизнь будет меняться. Задача молодежи — получить серьезное образование, научиться добывать знания и встраиваться в любую ситуацию в стране.

Как Вы относитесь к европейской системе образования? Какие вузы за рубежом считаете достойными и с какими сотрудничаете?

– Европейскую систему за 23 года работы ректором я изучил достаточно хорошо, чтобы потерять к ней практический интерес. Дело в том, что образование — это то, что происходит с человеком не только в вузе, но и в обществе в целом. В Европе совершенно иное состояние общества. Там другие СМИ, другие семьи, другие религиозные и гражданские институты, совсем иная организация досуга и т.д. Поэтому там и вузы во многом другие. У нас есть договоры о сотрудничестве примерно с 15–20 университетами Западной Европы, США и Азии. Работаем понемногу в области науки, академических обменов, стажировок. Но все это в скромных объемах. Большого смысла усердствовать нет. Хотя вузов хороших там море. Они прекрасны, если Вы потом хотите там же работать. Но для России, для работы здесь все они не годятся.

Это тем более справедливо и в разговоре о США. Каждый раз, когда мы посылаем своих студентов туда, в вузы со стоимостью обучения 30–40 т. $ в год, ребята звонят через месяц и просят, чтобы их вернули. Говорят, что у нас лучше абсолютно все: образование, быт, досуг…

Существует мнение, что образование, полученное на заочном факультете, хуже, чем на дневном. Вы с этим согласны?

– Это не всегда так. Просто заочник должен много работать самостоятельно, в отрыве от вуза. Как правило, студент­заочник уже работает в той сфере, по которой получает образование, и потому к учебе относится более серьезно, чем студент дневного отделения. И это большой плюс. Минус в том, что заочник не имеет тех возможностей саморазвития, существующих в культурной столице, свободного времени, которые есть у студента­очника.

Думаю, вы знаете, что заочное обучение было придумано для тех людей, кто по разным обстоятельствам не имел возможности учиться очно. Понятно, что лучше учиться очно, чем дистанционно. Но лучше учиться дистанционно, чем никак. Разумеется, настоящий педагог настоящему студенту может дать намного больше в личном общении, чем на расстоянии. Если оба — Настоящие. Сейчас появилась возможность двустороннего, живого телевизионного контакта, что мы в СПбГУП активно используем. Но полностью это проблему не снимает. Боюсь, и не снимет. Так как в настоящем вузе помимо обучения происходит и воспитание. А воспитывать дистанционно почти невозможно.

Между тем сейчас и дневное образование настолько выхолащивается, что и воспитание во многих местах исчезает. И все это превращается в имитацию. Мы сопротивляемся этой тенденции как можем. Пока получается, но в целом я встревожен. Ведь трудоустройство и карьерный рост только процентов на сорок связаны с тем, как студент прослушал лекции. Остальные шестьдесят процентов определяются деловыми и человеческими качествами, общекультурным развитием, воспитанием.

Вот почему наш университет очень много занимается созданием условий для самостоятельной работы и яркой культурной жизни студентов. Нам не все равно, что с ними происходит до и после занятий. Все время предлагаем ребятам что­то полезное, развивающее. Убираем из вуза лодырей и плохих людей, чтобы не мешали нормально жить хорошим. Следим за тем, чтобы у нас не было наркоманов и тому подобного. Стараемся, чтобы наш университет был светлым местом для приличных людей. Отсюда — и стопроцентное в последние годы трудоустройство, и отличный карьерный рост.

Говорят, что в начале 1990-х в Университете профсоюзов все было по-другому — очень неустроенно. Как Вы считаете, среда влияет на человека?

– Безусловно, влияет. Действительно, начало 90­х годов было для Университета очень трудным временем. Здание даже не было сдано пожарным. Надписи были на стенах. Мы вложили за десять лет в развитие материальной базы больше 30 миллионов долларов, заработанных коллективом. Сделали красивый дом. Теперь у нас никто ничего не портит. У себя дома человек же не рисует на стенах. Среда воспитывает, влияет на людей.

В Петербурге много разговоров о строгостях в вашем университете. Если это так, то зачем?

– Образование имеет две составляющие: обучение и воспитание. Сейчас про это стали забывать. Чиновники внедряют очередную глупость – концепцию образования как «платной услуги». И многие вузы на это «повелись», начали вульгарно «заколачивать» деньги. Так появляются выпускники хваленых чиновниками вузов, от которых шарахается работодатель.

На самом деле студент должен быть трудолюбивым, дисциплинированным, заниматься самостоятельно учебой каждый день, пусть и не с утра до ночи, но именно регулярно. Не оставлять что­то «на потом». Он должен и вести себя прилично. Пользоваться в свободное время теми возможностями саморазвития, которые дает ему университет и Петербург. Не связываться с «безбашенными» компаниями, не творить сомнительные делишки. Разумно выбирать, с кем и как проводить свободное время. Совсем идеальной молодежи не бывает, но важно вести себя пристойно. И со студентами в этом направлении вуз обязан работать. Деканат должен хорошо знать всех своих. И если человек заработал приличную репутацию, его администрация должна поддерживать. А вот «блатников» у нас в вузе вообще не существует. Тех, кто не справляется, отчисляем. Примерно 10 % наших студентов мы вынуждены каждый год отчислять… Даже тех, кто учится платно.

Наша система работы со студентами складывалась не сразу. Принципиально важно, что само отношение студента к знаниям и умениям является результатом воспитания. Но воспитание возможно только в случае, если у педагога существует цель воспитания. А она исчезла в России в начале 90­х. Тогда мы в нашем университете и разработали свою систему — в опоре на достижения отечественной и мировой культуры. И назвали ее культуроцентристской. Эта система подробно изложена в моей книге «Образование: философия, культурология, политика».

Результаты хорошо заметны в поведении, привычках, манерах наших ребят. Люди со стороны сразу обращают на это внимание. Опрятность, аккуратность, подтянутость. Наши студенты дружелюбны. Улыбаются и здороваются с незнакомыми. У нас в вузе никто не ходит в головных уборах и в верхней одежде. Люди не сидят на полу, на подоконниках. Молодые люди пропускают вперед девушек и старших. У нас это норма, хотя гости часто этому и удивляются.

Работодатель оценивает выпускников в принципе по тем же критериям, что и Университет. Отсюда и отсутствие наших ребят на бирже труда.

– На что Вы посоветуете родителям обратить внимание в процессе подготовки детей к учебе в вузе?

– Родителям 11-классников уже что-либо советовать поздновато. А вообще-то стоило бы не обращать внимание на ЕГЭ. Погоня за этими дурными баллами отнимает у старшеклассников важнейшие годы жизни. Им творческие способности надо развивать, умение самостоятельно мыслить, а бедные дети вынуждены тратить время на то, что оглупляет. И потом настоящую университетскую программу им качественно освоить уже сложно.

Ребята в старших классах должны как можно больше читать хорошую литературу и как можно меньше просиживать в социальных сетях. Мы сейчас изучаем влияние сетей на молодежь. Картина ужасная. Реальный вред сопоставим с наркотиками. Ну и с телевизором, конечно, дружить тоже не стоит. Все это вредит умению мыслить.

Я знаю много примеров талантливых детей, особенно из регионов, у которых и учителя­то в школе были не по всем предметам. Но эти ребята трудолюбивы и мотивированы на активную работу, не тратят время на вредные занятия. И часто бывает так, что они превосходят впоследствии по результатам учебы тех, кто имел очень большие баллы по ЕГЭ. К сожалению, вузы вынуждены принимать абитуриентов по ЕГЭ. Но потом жизнь все расставляет по своим местам.

– Какие главные опасности подстерегают студентов во время учебы?

– Лень и безответственность, стремление отложить учебу «на потом» в угоду развлечениям.

Почему у вас в вузе нет иностранных студентов?

– Иностранные студенты у нас есть. По госрегистрации на данный момент у нас их 406 человек. Просто им непозволительно по внешнему виду и поведению отличаться от российских студентов. Таков установленный нами порядок.

Какое напутствие Вы бы дали подрастающему поколению?

– Трудиться, трудиться и еще раз трудиться.

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВ

Цифры и факты

  • СПбГУП учрежден в 1926 году профсоюзами СССР.

  • В Университете разработана культуроцентристская концепция образования, признанная Российской академией образования перспективнейшей для страны в XXI веке и отмеченная Премией Правительства РФ в области образования.

  • Студенты Университета обучаются по 21 специальности гуманитарного профиля.

  • Университет ежегодно выдает от 1250 до 1400 дипломов о высшем образовании. С 2000 г. число зарегистрированных безработных выпускников СПбГУП неуклонно снижалось и к 2012 году составило 0.

  • По указу Президента РФ Владимира Путина с 2001 г.в СПбГУП проходят Международные Лихачевские научные чтения, ставшие крупнейшим в мире ежегодным научным форумом по гуманитарной проблематике.

  • В 2008 г. в Университете открыт и успешно работает единственный в стране факультет конфликтологии.

  • За последние 5 лет в СПбГУП защищено 84 кандидатских и докторских диссертаций, подготовлена научная и научно-методическая литература свыше 1300 наименований.

  • Ректор СПбГУП – член-корреспондент РАН и академик РАО, член двух европейских академий наук, почетный доктор университетов США, Ирландии, Украины, Польши.


Источник — Деловой Петербург, № 103 (от 18 июня 2014)
Поделиться:
Рейтинг@Mail.ru