Иван Лопатин. Короткий жанр: как сделать бизнес на раскрутке некоммерческого кино

post-cover.a7854d6f-1a54-472d-a491-05105a743be7.jpgПервый бизнес

Я учился на звукорежиссёра, но всегда любил снимать: брал у родителей камеру и снимал всё подряд — свою студенческую группу, разные мероприятия. У меня были друзья на студенческом телевидении, благодаря им я получил аккредитацию на посещение шоу-программ по случаю празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Происходившее я снял на камеру, затем смонтировал материал и подобрал к нему музыку, чтобы можно было показать родителям и друзьям.

Прошло полгода, и я заметил, что ни на прилавках магазинов, ни в музеях нет дисков с записью того праздника. Удивился и понял, что у меня, возможно, есть уникальный материал — документальный фильм о юбилее. Я его доработал: попросил знакомых актёров наговорить текст, американских и французских студентов — записать версию на их языке, и ещё одну знакомую — нарисовать дизайн обложки. Затем позвонил в отдел внешних связей администрации города и рассказал про фильм. Они его посмотрели и заказали нам несколько сотен дисков. Минимальный тираж в студии печати — 500 штук. 200 из них у меня забрала администрация, а остальные я смог продать музеям, галереям, туристическим центрам.

Себестоимость диска была 50 рублей, а продавал я их по 400. На прилавках они, кстати, стоили 1 200. Так за фильм, снятый ручной камерой, я заработал около 150 000 рублей — для студента второго курса это отличный заработок. Уже тогда я придумал свой бренд Leevandia. Это название было написано на каждом диске.

Как пришла идея

Я решил, что в жизни хочу заниматься только кино, поехал в Москву и поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров на продюсерское отделение. Я уже тогда понял, что главное в моём деле — соединять людей. Лекции нам читали продюсеры, и в гости постоянно приходили молодые режиссёры с идеями для фильмов. Мне захотелось сделать так, чтобы они встретились. Так я занялся короткометражным фильмом Шота Гамисония «Поле. Клоуны. Яблоко»: позвонил одному другу, который знал, где взять технику, на своём потоке нашёл оператора, 40 актёров согласились сниматься бесплатно. Сняли — пришло время отсылать фильм на фестивали.

Я начал разбираться в том, какие вообще существуют киноконкурсы, как отличаются их требования, какова процедура подачи заявки.

В результате наш фильм включили в программу более 30 фестивалей.

После этого меня начали считать большим экспертом по фестивалям, ко мне подходили однокурсники с просьбой заняться продвижением их фильма на зарубежных фестивалях. Кто-то из них не хотел тратить время на то, чтобы разбираться в деталях, кто-то просто плохо знал английский язык и не мог заполнить заявку. В какой-то момент их стало настолько много, что я сказал: стоп, может быть, вы будете за это платить? Так появился мой бизнес.

Кому нужны фестивали

Для короткометражного кино фестивали — единственный шанс быть замеченным. Участие в них открывает возможности для создания в дальнейшем крупных коммерческих проектов, поиска инвесторов, продюсеров и творческой команды. Сейчас в мире настоящий бум короткого метра, только в России ежегодно снимается более тысячи фильмов. Например, на отборочную программу кинофестиваля Sundance каждый год присылают 12 тысяч короткометражек. В отличие от прокатчиков, которых интересуют только блокбастеры, фестивали заинтересованы в неизвестных авторах и конкурируют между собой за право первыми представить миру нового гения. Кроме полезных связей и известности, режиссёр может получить деньги. Приз за победу на фестивале, в целом, небольшой: от 600 до 2 200 евро. Но ведь выиграть можно сразу на нескольких. Плюс большинство организаторов оплачивают участникам проживание, а некоторые — даже перелёт.

Ежегодно в мире проходит около 6 тысяч фестивалей. Все они отличаются по тематике, жанру, масштабу. Есть фестивали женского кино, режиссёров-дебютантов, остросюжетных и однокадровых фильмов. Я был на 30 из них, начиная с Каннского и заканчивая кинофестивалем в Твери. Знаю этот мир изнутри, понимаю, что интересно каждому конкурсу.

Расходы и доходы

Когда я перестал справляться с заказами один, нанял сотрудников. Для этого надо было арендовать офис, купить компьютеры и зарегистрировать компанию. На это я потратил 100 тысяч рублей. Сейчас в команде семь человек. К нам приходят режиссёры и продюсеры, мы смотрим фильм и советуем, на какие фестивали его стоит отправить, выстраиваем путь ленты. Берём на себя создание английских субтитров, заполнение заявки, пересылку диска с фильмом, общение с организаторами фестиваля. За каждый конкурс берём 1 500 рублей. Обычно фильм за год отсылают на 100 фестивалей — за такой объём мы делаем скидку и в итоге за работу с одной лентой получаем порядка 100 000 рублей. Сейчас ведём более 30 таких проектов.

Многим приходится отказывать, потому что, погнавшись за деньгами, мы проиграем.

Плохой фильм всё равно никто не возьмёт в программу, режиссёр может подумать, что это наша вина, и это испортит нашу репутацию. Обычно из 100 кинофестивалей, на которые мы отсылаем заявки, фильм принимают 30.

У нас есть и другие источники дохода. Во-первых, мы снимаем рекламные ролики. За это время мы накопили огромную базу творческих людей, и когда к нам обращаются заказчики, мы всегда можем найти для них исполнителя. За это получаем свой процент. Во-вторых, мы продаём права на показ фильмов зарубежным телеканалам. За один полнометражный фильм канал может заплатить $6 200, за короткий метр — $700.

Наша ежемесячная выручка составляет порядка 400 000 рублей. Основные статьи расхода — заработная плата, аренда и почтовые расходы. Плюс мы финансируем съёмку перспективных, по нашему мнению, фильмов. Например, съёмка нашего короткометражного фильма «Море желаний» стоила 500 000 рублей. Фильм получил восемь международных премий и принёс множество полезных связей.

Проблемы

Первое время много сил отнимала почта с её очередями и странными требованиями. Сейчас мы уже как-то привыкли, подружились с работающими там женщинами — они стали к нам более лояльны.

Ещё одна проблема, к которой можно привыкнуть, — недоверие режиссёров, которые только начинают с нами сотрудничать. Все подозревают какой-то подвох. Ведь наша услуга — новинка для российского рынка. В таких случаях надо набраться терпения и подробно рассказать про особенности работы, последовательность действий, дать человеку время подумать.

Перспективы

Чтобы привлечь новых клиентов, мы скоро запустим сайт, посвящённый кинофестивалям, — Mirfest.ru. Будем на нём рассказывать о тенденциях в кинематографе и особенностях каждого фестиваля. У каждого режиссёра будет возможность создать личный кабинет, выбрать, на какие конкурсы он бы хотел отправить свой фильм, и заплатить за наши услуги карточкой прямо на сайте.

Советы

Творческие люди очень ранимы и чувствительны, поэтому при общении с ними будьте внимательны и заботливы. Находите к каждому свой подход, не ставьте дело на поток.

Относитесь к каждому новому проекту, как к новой жизни. Избегайте рутины. Тогда ваше дело вам никогда не надоест.

Будьте терпеливы. Людям нужно время, чтобы они начали вам доверять. Поэтому не давите на них, подождите, пока они сами решат сотрудничать с вами.

Чётко формулируйте личные цели. Если внутри у вас есть понимание того, чего вы хотите, правильные люди и проекты будут сами собой появляться в вашей жизни.