А.С.Запесоцкий Интервью программе «Область наших интересов»

ИНТЕРВЬЮ РЕКТОРА, АКАДЕМИКА А.С.ЗАПЕСОЦКОГО
Программа «Область наших интересов», Ленинградское областное телевидение
22 июля 2014 года

Вы смотрите программу «Область наших интересов», в студии Александр Колобов, здравствуйте.

В самом разгаре приемная кампания в вузы России и самое время поговорить о вузах и о жизни студенческой. Сегодня у нас в студии член-корреспондент Российской Академии наук, ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий. Здравствуйте, Александр Сергеевич. Мой первый вопрос к Вам, как к заместителю председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга. Вот нас спрашивают, на Ваш взгляд, о чем должен думать прежде всего абитуриент для того, чтобы выбрать настоящий, правильный, достойный вуз?

А.С.ЗАПЕСОЦКИЙ – Человек должен думать о том, что в вузе он должен реализовать свои способности. И вот это, пожалуй, самый ценный период в жизни, после которого человеку уже очень сложно заниматься самим собой. Дальше ему надо заниматься работой, семьей. Но вуз – это то место, где нужно сформировать самого себя и потом идти по жизни уже реализуя свои способности максимально. Вот вуз надо выбирать, исходя из этого. Я в общем с легким содроганием смотрю на некоторых родителей, которые там берут документы детей, ксерокопируют, веером рассылают по массе вузов… Почему-то очень важно поступить туда, где бесплатно. А потом человеку ведь всю жизнь работать. А если там, где бесплатно, оказывается не то, что ему надо, а если он потом окажется не востребован в жизни? Вот об этом не думают. Думают о том, что надо прийти к знакомым, надо прийти к родственникам и сказать: «А мой-то поступил на бесплатное!». А куда поступил – это уже вторично. Но есть вузы, в которых, скажем, стоимость обучения четырехлетняя, иногда даже шестилетняя, она окупается за первый год работы, если ты закончил правильный вуз и ты выбрал именно ту специальность, где ты реализуешь свои способности по-настоящему. Поэтому мой совет родителям – не полагаться на Интернет, не полагаться на рекламу. Надо ехать в вузы вместе с детьми родителям, не лениться, надо проходить по вузам. Вот ребенку примерно нравится та или иная специальность, например, там журналист или социальный работник, или физик-инженер - надо выбирать ведущие вузы, ехать туда, смотреть, прикидывать, как ребенку, насколько комфортно будет в том или ином вузе. Зайти в столовую, зайти в библиотеку, пройти по аудиториям, по коридорам. И молодой человек должен себе представить, как он себя почувствует в том или ином месте. И вот это очень важно. Надо представить себе, где будешь работать после вуза. Человек в семнадцать-восемнадцать лет он уже примерно представляет, что это такое, он уже видит эти социальные роли, надо примерить на себя. И очень важно, чтобы вуз, в который дети поступают, давал настоящее, базовое, фундаментальное образование. Меняются специальности, меняется рынок, что-то уходит, потом прорезаются какие-то новые способности. Если есть базовые фундаментальные знания, можно перестроиться.

А.КОЛОБОВ – Ну а теперь давайте конкретно и предметно. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов – это необычный, на мой взгляд, вуз. С одной стороны – серьезный высокий уровень традиций ведущего вуза, университета, а с другой стороны, готовность постоянно и это подчеркивается, он известен, готовность к экспериментам. Вот как сочетается в Вашем, конкретно в Вашем вузе, которым Вы руководите, высокий уровень и возможность нововведений. Вы знаете, чем больше я работаю ректором, а я сейчас в России наверное, один из самых старых по стажу работы ректором, я работаю 23 года, тем больше я становлюсь консервативным, тем меньше мне хочется реформ, таких каких-то невероятных новаций. Но, тем не менее, жизнь меняется и мы конечно, должны непрерывно следить за переменами, за тем, что хочет рынок, за трудоустройством, за мнением работодателей, за тем, как адаптируются наши вчерашние выпускники и вносить коррективы в учебный процесс и мы это делаем, конечно. Но я бы сказал бы, что самое главное все-таки сохранить нормальный баланс между настоящей педагогикой, которая нам досталась в наследство от советского времени и новыми реалиями рыночной жизни, в которых тоже опасно пойти очень далеко, потому что некоторые понимают рынок - это продать душу за деньги и все. А работодатели очень ценят сейчас честного человека, порядочного человека, ответственного человека. То есть вроде бы времена новые, а ценности, они практически эти ценности были еще на заре христианской культуры, а может быть и до этого. Поэтому мы очень стареемся отслеживать малейшие нюансы вот этого процесса, как соединить старое с новым. Ну, это вообще большая научная работа, конечно. Мы ею занимаемся, этим занимается очень серьезный коллектив – педагогический, научно-педагогический. Это интересное дело, пока получается.

А.КОЛОБОВ – А кого готовит Ваш вуз?

А.С.ЗАПЕСОЦКИЙ – У нас практически весь спектр гуманитарного знания – это факультеты культуры, искусства, экономический, юридический и совершенно новый факультет, по которому мы только сейчас начинаем выпускать специалистов. Это очень серьезно усовершенствованная нами профессия конфликтолога. Крупный факультет и, кстати, Владимир Путин оценивая нашу работу, он вообще высоко оценивает наш вуз, и он сказал, что именно с помощью факультета конфликтологии мы нашли свое место в современной российской системе высшего образования, поскольку есть очень серьезные противоречия между трудом и капиталом. Вот вы знаете, что было в Пикалево, там лично Путин вынужден был конфликтологом становиться и садиться - с одной стороны предприниматели, с другой стороны работники. Но сейчас очень большое внимание уделяется и межнациональным конфликтам и существуют научные методы, которые позволяют снимать вот эти противоречия между разными интересами, социальными слоями, скажем так, факторами общественной жизни. Вот этот очень интересный факультет, это новый наш факультет, на который нам государство выделяет свыше 150 бюджетных мест, и за этим будущее. Но и все остальные специальности у нас вполне востребованы рынком. Я только Вам скажу, что мы каждый год выдаем порядка 1400 дипломов и вот в прошлом году у нас всего 2 человека пришло на биржу труда – это рекорд в Петербурге. Я думаю, что и в стране, пожалуй, тоже.

А.КОЛОБОВ – На мой взгляд любой вуз можно охарактеризовать по двум главным критериям: первое – это качество преподавания и комфортность или зона комфорта для студентов. Вот как это сочетается? Какие у Вас преподаватели в вузе и главное, наверное, как студенты вне учебных занятий проводят время, насколько они комфортно себя чувствуют?

ЗАПЕСОЦКИЙ А. – Вы знаете, Вы абсолютно правильно сказали, но я бы добавил к этому два, на мой взгляд, очень существенных показателя, но они такие итоговые – это трудоустройство и карьерный рост.

А.КОЛОБОВ – То есть это производные уже получается от первого.

ЗАПЕСОЦКИЙ А. – Да, это производные. Вы действительно правы, качество учебного процесса и качество того, что в старые времена - добрые времена, между прочим – называли воспитательной работой. Мы когда начали реформировать вуз, а я стал ректором в 1991 году, мы буквально за 5 лет повысили количество докторов наук, профессоров у нас от 12 до 120 человек. И сегодня у нас работают еще и 60 заслуженных деятелей науки, культуры, заслуженных юристов, экономистов. Это очень большой массив крупных специалистов. Но, не менее важно не только то, кто преподает, хотя это важно, важно конечно, и компьютерные классы, и вход в Интернет, и библиотека. Вот у нас на 3000 студентов дневного отделения около 600 тысяч томов современной литературы. Но. Очень важно, как человек проводит свободное время. Поскольку, если Вы посчитаете часы свободного времени, которые остаются от занятий, то это вообще-то второй университет. По времени, по бюджету времени.

А.КОЛОБОВ – Согласен.

А.С.ЗАПЕСОЦКИЙ – И мы очень серьезно занимаемся, ну скажем так, программой деятельности в свободное время наших ребят. У нас активно работают внутри вуза различные досуговые объединения, у нас очень хороший театральный зал, спортивные секции. Мы приглашаем к себе театральные коллективы, симфонические оркестры, оркестры русской народной музыки. Устраиваем массу встреч с выдающимися деятелями науки, культуры и искусства. И очень сильно ребят ориентируем на лучшее, что есть в Петербурге. Сформировать себя человеком культуры, высокой ленинградской, петербургской, это ничуть не менее важно, чем выучить лекции, сдать экзамены и так далее.

А.КОЛОБОВ – То есть родителям иногородних студентов нечего волноваться, их дети будут находиться под присмотром.

А.С.ЗАПЕСОЦКИЙ – Ну Вы знаете что, я думаю, что родители всегда будут волноваться за детей. Но мы стараемся сделать так, конечно, чтобы у родителей было как можно меньше волнений и как можно больше понимания, что, например, наш вуз – это вуз без наркотиков, это вуз, где нет пьянства, где нет аморального образа жизни и где ребята заняты делом и им очень интересно. Вот это важно. Все это очень сильно сказывается на карьерном росте выпускников. Мы его тоже исследуем. Вот мы как-то 10 лет спустя после одного из выпусков, посмотрели, какова судьба ребят и мы увидели, что там было 11 вице-губернаторов различных субъектов Федерации.

А.КОЛОБОВ – Это лучшая реклама.

А.С.ЗАПЕСОЦКИЙ – Да, и даже в Ленобласти один из вице-губернаторов наш выпускник, оказалось так. Руководство прокуратуры Петербурга, Следственного комитета регионального, Первый проректор нашего университета, целый ряд крупных ученых, видные журналисты. Ну, например, руководитель бюро Первого канала на Ближнем Востоке – наш выпускник. Ребята очень быстро продвигаются. Вице-президент корпорации ТНК-BP, вот такой уровень. Но за этим конечно стоит напряженная работа самих студентов, а дело Университета предоставить условия.

А.КОЛОБОВ – Как Вы оцениваете уровень сегодняшних выпускников школ?

А.С.ЗАПЕСОЦКИЙ – Вы знаете, вот интеллектуальный уровень и такая хорошая жажда жизни как-то себя утвердить, она, пожалуй, ничуть не меньше представлена сейчас у ребят, чем в наше советское время, когда я, допустим, учился. Но подготовка, конечно, очень сильно падает и это я бы связывал с реформами, которые, начиная с 90-х годов у нас идут в стране. Специалисты ведь очень давно говорили, что нас ждет беда с изучением русского языка и литературы, что школу неправильно ориентируют, ее напрасно превращают в коммерческое предприятие и так далее, и так далее. У нас, у профессионалов, очень много претензий к тем реформам, которые проходили. Но начальство нас не слушает до сих пор, они считают, что они самые умные. И, к сожалению, каждый очередной шаг в реформу, он сопровождается потерей подготовленности ребят. Тут очень много разных аспектов, и мы сейчас очень серьезно озабочены тем, как компенсировать вот те лакуны, те пробелы, которые сегодня появляются в результате дефектов вот этого реформирования школьного образования. Ну и вузам мешают, конечно, работать. Уже эти реформы в огромную беду превратились - вот то, что происходит. Поэтому, я бы сказал бы, что сейчас, если мы хотим давать ребятам серьезное образование, мы должны хорошо понимать, как компенсировать резко отрицательный момент всей системы, которая сложилась за последние лет 15.

А.КОЛОБОВ – А, скажите, Александр Сергеевич, а запас прочности у вузов в частности, у вашего вуза есть, чтобы все-таки компенсировать эти огрехи.

А.С.ЗАПЕСОЦКИЙ – В Петербурге десятка два замечательных вузов и еще, наверное, примерно десять - очень неплохих. И в целом, вузы работают очень достойно, есть из чего выбрать, ну и конечно, пока еще запас прочности есть, хотя мы на себе испытываем давление государства, давление не самого лучшего сорта. Вы знаете, внимание уходит, и акценты начинают расставляться совсем не туда. Акценты ставятся не на реальную работу с ребятами, а вот на такую бумажно-бюрократическую процедуру. Вот у нас одна из недавних проверок государственных органов образования увезла 25000 страниц документов, которые мы им распечатали за 2 дня. Это были огромные коробки. Но никто не приходит в аудиторию, понимаете, никто не смотрит реально, а есть там ребята на лекциях или нет? А как там идет учебный процесс? А как сдаются экзамены? А есть там шпаргалки? А есть там списывание с телефона или нет? А что реально за душой у ребят? Вот куда-то уже отошел на десятый план, даже уже не на второй, контроль остаточных знаний, что раньше было, и было очень серьезно. Различные формы такие тестирования, сейчас есть очень хорошие методы, которые позволяют посмотреть, а что у студента осталось за душой, допустим, через полгода после того, как он сдал экзамены. Вот уходит все в бумаги. Ты нам сделай бумаги, и тогда все хорошо, а если у тебя там каких-то бумаг не хватает, мы тебя сейчас будем уничтожать. То есть мы вынуждены огромные силы тратить на то, чтобы вот эти горы бумаг были, они в электронном виде конечно, но, тем не менее, это огромная работа всё. То есть понимаете, не туда поплыл общий корабль образования.

А.КОЛОБОВ – Ну все-таки я считаю, что Вы не должны скромничать, Гуманитарный университет профсоюзов славится своей дисциплиной.

А.С.ЗАПЕСОЦКИЙ – Безусловно. Я, в общем, и не скромничаю, и не жалуюсь. Вот Вы говорите, есть ли запас прочности? Ну, пока справляемся.

А.КОЛОБОВ – Есть ли какие-то особенности приемной кампании именно этого года? В Вашем вузе? В целом по Петербургу?

А.С.ЗАПЕСОЦКИЙ – Вы знаете, по сравнению с прошлыми годами такое впечатление, что в целом в Петербурге конкурс больше. Вот у нас он, если брать по всем специальностям, наверное, он сейчас где-то человек 12-14 на место, еще прием документов не закончился. По таким специальностям наиболее востребованным, там и 20 и 50 человек на место. И есть отдельные специальности в ряде вузов, где очень маленький набор, там еще может быть больше конкурс. Но абитуриенты сидят и чего-то выжидают. Они очень сильно отстают по поведению, по принятию решений от прошлых лет. Каждый набор, пожалуй, вот последние лет пять, он похож на предыдущий и вот эта система ЕГЭ, она тоже накладывает свой не лучший отпечаток. Но в целом, я считаю, что вузы нашего города очень востребованы в стране и это заслуженно. У нас в советское время в вузах Петербурга было примерно 65% жителей нашего города и примерно 35 – иногородних. Сейчас стало наоборот. Ну, поскольку у нас абсолютно прозрачная система поступления, у нас всегда было 65% процентов иногородних и примерно 35% петербуржцев. То есть наши вузы очень востребованы и к нам едут из самых дальних уголков страны и, в общем, это хорошо, мы ведь крупная образовательная столица.

А.КОЛОБОВ – Я бы хотел, чтобы Вы, Александр Сергеевич, пожелали родителям, абитуриентам, будущим Вашим студентам, студентам других вузов, вот пожелали им, как бы напутствие в студенческую жизнь, прошу Вас.

А.С.ЗАПЕСОЦКИЙ – Ну, во-первых, я желаю родителям не давить на своих детей и позволить детям самостоятельно определиться с местом получения образования. Даже если они ошибутся – это будет их ошибка и им нужно будет это исправлять. Но не допустимо, чтобы это была родительская ошибка. Здесь можно советовать, можно помогать, но нельзя навязывать. А вообще я хочу пожелать удачи, счастья и очень трудного, но я уверен, очень интересного периода самых лучших, в общем наверное лет, студенческих лет, в жизни. Всего вам самого доброго.

А.КОЛОБОВ – Спасибо, Александр Сергеевич, от лица всех абитуриентов, будущих студентов, их родителей, потому что действительно, студенческая жизнь, студенческая пора – это, наверное, самая запоминающаяся, самая яркая страница жизни. Спасибо и я напомню, что у нас в гостях был член-корреспондент Российской Академии наук, ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, одного из ведущих вузов Северной столицы, Александр Сергеевич Запесоцкий. Вы смотрели программу «Область наших интересов». До новых встреч, до свидания.


Источник — Ленинградское областное телевидение (от 22 июля 2014)
Поделиться:
Рейтинг@Mail.ru