Кафедра социальной психологии

О кафедре

Кафедра социальной психологии была образована в 1992 г., в течение 12 лет ее возглавлял выдающийся ученый профессор Парыгин Борис Дмитриевич.

В 2011 году кафедра социальной психологии была объединена с кафедрой социальной работы, благодаря чему научный и творческий потенциал кафедры существенно возрос.

Кафедра является выпускающей по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры Психология и Социальная работа.

Психология и Социальная работа это уникальные специальности, входящие в пятерку самых востребованных и престижных профессий во всем цивилизованном мире. Эти специальности для тех, кто энергичен, имеет стремление, желание и способность работать с людьми. По прогнозам специалистов-аналитиков, в ближайшие десять лет на рынке труда эти специалисты будут наиболее востребованы.

Направление подготовки: психология

Формы обучения

  • очная
  • заочная

«Информация для абитуриентов»:

Бакалавриат:

Направление подготовки: психология

Очная форма обучения

Срок обучения: 4 года

Вступительные испытания:

- Русский язык

- Биология

- Математика

Прием документов

На очную форму обучения:

• для абитуриентов, поступающих по результатам ЕГЭ, — до 26 июля 

• для абитуриентов, сдающих вступительные экзамены в университете, — до 10 июля.

Магистратура:

Направления подготовки: психология, социальная работа.

Профили подготовки:

  • Социальная психология
  • Теория и практика социальной работы по предупреждению и разрешению конфликтов в социальной сфере

Очная и заочная формы обучения

Срок обучения:

Очная — 2 года

Заочная — 2 года 6 месяцев

Вступительные испытания:

• Собеседование

Прием документов

- на очную форму обучения — до 10 августа

- на заочную форму обучения — круглогодично

    Заведующий кафедрой

    Мария Валерьевна Созинова
    И.о. заведующего кафедрой социальной психологии, доцент, кандидат педагогических наук. Сфера научных интересов: проблемы становления имиджа специалиста социальной работы; технологии социальной работы; социально-психологические основы формирования гендерных стереотипов молодежи. Читаемые дисциплины: Социальная экология, Технологии социальной работы, Социальная работа с семьей, Теория креативности и социальная инноватика, Социальное проектирование и моделирование в социальной работе, Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшихся насилию. Автор более 60 научных публикаций.

    Руководство кафедры

    Заместитель заведующего кафедрой по учебной работе, доцент, кандидат психологических наук. Окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова (СПбГУ), специализация «социальная психология» (1978 г.). Высококвалифицированный специалист в области социальной психологии, активных методов обучения и организации учебного процесса. Автор более 70 научных и учебно-методических работ. Сфера научных интересов: психология общения; психология конфликта; структура и динамика малой группы; социальная психология личности; механизмы психологической защиты личности; профессиональное выгорание; социально-психологический тренинг как активный метод обучения. Читаемые дисциплины: Социальная психология, Психология общения, Социальная психология групп, Социальная психология личности, Методология социально-психологического тренинга; Тренинг общения, Методический тренинг; Практикум по дипломному проектированию; Научно-исследовательский семинар.
    Заместитель заведующего кафедрой по научной работе, профессор, доктор культурологии, кандидат философских наук. Окончила философский факультет и факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов: социальная психология, психо-лингвистика, культурология, философия языка, этнология. Читаемые дисциплины: Социальная психология, Семьеведение, Этнопедагогика, Этнопсихология, Социология журналистики, Актуальные проблемы теории и практики современной психологии, Психология массовых коммуникаций. Автор более 90 научных статей и монографий «Язык и национальный характер: взаимосвязь структуры языка и ментальности», «Психология кросс-культурной адаптации» (соавтор Т.Л. Смолина).

    Ведущие преподаватели

    Научный руководитель кафедры социальной психологии, профессор, доктор педагогических наук, действительный член Академии гуманитарных наук, награждена медалью К.Д.Ушинского за заслуги в области педагогических наук, удостоена звания "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации". Окончила аспирантуру и докторантуру РГПУ им. А.И.Герцена. Известный ученый, высококвалифицированный специалист в области философии образования, теории и методологии педагогической науки, социальной и педагогической психологии. Подготовила 35 кандидатов и 4 доктора наук. Автор более 450 научных публикаций в России и за рубежом (Германия, США, Чехия, Болгария и др.). Является членом редакционного совета научно рецензируемого журнала о проблемах и перспективах образования в России и за рубежом (Москва) «Педагогический журнал» и рецензируемого журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна»; постоянным автором публикаций в журналах ВАК МО и науки РФ: «Педагогика», «Человек и образование», «Современные проблемы науки и образования» и др. Возглавляемая профессором В.В. Горшковой научная (научно-педагогическая) школа включена в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга. Сфера научных интересов: философия образования, субъектная педагогика, андрагогика, онтология непрерывного образования в контексте культуры. Читаемые дисциплины: Педагогика высшей школы, Педагогическая психология, Основы социального образования, История педагогики, Методика преподавания психологии, авторские спецкурсы для магистрантов, аспирантов и специалистов социальной сферы и системы образования.

    Алла Вадимовна Прялухина

    профессор, доктор психологических наук, доцент. Окончила Мурманский государственный педагогический институт; Петрозаводский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный университет.

    Автор более 100 научных публикаций, в том числе монографий в России и за рубежом (Германия, Чехия и др.). Является членом редакционного совета научно рецензируемого журнала о проблемах и перспективах психологии и образования в России и за рубежом (Казань) «Казанский педагогический журнал».

    В 2016-2018 гг. являлась руководителем проекта «Первичная психологическая профилактика употребления алкоголя у молодёжи Кольского Заполярья», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительством Мурманской области в рамках научного проекта № 17-16 – 51002.

    Сфера научных интересов: психическое здоровье личности, психология девиантного поведения, духовно-нравственное воспитание молодежи, психология терроризма, противодействие терроризму.

    Читаемые дисциплины: юридическая психология, психология труда, конфликтология, методология социально-психологического исследования, психологическое сопровождение бизнеса, психология рекламы и PR.

    Евгения Павловна Тонконогая

    Профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ. Крупный специалист в области педагогики, образования взрослых, социальной геронтологии. Автор более 285 научных работ, из них 27 работ переведены на разные языки (немецкий, французский, английский, польский, вьетнамский и т.д.). Наиболее крупные работы: «Основы андрагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений», «Семья как объект социальной работы». Читаемые дисциплины: Педагогика, Социальная геронтология.

    Татьяна Анатольевна Адмакина

    Доцент, кандидат психологических наук. Окончила психолого-педагогический факультет Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по специальности «клиническая психология» (2007 г.). Сфера научных интересов: музыкальная психология, клиническая психология (психопатология и искусство, клинико-психологический анализ биографий выдающихся деятелей искусства), проблемы судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе, проблемы психологической диагностики. Читаемые дисциплины: Методологические основы психологии, Методологические проблемы в психологии, Актуальные проблемы теории и практики современной психологии, История психологии, Экспериментальная психология, Клиническая психология. В 2008 году выигран грант на поездку на Третью Международную конференцию по когнитивной науке (Москва, 20-25 июня 2008г.). Помимо психологических конференций – участие в конференциях философских («Дни Петербургской философии»), культурологических («Культурологический конгресс»), медицинских («Человек и его здоровье», «Актуальные проблемы военной психиатрии»), во Всероссийском археологическом съезде. Автор более 70 научных и учебно-методических работ.

    Доцент, выпускница Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (2010 г.). Сфера научных интересов: психодиагностика, психология искусства, психология художественного восприятия, танцевально-двигательная психотерапия, телесно-ориентированная психотерапия, современные художественные практики, этническая и кросс-культурная психология. Читаемые дисциплины: Интеллектуальный тренинг, Тренинг личностного роста, Общий психологический практикум, Психология личности, Психология труда, Психология конфликта, Психология художественного восприятия, Психология художественного творчества, Этническая и кросс-культурная психология, Психодиагностика, Социально-психологическая диагностика личности и группы, Статистические методы в психологии. Автор более 45 научных и учебно-методических публикаций.

    Владимир Николаевич Мунгалов

    Доцент кафедры социальной психологии, кандидат психологических наук. В 1999 году завершил обучение на факультете психологии Иркутского государственного университета. Окончил аспирантуру в Байкальском университете экономики и права (г. Иркутск). Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проявление ментального пространства личности в восприятии экономических ролей» в декабре 2010 года в г. Томске по специальности 19.00.01 «Общая психология, история психологии, психология личности». Автор более 30 публикаций, включая монографию и 2 учебных пособия. Сфера научных интересов: идентичность человека, ментальное пространство человека, профессиональная идентичность студентов вуза, организационная психология, межкультурное и межконфессиональное взаимодействие, экономическая психология, психология семьи. Читаемые дисциплины: психология общения, психология культуры, основы психологии человека, социальная психология личности.

    Марина Викторовна Овчаренко

    Доцент, кандидат психологических наук. Окончила факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета (2000 г.). Сфера научных интересов: психология детей и подростков, психотерапия семьи; психология людей с физическими и психическими нарушениями. Читаемые дисциплины: Психология рекламы, Психология девиантного поведения, Консультативная психология, Основы психотерапии; Клиническая психология. Автор более 25 публикаций.

    Владимир Алексеевич Писанко

    Доцент, кандидат педагогических наук. Окончил Киевский государственный университет им. Т.Г.Шевченко (1979г.) Автор более 100 публикаций, в том числе монографий. Сфера научных интересов: управление социальной работой в различных сферах жизнедеятельности, гуманизация досуга, развитие гражданского общества и социального партнёрства, проблема эмансипации социально уязвимых групп населения. Читаемые дисциплины: Теория и практика управления в социальной работе, Основы психокоррекционной работы с пожилыми, Педагогическая этика, Управление персоналом, Методика исследования в социальной работе.

    Татьяна Леонидовна Смолина

    Доцент, кандидат психологических наук. Окончила психолого-педагогический факультет Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (2001 г.), магистратуру факультета социальных наук Центрально-Европейского Университета (Варшава, Польша) по направлению «Культура и общество» (программа аккредитована Университетом Ланкастера, Великобритания). Сфера научных интересов: этническая и кросс-культурная психология, организационная психология, кросс-культурная адаптация, этническая идентичность, психология толерантности. Читаемые дисциплины: Организационная психология, Психология труда, Основы психологии человека, Психология девиантного поведения. Автор более 60 публикаций, в том числе монографии «Психология кросс-культурной адаптации» (соавтор А.А. Мельникова).

    Анна Викторовна Ботикова

    Старший преподаватель. Выпускница Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (2008г.). Сфера научных интересов: психодиагностика, возрастная психология, зоопсихология, спортивная психология. Читаемые дисциплины: Психология рекламы, Введение в профессию, Сравнительная и зоопсихология, Психологическая помощь людям, переживающим стресс, кризис, острое горе. Автор более 15 научных публикаций.

    Контактная информация

    380-20-55 (доб.329, 319)

    192238, Россия, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15, кабинет 401, 430

    См. также

    Подготовительные курсы — эффективная форма подготовки к поступлению в Университет.

    Аспирантура

    Магистратура

    Сфера деятельности выпускников направления подготовки «Психология»:

    Бизнес:

    • отделы по работе с персоналом коммерческих фирм;
    • тренинговые центры;
    • консалтинговые фирмы;
    • агентства по подбору персонала;
    • рекламные и РR-агентства.

    Образование и наука:

    • детские сады, школы и колледжи;
    • высшие учебные заведения;
    • государственные научные центры, исследовательские подразделения бизнес-структур и общественных организаций.

    Государственная и муниципальная служба:

    • отделы по работе с персоналом государственных организаций;
    • подразделения государственной службы занятости;
    • центры психологической поддержки, социальной адаптации и помощи;
    • подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациациям, Министерства внутренних дел.

    Сфера деятельности выпускников направления подготовки «Социальная работа»:

    • общественный фонд поддержки президентских программ в Северо-Западном регионе РФ;
    • государственные и негосударственные фонды социальной помощи, образовательные, культурно-досуговые и медицинские учреждения;
    • региональные и муниципальные медико-психолого-педагогические центры;
    • управления Пенсионного фонда;
    • центры социального обслуживания населения;
    • городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних;

    Виды профессиональной деятельности:

    • исследовательско-аналитическая и диагностическая;
    • консультационно-правовая;
    • социально-педагогическая;
    • коррекционная социально-правовая и психолого-педагогическая;
    • организационно-управленческая, педагогическая.

    Основные дисциплины

    Направление подготовки «Психология»

    Гуманитарный, социальный и экономический цикл

    • История
    • Философия
    • Иностранный язык
    • Культурология
    • Правоведение
    • Экономика
    • Русский язык и культура речи
    • История культуры Санкт-Петербурга
    • Политология
    • Социология
    • Логика
    • Риторика
    • Философская антропология
    • Религиоведение
    • Профсоюзное движение
    • Профессиональная этика
    • Физическая культура

    Математический и естественнонаучный цикл

    • Анатомия центральной нервной системы
    • Нейрофизиология
    • Современные концепции естествознания
    • Антропология
    • Этнология
    • Практикум по саморегуляции
    • Безопасность жизнедеятельности
    • Математическая статистика
    • Математические методы в психологии
    • Информационные технологии в психологии

    Профессиональный цикл

    • Введение в профессию
    • Общая психология
    • История психологии
    • Методологические основы психологии
    • Зоопсихология и сравнительная психология
    • Психология личности
    • Социальная психология
    • Этнопсихология
    • Психология труда, инженерная психология и эргономика
    • Организационная психология
    • Психология развития и возрастная психология
    • Педагогическая психология
    • Введение в клиническую психологию
    • Основы нейропсихологии
    • Основы патопсихологии
    • Психофизиология
    • Основы психогенетики
    • Экспериментальная психология
    • Основы консультативной психологии
    • Специальная психология
    • Общепсихологический практикум
    • Психодиагностика
    • Практикум по психодиагностике
    • Дифференциальная психология
    • Психология стресса
    • Психология социальной работы
    • Психология семьи
    • Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
    • Психология общения
    • Практикум по психологическому исследованию
    • Психология рекламы
    • Экономическая психология
    • Психология конфликта
    • Методический тренинг
    • Современные персонал-технологии
    • Психология общностей
    • Основы психотерапии
    • Психологическая помощь людям, переживающим стресс, кризис, острое горе
    • Политическая психология
    • Психология девиантного поведения
    • Тренинг личностного роста
    • Практикум по профессиональному отбору и профессиональной диагностике
    • Социально-психологический практикум
    • Адаптационный тренинг
    • Тренинг общения
    • Психология и этика делового общения
    • Основы делопроизводства

    Направление подготовки «Социальная работа»

    Гуманитарный, социальный и экономический цикл

    • История
    • История культуры Санкт-Петербурга
    • Философия
    • Русский язык и культура речи
    • Иностранный язык
    • Психология
    • Социология
    • Введение в профессию
    • Основы социального государства и гражданского общества
    • Профсоюзное движение

    Математический и естественнонаучный цикл

    • Математика
    • Информатика
    • Современная научная картина мира
    • Социальная экология
    • Валеология
    • Этнопсихология
    • Социальная безопасность
    • Основы консультирования в социальной работе
    • Основы социальной политики
    • Теория и практика социальных коммуникаций
    • Информационные технологии в социальной сфере
    • Информационные ресурсы Интернета

    Профессиональный цикл

    • Теория социальной работы
    • История социальной работы
    • Правовое обеспечение социальной работы
    • Экономические основы социальной работы
    • Современные теории социального благополучия
    • Безопасность жизнедеятельности
    • Технология социальной работы
    • Конфликтология в социальной работе
    • Методы исследования в социальной работе
    • Управление в социальной работе
    • Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг
    • Социальная информатика
    • Основы социальной медицины
    • Этические основы социальной работы
    • Социальная педагогика
    • Культурология
    • Основы социального образования
    • Деонтология социальной работы
    • Психология социальной работы
    • Индивидуальное и семейное консультирование
    • Управление персонала в системе социальных служб
    • Социальное проектирование и моделирование в социальной работе
    • Делопроизводство и документационное обеспечение в социальной работе
    • Модель личности специалиста социальной работы
    • Основные психотерапевтические техники и их соотношение с психосоциальными технологиями
    • Психосоциальная помощь клиентам с посттравматическими стрессами, расстройствами и их семьями
    • Технология психосоциальной работы с пожилыми и инвалидами
    • Методы социально-психологической диагностики, используемые в психосоциальной работе
    • Технологии индивидуально-групповой психосоциальной работы с различными категориями населения
    • Психосоциальная работа с клиентами, страдающими зависимостью и созависимостью
    • Профилактика девиантного поведения в психосоциальной работе
    • Мастерство делового взаимодействия
    • Законодательное и нормативно-правовое обеспечение в психосоциальной работе
    • Психотерапевтические методы работы с семьей
    • Теория креативности и социальная инноватика
    • Игротехники и игротехнологии в психосоциальной работе
    • Социально-психологическое сопровождение детей группы риска по социальному сиротству
    • Инновационные психосоциальные технологии в социальной работе

    Клубные объединения кафедры

    Клубное объединение «Познай себя, и ты познаешь мир»

    Руководитель – доцент кафедры социальной психологии Бережная Елена Алексеевна.

    Цель клуба – создание психологического пространства для глубинного познания личности, психологического роста и развития студентов.

    Задачи клуба:

    • Популяризация психологических знаний.
    • Знакомство с практической деятельностью психолога, методами и методиками исследования личности.
    • Развитие умения рефлексировать.
    • Формирование навыков эффективного общения, ассертивного поведения, саморегуляции личности.

    Тематика клубных встреч:

    • Мифы о психологии.
    • Прикладные аспекты юридической, экономической психологии.
    • Приемы арт-терапии в познании личности.
    • Тренинг как метод групповой работы.
    • Рационально-эмотивная терапия.
    • Противостояние психологическому влиянию.
    • Поведение в конфликте.
    • Психология эмоций.
    • Современные психологические практики.
    • Психология лжи и др.

    Для студентов посещение клубных заседаний – это возможность:

    • Углубить и расширить свои знания по интересующим темам;
    • Улучшить навыки практической работы;
    • Подготовиться к выступлению на студенческой научной конференции;
    • Участвовать в дискуссиях на актуальные психологические темы;
    • Сформировать навыки эффективного общения, ассертивного поведения, саморегуляции личности и применять их в жизни.

    Встречи проходят в формате дискуссионного общения, тренингов, круглых столов, психотерапевтических занятий.

    Контактные данные: 380-20-55 (доб. 319) Бережная Елена Алексеевна.

    Клубное объединение «Социальная работа как творчество»

    Руководитель – доцент кафедры социальной психологии Созинова Мария Валерьевна

    Цель клуба – приобщить студентов к основам научного творчества в области социальной работы, познакомить с интересным опытом практической деятельности в области социальной сферы.

    Задачи клуба:

    • Популяризация профессий в области социальной работы (специалист по социальной работе, специалист по работе с семьей).
    • Знакомство с интересным опытом, практической деятельностью специалиста по социальной работе, инновационными методами и технологиями работы специалиста.
    • Развитие умений выстраивать научное исследование в области социальной работы; отбирать методы исследования в соответствии с выбранной тематикой.
    • Формирование навыков эффективного профессионального взаимодействия с практиками и исследователями в области социальной работы.

    Тематика клубных встреч:

    • Саморазвитие и совершенствование специалиста по социальной работе.
    • Инновационные технологии в области социальной работы.
    • Современное социальное проектирование: проблемы и перспективы.
    • Методологические подходы к современному исследованию.
    • Специалист по социальной работе: профессиональные трудности и перспективы профессионального роста.
    • Проблема профессионального выгорания специалистов в области социальной работы.
    • Современные исследования в области социальной работы и др.

    Для студентов посещение клубных заседаний – это возможность:

    • получить навыки исследовательской деятельности в области социальной работы;
    • принять участие в разработке и реализации проектов в области социальной работы;
    • получить опыт профессионального взаимодействия с практиками, специалистами в области социальной работы;
    • освоить инновационный опыт деятельности специалистов в области социальной работы.

    Встречи проходят в формате дискуссионного общения, круглых столов, с использованием элементов тренингового взаимодействия.

    Контактные данные: 380-20-55 (доб. 319) Созинова Мария Валерьевна

    Научная работа

    Научная деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры социальной психологии ведется в рамках Комплексной научной программы «Гуманитарная культура как фактор преобразования России» (направления «Теория и методика профессионального образования», «Социальная психология»).

    За период 2012 – 2018 гг. на кафедре опубликованы 8 монографий и учебных пособий, более 50 статей в журналах перечня ВАК, проведены 7 всероссийских научно-практических конференций с международным участием.

    Научно-исследовательскую базу этой деятельности составляют:

    – ведущая научно-педагогическая школа Санкт-Петербурга «Становление и развитие нового образования человека в пространстве современной социокультурной реальности» (руководитель – В.В. Горшкова, доктор педагогических наук, профессор);

    – фонды Научной библиотеки им. Д.А. Гранина СПбГУП;

    – доступ к базам данных Российской государственной библиотеки и другим электронным научно-образовательным ресурсам.

    Статьи профессорско-преподавательского состава кафедры социальной психологии, опубликованные в рецензируемых периодических изданиях ВАК МО РФ в 2012-2018 гг.:

    1. Горшкова В.В. Философско-теоретические ориентации современного педагога // Педагогика. – М., 2012. – № 8. – С. 71-79.

    2. Горшкова В.В. Культура диалога как цель и ценность образования современного педагога // Педагогика. – М., 2012. – № 9. – С. 75-81.

    3. Горшкова В.В. Субъектные стратегии развития современного педагога: философско-гуманитарный контекст // Человек и образование. – СПб., 2012. – № 3. – С. 30-34.

    4. Горшкова В.В. Ценностный мир и субъектные стратегии в проекте "Педагогические диалоги" // Педагогический журнал. – 2012. - № 4. - С.18-38.

    5. Горшкова В.В. Непрерывное образование как образ жизни и бытия человека // Непрерывное образование. – 2012. - № 2. С. 9-13.

    6. Горшкова В.В. Феномен интерсубъектности в педагогическом сознании // Современные проблемы науки и образования. – 2012. - № 3. http://www.science-education.ru/109-9513

    7. Мельникова А.А. Культуролого-лингвистический аспект образовательной стратегии // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2012. - № 11. С. 70-72.

    8. Мельникова А.А., Парыгин Б.Д. Интегральная гуманитарная теория: концептуализация соединения психологии с культурологией, философией, социологией и лингвистикой // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – СПб., 2012. – Т.5. ­– № 2. – С. 5-14.

    9. Мельникова А.А., Круглянская Л.Я. Архетипы лидера и глубинные основания культуры: лингво-культурологическое исследование // Общество. Среда. Развитие. – СПб., 2013. – № 1. – С. 194-197.

    10. Созинова М.В. Факторы становления содержательного досуга в социокультурном пространстве современного города // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3; URL: www.science-education.ru/109-9485

    11. Горшкова В.В. Влияние средств массовой информации на становление онтологического человека: философско-исторический дискурс // Научное мнение. – 2013. - № 10. С. 231-236. http://unipress.pro/catalog.php?pid=45&aid=899

    12. Горшкова В.В., Дутова О.В., Скачкова Е.Б. Социокультурная адаптация субъекта в условиях изменяющегося российского общества // Современные проблемы науки и образования. – № 2014. – № 1. http://www.science-education.ru/115-12090

    13. Мельникова А.А. Политика глобализации и глубинные основания культур // Политика и Общество. – М., 2013. – № 11. – С. 1340-1345. http://nbpublish.com/psmag/mag_contents_11_2013_26654.html.

    14. Мельникова А.А. Основания культуры в языке: подходы к анализу // Общество. Среда. Развитие. – СПб. – 2013. – № 3. – С. 290-292.

    15. Горшкова В.В. Онтология непрерывного образования человека в контексте становления нового типа социальности // Вестник Оренбургского университета. – 2014. - № 2. С. 73-79.

    16. Горшкова В.В., Семухина Е.В. Философия непрерывного образования: интеллектуально-профессиональная элита в условиях модернизирующегося социума // Вестник Орловского государственного университета. – Орел, 2014. – № 5. – С. 101-104.

    17. Горшкова В.В., Ковалева Н.Л. Агрессивное поведение и причины нарушения социальной адаптации воспитанников детских домов // Вестник Орловского государственного университета. – Орел, 2014. – № 5. – С. 97-100.

    18. Горшкова В.В. Онтологизация непрерывного образования // Педагогика. – М., 2014. – № 8. – С. 53-57.

    19. Горшкова В.В. Онтология образования в герменевтическом дискурсе // Вестник Орловского государственного университета. – Орел, 2014. – № 4. – С. 114-117.

    20. Горшкова В.В., Мельникова А.А. Педагогический потенциал русского языка // Педагогика. – М., 2014. – № 10. – С. 35-39.

    21. Мельникова А.А., Куц В.А. Педагогика русского языка и глубинные основания культуры (активизация традиционно-культурных форм в контексте цивилизационной динамики) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, - 2014. - № 4. Ч. 2. – С. 128-131.

    22. Бережная Е.А. Психологические особенности восприятия тела актера в пластическом театре // Общество. Среда. Развитие. – СПб., 2014. – № 4. – С. 92-95.

    23. Бережная Е.А. Восприятие тела актера в пластическом спектакле: философский аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. № 5. Ч. 1. – С. 30-32.

    24. Бережная Е.А. Динамика телесных образов: проекция культуры в искусстве // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 2. – С. 195-204. http://www.hses-online.ru/2015/02/22.pdf.

    25. Горшкова В.В. Отечественные философы и педагоги о прагматизме Дж. Дьюи // Педагогика. – М., 2015. - № 3. С. 57-66.

    26. Горшкова В.В., Кочеток Н.Г. Предпосылки становления самосознания педагога-воспитателя в социокультурном пространстве образовательного учреждения // Вестник Орловского государственного университета. – Орел, 2015. – № 1. – С. 166-169.

    27. Горшкова В.В., Лебедева С.С., Писанко В.А. Социально-педагогическая направленность российского образования в начале 20 века в контексте международных приоритетов // Вестник Орловского государственного университета. – 2015. - № 6. С. 78-81.

    28. Горшкова В.В. Феноменологическое осмысление концепта компетентности в системе высшего профессионального образования России // Педагогический журнал. – 2015. - № 6. С. 147-162.

    29. Горшкова В.В., Леванькова Н.А. Интеграция философско-антропологического и отнологического подходов в процессе социально-педагогического взаимодействия // Вестник Орловского государственного университета. – 2015. - № 6. С. 82-85.

    30. Горшкова В.В. Опыт осмысления педагогического наследия А.С. Макаренко в контексте конфликтологической парадигмы // Педагогический журнал. – 2016 – Том 6. № 6А. – С.46-58.

    31. Горшкова В.В. Осмысление современного медиапространства и новых форм социально-психологического насилия // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. - 2016. Т. 2. № 2. С. 125-129.

    32. Горшкова В.В. Созидательный конфликт в концепции воспитания А.С. Макаренко // Научное мнение. – 2016. - № 13. – С. 46-49.

    33. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций // Наука и школа. - 2016. – № 6. – С. 193-200.

    34. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Историко-литературный музей как средство формирования основ патриотической культуры младших школьников // Проблемы современного образования. - 2016. – № 6. – С. 133-140.

    35. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Исторические знания в музейном пространстве как базовая составляющая формирования патриотической культуры младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2016. – № 6. – С. 461.

    36. Горшкова В.В., Кузнецова Ю.В., Писанко В.А. Воспитание отношения к мирной жизни в условиях современной медиареальности // Человек и образование. – 2016. № 4 (49). – С. 28-31.

    37. Горшкова В.В., Петрова Е.А., Цветкова Н.А. Социально-психологические характеристики текущего, зеркального и желаемого имиджа преподавателя вуза // Ученые записки Российского государственного социального университета. – М.: изд-во РГСУ, 2017. – Том 16, – №1 (140). С. 50-61.

    38. Горшкова В.В. СМИ как субъект и участник конфликтов в современном обществе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2 Искусствоведение. Филологические науки. – 2017. – №1. С.115-118.

    39. Горшкова В.В. Роль электронных сетевых систем в организации научной и образовательной деятельности высшего учебного заведения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2017. – №3. С.82-85.

    40. Горшкова В.В., Мельникова А.А., Тонконогая Е.П. Социальная топология и бизнес: конфликтологическое осмысление точек пересечения// Конфликтология. – 2017. №4. С. 177-189.

    41. Горшкова В.В. Культура коммуникативной компетентности в пространстве диалога // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. ­– 2017. – № 4. С. 79-81.

    42. Горшкова В.В. СМИ как субъект и участник конфликтов в современном обществе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение.Филологические науки. –2017. – № 1. С. 115-119.

    43. Горшкова В.В. Роль электронных сетевых систем в организации научной и образовательной деятельности высшего учебного заведения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. ­– 2017. - № 3. С 82-85.

    44. Горшкова В.В. Конанчук С.В. Проблемное поле современной эстетики: феномен синестезии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2017. - № 17 (266). С. 44-48.

    45. Тонконогая Е.П., Лебедева С.С., Безух С.М. Совершенствование системы высшего образования инвалидов как социальной группы // Человек и образование. – 2017. – №4 (53). С. 99-105.

    46. Горшкова В.В., Мельникова А.А., Тонконогая Е.П. Социальная топология и бизнес: конфликтологическое осмысление точек пересечения // Конфликтология. – 2017. - № 4 (12). – С. 177-189.

    47. Мельникова А.А. Терроризм и масс-медиа: деструктивность взаимопересечения // Конфликтология. – 2017. - № 3 (12). С. 252-263.

    48. Горшкова В.В., Писанко В.А. Непрерывное образование в условиях новой социальной реальности // Человек и образование. – 2017. - № 4 (53). С. 4-10.

    49. Горшкова В.В., Ускова С.А. Концептуальные признаки компетентности субъекта образования в условиях социальной неопределенности // Человек и образование. – 2018. - № 2 (55). С. 4-10.

    50. Горшкова В.В., Мельникова А.А. Современное российское общество как пространство конфликта // Конфликтология. – 2018. – Том 13. № 2. С. 81-93.

    51. Короткина Т. И., Мельникова А.А. Социальная напряженность: феномен и опыт диагностики на предприятии // Конфликтология. – 2018. – Том 13, №1 . С. 150-168.

    52. Мельникова А.А., Смолина Т.Л. How Russians View Themselves: a Psychological Study of National Auto-stereotypes // Psychology and Psychotechnics. – 2018. - № 4. С.15-22.

    Монографии и учебные пособия профессорско-преподавательского состава кафедры социальной психологии:

    1. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека. – СПб.: СПбГУП, 2009. – 192 с.

    2. Мир конфликта: субъект и реальность (коллективная монография) / под ред. В.В. Горшковой. – СПб.: СПбГУП, 2014. – 288 с.

    3. Мир конфликта: субъект и реальность (коллективная монография) / под ред. В.В. Горшковой (переиздание). – СПб.: СПбГУП, 2015. – 328 с.

    4. Современное семьеведение / В.В. Горшкова, О.В. Афанасьева. - СПб.: СПбГУП, 2012. – 220 с.

    5. Макаренко А.С. – идеолог и мастер созидательного конфликта. Опыт научного осмысления педагогического наследия / под ред. В.В. Горшковой. – СПб.: СПбГУП, 2016. – 372 с.

    6. Горшкова В.В. Непрерывное образование как способ бытия человека: монография / В.В. Горшкова. – СПб.: Астерион, 2016. – 288 с.

    7. Мельникова А.А., Смолина Т.Л. Психология кросс-культурной адаптации. – СПб.: Скифия. – 2017. – 304 с.

    8. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учебное пособие / под. Общ. Ред. Т.И. Короткиной. СПб.: СПбГУП, 2016. – 116 с.

    пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ@Mail.ru