Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)
Получите персонального консультанта
Приемная комиссия:
8 (800) 333 52 02 (Звонок бесплатный)
Справочная Университета:
8 (812) 269-57-58
Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)
Подать документы
Приемная комиссия:
8 (800) 333 52 02 (Звонок бесплатный)
Справочная Университета:
8 (812) 269-57-58
Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)

6 декабря. Ректор СПбГУП, академик А.С. Запесоцкий выступил в эфире Ленинградского областного телевидения. Тема интервью – подготовка старшеклассников к поступлению в Университет.

ИНТЕРВЬЮ РЕКТОРА, АКАДЕМИКА А.С.ЗАПЕСОЦКОГО
Программа «Область наших интересов», 5 канал
6 декабря 2013 года

Куда пойти учиться после школы? Уже сейчас об этом задумываются многие старшеклассники. Высокий уровень подготовки дает шанс выпускникам школ Ленинградской области поступить в любой самый престижный вуз. Одно из первых мест в рейтинге учебных заведений Северной столицы по праву занимает Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Его ректор, член-корреспондент Российской академии наук Александр Запесоцкий сегодня гость программы «Область наших интересов».

А. КОЛОБОВ: — Вы смотрите программу «Область наших интересов», в студии Александр Колобов, здравствуйте. У нас в гостях Александр Запесоцкий — ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент Российской академии наук. Здравствуйте, Александр Сергеевич.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Здравствуйте.

А. КОЛОБОВ: — На календаре декабрь. Казалось бы, еще рано думать и о выпускных экзаменах, и уж тем более о вступительных экзаменах в вузы. Однако многие старшеклассники и их родители уже сейчас об этом задумываются. Скажите, Александр Сергеевич, у Вас громаднейший опыт и преподавательской, и руководящей работы, на что в первую очередь следует старшеклассникам обратить внимание, если они хотят поступать в вузы?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Знаете, я как раз шел сюда к Вам и думал: а что бы я мог посоветовать родителям или что бы я делал сам, если бы мой ребенок готовился к поступлению? И рискну попробовать дать несколько советов. Во-первых, я убежден, что родители не должны давить на детей в пользу выбора той или иной специальности. Это очень опасно, потому что потом проходит год, два, три, ребенок все равно ищет свой путь, но родители уже теряют влияние, и он им потом не скажет слова благодарности, если они ему навязали свое решение. Поэтому задача — помочь ребенку найти себя, выбрать свой путь, проявить свои способности и их развить. Второе, что я посоветовал бы родителям, — не обращать внимания на рекламу, в том числе на те или иные позиции государства, потому что государственные взгляды на систему высшего образования превращают ситуацию в «королевство кривых зеркал». Родителям нужно приехать в Петербург, и не один раз, вместе с ребенком пройти по вузам, побывать на днях открытых дверей, посмотреть в разгар обычного рабочего дня, какая обстановка в библиотеке, в столовой, чем живет вуз, как выглядят студенты, что у людей написано на лицах и т. д. Потом я бы посоветовал выбрать тот вуз, который по душе именно ребенку, и дальше стремиться туда, невзирая на то, наберет он баллы ЕГЭ или нет, потому что у нас в российских вузах вообще, и тем более в петербургских, по сравнению с Москвой очень невысокие цены на платное обучение. Я бы даже рискнул посоветовать родителям заставлять ребенка не столько нацеливаться на высокие баллы ЕГЭ, сколько просто хорошо учиться и заниматься саморазвитием. Система ЕГЭ делает с детьми ужасные вещи — ребенка натаскивают, натаскивают. Вот имя чего? Чтобы сэкономить годы его учебы на вот этой разнице «платное–бесплатное». Но я Вам скажу, что, например, наш выпускник, когда после вуза приходит работать, то за один год зарабатывает столько, что окупает все 5 лет своей учебы, даже если он учился на платном. Но если человек увлекался натаскиванием, то есть родители его заставляли это делать: «Давай сэкономим, только на бесплатное, не важно, в какой вуз», во-первых, он теряет очень важные годы в школе. Старшие классы — это годы развития способностей, когда надо развивать умение соображать, мыслить, думать. А потом он приходит в университет, и оказывается, что он натаскан всего лишь на решение стандартных задач. И это очень плохо. Поэтому нельзя увлекаться ЕГЭ, надо увлекаться развитием личности ребенка. Даже взять образовательный кредит, если это необходимо, — правда, его сейчас дают под «тяжелые» проценты, но ребенок потом головой заработает и отработает.

А. КОЛОБОВ: — На мой взгляд, замечательные советы. Но время у нас сейчас прагматичное, одни говорят «это правильно», другие — «неправильно». Но сейчас вопрос стоит не о том, как поступить в вуз, потому что их много, а о том, что ребенок будет делать после вуза? Найдет ли свое место в жизни, свою работу? Готовясь к программе, я узнал интересный факт, что Университет профсоюзов — единственный вуз страны, у которого в прошлом году, то есть в 2012-м, не было ни одного выпускника, зарегистрированного в качестве безработного на бирже труда. Как Вам удалось этого достичь? Я так понимаю, это свидетельствует о высокой степени подготовки.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Вы знаете, это правда. Работодатели уже очень много лет обращают на наших выпускников особое внимание. Это не означает, что все легко устраиваются, потому что всегда есть и троечники, и ребята послабее, но сильные, как правило, уже на IV курсе знают, где будут работать. И вот главный рецепт. Мы считаем, что помимо сильной учебной программы, хороших педагогов (это, кстати, есть, наверное, в 60–70 % вузов Петербурга, — вузам нашего города за качество педагогов, педагогического состава в принципе не стыдно), путь к такой креативной карьерной работе начинается с дисциплины и ответственности человека, потому что если работодатель не видит в выпускнике вуза человека ответственного, на которого можно положиться, его креативные качества не волнуют. Поэтому мы уже на первых же курсах создаем обстановку дисциплины, ответственности, трудолюбия. Если ты талантлив, то ты ответствен перед собой, родителями, школой, обществом, перед Богом в конце концов, за то, чтобы ты трудолюбием свой талант развивал. И у нас ребенок попадает именно в такую обстановку: он, конечно, видит много возможностей развить свои способности, главное — труд плюс способности, только так. Одни способности — это не срабатывает.

А. КОЛОБОВ: — Давайте поговорим как раз о креативности и дисциплине. В академической среде Ваш вуз считается именно такой творческой лабораторией. И этим он, наверное, серьезно отличается от большинства вузов страны. Скажите, какие направления образовательного процесса Вы считаете приоритетными для Вашего Университета?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — У нас сейчас порядка 25 направлений подготовки, и нет ни одного, которое не было бы востребовано на рынке. Я должен сказать, что иногда студент относится к образованию так: «Профессор, дай мне технологию, что мне нужно сделать, первое, второе, третье…»

А. КОЛОБОВ:— Алгоритм действий.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Да. «...чтобы я пошел на рынок и заработал, простите, бабки». Но по этому принципу обучают только в профтехучилищах каменщика класть камни. А в вузе, все-таки, в университете должно быть фундаментальное образование. Вот к нам сегодня ребята поступают, а что будет на рынке труда через пять лет, представить себе очень трудно. Но если есть фундаментальное образование плюс профессиональные технологии, то человек быстро подстроится под реальные потребности рынка. Ни на одно рабочее место нельзя на сто процентов подготовить человека на вузовской скамье, несмотря на то, что там есть практика, защита диплома, все равно человек должен быть работоспособным и уметь быстро адаптироваться к конкретному рабочему месту, мы его должны научить.

А. КОЛОБОВ: — Я для себя когда-то тоже вывел, что университет, вуз должен дать прежде всего системность мышления.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Конечно, сформировать картину мира.

А. КОЛОБОВ: — Именно эта системность готовит к будущему, любому месту работы.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Конечно.

А КОЛОБОВ: — Но в той же академической среде ходят слухи, что у Вас в вузе достаточно жесткая дисциплина. Как сочетается ответственность и дисциплина и творческая свобода?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Все очень просто. Есть определенные рамки для свободы. Представьте себе: специалист по рекламе, очень креативный талантливый человек, получает задание от своей фирмы сделать вовремя какой-то продукт. И он ходит какое-то долгое время и говорит: «А вы знаете, у меня нет вдохновения. Меня муза не посетила», и не справляется вовремя. Его после этого увольняют, сколько бы он ни говорил, какой он креативный. Поэтому человек должен себя держать в определенных рамках, и мы его должны этому учить. А вот если он способен действительно работать по определенным правилам, выполнять все вовремя, соблюдать деловую культуру, этику — к этому мы приучаем. Конечно, в творческой сфере он должен выполнять учебные задания, задания по практике творчески, но сначала дисциплина и ответственность — это фундамент, и только на этой базе творчество. Творчество — это ведь не право проспать лекцию или подвести других людей. Творчество — выполнить свою задачу вовремя, максимально талантливо, чтобы осчастливить работодателя, делового партнера. Если ты владелец фирмы — самого себя. Вовремя предложить нужное решение.

А. КОЛОБОВ: — Общаясь с педагогами высшей школы, зачастую слышишь от них: «Абитуриент становится слабее из года в год». Такая тенденция прослеживается в Университете?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — К огромному сожалению, прослеживается. У нас конкурс по разным специальностям в последние годы — примерно от 30 до 50 человек на место. Приходят выпускники с очень высокими баллами ЕГЭ на бесплатное обучение, там очень высокая планка, а потом мы существенную часть студентов либо переводим на платное, либо отчисляем, а на их место берем ребят с платного, которые больше работают. Школа постепенно (кстати, это в большей мере не касается Ленобласти, где остается сильная система образования) начинает заниматься другими вещами. В целом перевод школы на платные услуги очень плохо сказывается на образовании. Учителя перестают воспитывать детей, исчезает внешкольная, внеклассная работа, то есть работа после уроков. Учителя меньше вкладывают души. Так происходит по всей стране. Еще раз скажу, это не очень характерно для Ленобласти, но учителя начинают зарабатывать деньги, поскольку к этому их все время подталкивают. Приходят новые поколения учителей, «вымывается» старая школа советского времени, что плачевно. Сегодняшний школьный отличник, человек с очень высокими баллами ЕГЭ, — это в среднем человек на «четверку с минусом» 1990-х годов. Я думаю, что реформа школы идет во вред школьникам. Мы в нашем Университете стараемся, выстраивая вектор в будущее, не утратить лучшие черты высшего образования советской школы. В советское время мы имели действительно лучшее в мире высшее образование. Оно не может оставаться таким, каким было в Советском Союзе, потому что уже 20 лет прошло, и мы должны впитывать новые веяния, но ни в коем случае не должны потерять лучшие стороны советского образования. Это наша принципиальная позиция.

А. КОЛОБОВ: — Представим себе ситуацию (если вернуться к абитуриентам, будущим студентам Вашего вуза): приезжает мальчик или девочка из Ленинградской области, из маленького города в большой, трудновато ей или ему сразу вписаться в эту жизнь. Оказывается какая-либо помощь в вузе по адаптации первокурсников?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — У нас семья привыкла опекать ребенка до самой его пенсии.

А. КОЛОБОВ: — Не без этого.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — А западная система: в 16 лет за дверь выставил и больше ребенка не касаешься, живи как хочешь. Я думаю, что нужна золотая середина, и родители, конечно, должны помогать, нельзя резко бросать ребенка. Конечно, в нашем Университете существует серьезная система помощи, адаптации, особенно если ребята живут в общежитии, а у нас по всем показателям лучшее общежитие в Петербурге. Есть кураторы (иногда их называют тьюторами), есть система, которая вводит ребенка в жизнь большого города. Первое, что у нас происходит еще даже до 1 сентября, — в конце августа мы везем ребят на экскурсию по городу. Кураторы им объясняют, как надо распоряжаться личным временем, решать бытовые вопросы. У нас в общежитии, например, на каждом этаже есть круглосуточный дежурный, который даже иногда будит ребят, которые еще не привыкли сами вставать на занятия, потому что бабушка и дедушка их будили. Могут научить стирать, жарить яичницу, и уж, конечно, если возникают проблемы с медициной, ремонтом обуви, всегда все покажут, расскажут, помогут. Помогут найти библиотеку, спортзал, загрузить себя правильно в свободное время, чтобы не было бесцельного просиживания. У нас не принято смотреть телевизор в свободное время, потому что есть более интересные дела. У нас единый комплекс, в котором дети могут учиться, жить, заниматься спортом, питаться, там же есть библиотека, огромное количество различных кружков. Все лучшее, что было в советское время, мы используем сегодня для того, чтобы подготовить ребят. Отсюда, кстати, и высокий показатель трудоустройства, и хороший карьерный рост, мы его тоже исследуем, фиксируем. Поэтому мы не бросаем ребят наедине с проблемами большого города.

А. КОЛОБОВ: — Вы практически начали отвечать на мой заключительный вопрос, который я сформулирую таким образом. Лично для меня, я думаю, что и для миллионов моих сверстников, и моложе, и старше, студенческая жизнь, студенческие годы — это особая атмосфера, то, что вспоминаешь всю потом дальнейшую жизнь. И сейчас из многих вузов выхолащивается студенческая атмосфера и создается то, о чем мы с Вами начали говорить, — образовательные услуги. Вы, как ректор, как оцениваете атмосферу в Вашем Университете?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Я считаю, что атмосфера у нас очень хорошая, у нас прекрасные самоуправляемые студенческие организации, ребята организуют свое свободное время, причем, я не побоюсь этого сказать, в благородных, красивых формах. У нас нет тех проблем, которые в стране стали уже бичом, у нас на территории Университета вообще нет наркотиков, нет студенческой преступности, нет пьянства, нет разврата в студенческом общежитии. Ребята заняты делом. Когда заходишь — все здороваются, даже с незнакомыми людьми. Незнакомый человек, пройдя по Университету, увидит хорошие улыбающиеся лица, опрятных, аккуратно одетых ребят, которые в Университете живут счастливой жизнью. У меня даже иногда спрашивают: «А как они будут жить, выйдя за пределы вуза, где все совсем по-другому?», на что я отвечаю: «Они готовы сохранять этот образ жизни дальше, развивая его на тех предприятиях, в тех фирмах, куда они придут работать, и мне никогда за них не будет стыдно, если уж мы выдали наш диплом». Поэтому я считаю, что действительно счастье — учиться в таком вузе 4 года, сейчас 5–6 лет можно учиться, это зависит от выбранной специальности и формы подготовки (бакалавр — 4 года, магистр — еще 2 года, специалитет — 5 лет). Но я считаю, что мы за последние 22 года разработали уникальную модель образовательной подготовки, которая дает ребятам очень хорошее будущее, возможность успехов в жизни. Правда, им надо этими возможностями воспользоваться и много трудиться.

А. КОЛОБОВ: — Спасибо Вам, Александр Сергеевич. Ответственность, права, обязанности — все это должно быть гармонично. Из нашего разговора я понял, что в Вашем Университете очень хорошая атмосфера. Спасибо, Александр Сергеевич, что Вы нашли время и силы для того, чтобы прийти и поддержать нашу беседу. Я напомню, что у нас в гостях был Александр Запесоцкий — ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент Российской академии наук. Всего самого доброго и до новых встреч в программе «Область наших интересов».

Дата публикации новости: . Автор: