Ректор А.С. Запесоцкий проводит экскурсию по СПбГУП

Оглавление

1. САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МИРЕ. Вступление

2. ГЛАВНЫЙ КОМПЛЕКС НА УЛИЦЕ ФУЧИКА

3. УНИКАЛЬНОСТЬ ЗДАНИЯ

4. БИБЛИОТЕКА

5. ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ

6. ФОЙЕ ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА

7. КАФЕ В ФОЙЕ ТКЗ

8. РЕКРЕАЦИИ КАК СЕНСАЦИЯ

- часть 1

- часть 2

- часть 1

- часть 2. Про ремонты

- часть 3. Хореография

11. ЗВУКОРЕЖИССУРА И МУЛЬТИМЕДИА

- часть 1. Почему подлодка. Почему желтая.

- часть 2. Зал самостоятельной работы

- часть 3. Водолаз Вася и восковой ректор

13. ЛЯГУШАТНИК

14. ПЛЯЖ (рекреация факультета искусств)

15. ИТАЛЬЯНСКАЯ УЛИЦА

16. СТОЛОВАЯ, КАФЕ, РЕСТОРАН

17. ДОМ СТУДЕНТОВ

18. ХРАМ (ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ)

- часть 1. Академик на площади

- часть 2. О настроении

- часть 3. 1 сентября

20. ОБРАЗА, ОБРАЗЫ, ОБРАЗЦЫ

21. АЛЛЕЯ СЛАВЫ

22. ЗАВЕРШЕНИЕ ЭКСКУРСИИ



Читать полностью



1. САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МИРЕ

Давно хотел провести для всех желающих экскурсию по самому необычному университету в мире.

Работаю здесь ректором уже около 26 лет. Это особое везение. Необычная судьба. (В стране больше нет ни одного ректора с таким стажем!) У меня было время реализовать многое из задуманного.

Еще в 2008 году, приехав к нам после большого перерыва, Владимир Путин был по-настоящему удивлен изменениями. Пока шли к библиотеке (месту встречи с ведущей профессурой и студентами), Владимир Владимирович пять раз спросил меня: «Кто это придумал?» А ведь федеральная служба охраны ему тогда ничего толком посмотреть и не дала. Разрешили вести только там, где коридоры достаточно широкие для надлежащей охраны.

Потом, уезжая, Владимир Владимирович сказал серьезно и задумчиво: «У вас веселый университет».

Эта фраза не была для меня новой. Лет за десять до Путина ее сказал про нас в телевизионном интервью великий ученый, академик Раушенбах. Я стоял рядом с ним, и, честно говоря, сердце мое сжалось. В то время мы стали знамениты. И некоторые другие вузы очень ревновали, боролись с нами распусканием диких слухов. Особенно, как мне говорили, усердствовал юрфак ЛГУ, возглавляемый тогда энергичным и во многом талантливым деканом Николаем Михайловичем Кропачевым.

Во время приезда Раушенбаха по городу циркулировала очередная волна «благожелательных отзывов»: якобы у нас студенты не учатся, а только развлекаются, танцуют.

А в момент встречи академика с телевизионщиками за окном, на университетской площади, как раз грохотал огромный праздник со звездами российской эстрады на сцене.

Раушенбах приехал к нам из Москвы прочесть лекции. Не знаю, слышал ли он очередной «компромат» про СПбГУП. Может, и слышал.

Но в то мгновение, когда мне стало не по себе, неожиданно продолжил: «Это замечательно, что в университете весело. Первый признак того, что здесь есть настоящая наука. Там, где воцарилось показное наукообразие, науки не бывает». И я тогда окончательно понял, что нахожусь на верном пути. Кстати, подумалось ещё, и что настоящих университетов без завистников не бывает…

Владимир Путин не очень много в своей жизни занимался наукой. Но в уме и интуиции ему не откажешь. Думаю, Путин быстро пришел к тем же выводам, что и академик Раушенбах.

Ну а Вам, уважаемый читатель, я попробую помочь составить своё собственное мнение о Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

P.S. На этом фото Владимир Путин входит в СПбГУП со двора Дома студентов. На снимке также Михаил Шмаков и Викторов Золотов (тогда – глава федеральной службы охраны). 7 октября 2008 года.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Искренне Ваш, #Запесоцкий


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

2. ГЛАВНЫЙ КОМПЛЕКС НА УЛИЦЕ ФУЧИКА

На фото — виды на главный корпус СПбГУП с территории Университета и из космоса. Вид из космоса перекочевал и на наш фирменный логотип.

Вуз был создан профсоюзами Ленинграда в 1926 году. Его предшественниками стали рабочие кружки Петербурга — Петрограда конца XIX века. Он несколько раз менял названия и к концу советского времени именовался «Высшая профсоюзная школа культуры». Аналог государственных вузов культуры страны, только в профсоюзной системе.

Заведение было достаточно сильным. В 1948 году специальным решением главы Совета Министров СССР И.В. Сталина ему было присвоено право выдавать выпускникам госдипломы. К 80-м годам по качеству подготовки специалистов он совершенно определенно не уступал ни одному вузу культуры страны.

Долгое время ВПШК находилась в центре города (у площади Труда, на ул. Красной). Но в 70-е годы профсоюзы СССР начали строить весьма серьезный архитектурный комплекс на великолепном участке недалеко от центра — в Купчино, на углу Фучика и Бухарестской.

Проект по тем временам был просто замечательным. Архитектор — маститый Николай Николаевич Надежин, заслуженный архитектор РФ (1929–2005). Ходили разговоры, что якобы профсоюзы купили этот проект в Италии и адаптировали под северные широты. Но никаких подтверждений этому я никогда не видел.

ВПШК проектировалась Н.Н. Надежиным и его коллегами в  1969–1972 годах.

Здание не вписывается в окружающую среду, а определяет ее. Как писали критики: «Комплекс зданий из красного кирпича обладает единым оригинальным стилем, отсылающим к романским традициям, хотя и не содержит прямых цитат классики и модерна». Надежин в данной работе апеллирует к наследию Фрэнка Райта и Алвара Аалто.

Мастер во многом шел и от функционального назначения комплекса, стремясь создать архитектурную среду как фактор культурного воздействия на студентов, не столько казенное учреждение, сколько пространство живого человеческого общения.

Строительство здания началось в 1974 году. Дом студентов был введен в эксплуатацию к Олимпийским играм 1980 г., хотя в результате бойкота Запада иностранные спортсмены в него в конце концов не заселились. Придя в вуз в 1986 году молодым преподавателем, я участвовал в субботниках в учебном корпусе. И только в начале 90-х, став ректором, сдал этот корпус госкомиссии.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Искренне Ваш, #Запесоцкий


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

3. УНИКАЛЬНОСТЬ ЗДАНИЯ

УНИКАЛЬНОСТЬ ЗДАНИЯ в том, что под одной крышей здесь объединено абсолютно все, что нужно студенту в период учебы: лекционные залы и семинарские аудитории, библиотека с огромным книгохранилищем, компьютерные залы, спортивный комплекс, кафе и рестораны, общежитие, которое у нас называют «Дом студентов», и т. д. и т. п.

На Северо-Западе России, да и в мире я не встречал больше ничего подобного. Наш комплекс неизмеримо удобнее американских кэмпусов, где все то же самое разбросано по разным зданиям. А это неудобно ни в дождь, ни в жару, ни в холод.

В нашем же здании студент может заниматься всем, что ему нужно, находясь в легкой одежде. И без проблем переключаться от одного вида деятельности к другому.
Выходить во внешний мир стоит лишь ради прогулок по городу, посещения выставок, музеев и т. д.

Такой подход дал мне возможность выработать и реализовать уникальную концепцию построения пространства как особого фактора влияния на формирование личности студента.

В основном работа Н.Н. Надежина себя оправдала. Хотя и не во всем. Но это — предмет дальнейшего разговора.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Искренне Ваш, #Запесоцкий


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

4. БИБЛИОТЕКА

Наша библиотека носит имя Даниила Гранина. Оно было присвоено при жизни замечательного писателя и нашего Почетного доктора. Даниил Александрович бывал здесь нередко. К примеру, в этой библиотеке проходили презентации его книг. Через несколько месяцев мы выпустим сборник с более чем шестьюдесятью гранинскими выступлениями в СПбГУП.

...Если посмотреть на наше здание с высоты птичьего полета (или на фото из космоса), то видно, что две части комплекса (учебный корпус и Дом студентов) соединены большим общественным блоком. Между ними — библиотека и театрально-концертный комплекс. К последнему примыкают помещения факультета искусств — гардеробные, хранилища костюмов и учебные классы кафедр актерского искусства, хореографии, звукорежиссуры, мультимедиа и др.

В начале 90-х профсоюзы были вынуждены снять нас с бюджетного финансирования, предложив самим себя обеспечивать. Что для полноценного вуза казалось совершенно не реальным. Тогда я придумал уникальную систему самофинансирования вуза, обеспечившую приток больших по тем временам средств. Если первые три месяца моего ректорства у СПбГУП не было денег на зарплату, то уже через год денег стало прибывать предостаточно.

Встал удивительный для тех времен вопрос: куда тратить? Коллективу была обеспечена зарплата примерно процентов на 20 выше городского уровня. Не стыдно во всех отношениях: и семьи можно прокормить, и рвачами не прослыть. Лично я обеспечил себя и потомков еще в советские годы, в период существования честного предпринимательства, так что в зарплате не особенно нуждался. И профсоюзы никогда не требовали от своего вуза прибыли.

Оставалось одно — вкладываться в развитие материальной базы, условий для учебы и быта студентов. Что мы и сделали, вложив в материальную базу СПбГУП свыше 30 млн.$ собственных средств.

Естественным казалось начать с мест «наиболее общего пользования». Речь, конечно, не о туалетах. Их привести в порядок было делом самым простым. Мы взялись за театральный зал, спорткомплекс и, разумеется, за библиотеку.

Библиотека — святая святых любого нормального университета. Мебель для неё закупили югославскую, сверхдорогущую. Кожаные кресла, солидные зеленые лампы и т.д. Оборудовали читальный зал на 300 мест. Перевезли в книгохранилище из прежнего здания на Красной 550 000 томов книг, ценнейшие каталоги. С развитием информационных технологий насытили ее соответствующим оборудованием.

И не прогадали. Библиотека тут же стала для студентов самым любимым местом. Мальчики и девочки начали там друг другу свидания назначать. А в пору сессии отдельные переутомленные граждане в читальном зале нередко засыпали. На стульях это сложно, конечно. А вот присядет мученик науки на диван кожаный, и тут же выключится сном праведника. Библиотекари сначала не знали, что с этим делать. А я попросил не будить. Дескать, они так информацию надежнее усваивают. К тому же сон в храме знаний — признак благородного переутомления. И психологического комфорта. Тревожить нехорошо. Пусть человек чувствует себя как дома. Поспит-поспит, потом еще что-нибудь почитает...

Первые 15 лет студенты брали в среднем более 100 книг в год на человека. Сейчас с развитием Интернета книговыдача упала раза в два. Но библиотека по-прежнему остается лицом СПбГУП и очень любимым у нас местом.

Существенная часть работы коллектива этого подразделения ныне переместилась в виртуальное пространство, но загрузка не уменьшилась. Здесь часто проводятся выставки книг, презентации трудов знаменитостей, публичные дискуссии, научные конференции и прочие яркие мероприятия, важные для образовательного процесса.

В общем, библиотекой гордимся.

На левой верхней фотографии — презентация книги замечательного московского журналиста Виталия Третьякова (16 октября 2015 г.). На левой нижней — беседа с Владимиром Путиным (7 октября 2008 г.).

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

5. ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ

ТКЗ в нашем Университете носит имя Почетного доктора СПбГУП, композитора Андрея Петрова.

Андрей Павлович был облачен здесь в докторскую мантию в 1996 году, так же, как в разные годы Дмитрий Лихачев, Даниил Гранин, Жорес Алферов, Мстислав Ростропович, брат английской королевы принц Майкл Кентский и другие знаковые персоны современности.

Петров любил наш Университет, участвовал во многих мероприятиях, в том числе — и на сцене ТКЗ. И после ухода замечательного композитора из жизни Ученый совет решил, что найден хороший способ отдать должное его памяти.

ТКЗ вмещает свыше 700 зрителей. Здесь проходит масса важных для нас мероприятий — от собраний коллектива и студентов до лекций крупных персон, научных конференций (к примеру, всемирно известных Лихачевских чтений), студенческих капустников, различных событий праздничного календаря СПбГУП, съемок телепрограмм.

Ежемесячно Университет устраивает для студентов спектакли театральных, музыкальных и хореографических коллективов Петербурга, творческие вечера мастеров отечественного искусства.

Наш зал — единственная театрально-концертная площадка на огромный новый район Петербурга, где проживает свыше 400 тысяч человек.

Двери зала несколько раз в месяц открываются для населения района. Наиболее важными мы считаем бесплатные концерты для жителей-ветеранов, которые Университет проводит ежемесячно вот уже около 25 лет. Здесь же ежегодно проходят городские студенческие «Вечера восточной поэзии», Международный конкурс выпускниц школ «Ум + красота = студент» и многое другое.

За четверть века на эту сцену поднялись едва ли не все наши величайшие современники: Андрей Вознесенский и Наталья Бехтерева, Эльдар Рязанов и Георгий Свиридов, Кирилл Лавров и Дмитрий Львов, Евгений Примаков и Борис Эйфман, — сотни и сотни персон, которыми гордится Россия. Встречи с этими людьми оставили неизгладимый след в памяти молодежи.

События в ТКЗ — составная часть образования в СПбГУП. Такая бурная череда впечатляющих событий способствует формированию особой культурно-воспитательной атмосферы в вузе. Работодатель ведь хочет видеть у себя сотрудником не просто человека, который прослушал лекции и сдал экзамены. Рынком востребован выпускник, сформированный лучшими образцами ленинградской-петербургской культуры, личность, соответствующая высшим морально- нравственным, эстетическим и поведенческим стандартам. Много лет изучая судьбы выпускников, я давно пришел к выводу, что в гуманитарной сфере общекультурный уровень дипломированного специалиста как минимум не менее важен, чем сугубо профессиональные знания, умения, навыки.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

P.S. НА ФОТО:

  • мантия для Петрова;
  • один из нескольких ежегодных концертов симфонических оркестров;
  • съемки моей телепрограммы «Университетские встречи» с Михалковым-Кончаловским;
  • чествование Почетного доктора Олега Басилашвили;
  • телесъемки конкурса «Высший бал/л».

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке


6. ФОЙЕ ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА

Большое пространство, включающее молодежное кафе, гардероб, туалеты и огромный «променад» между Учебным корпусом и Домом студентов. По этому пространству каждый день перемещается не одна тысяча человек.

Это помещение мы реконструировали пару лет назад. И, в отличие от многих других, на деньги государственной субсидии, выделенной СПбГУП по прямому поручению Владимира Путина.

В последние годы Минобром уничтожена реальная конкуренция в сфере образования. К тому же, бесплатных для абитуриентов госбюджетных мест в стране стало чуть ли не больше, чем выпускников школ. В такой ситуации собственные деньги на фойе наскрести было уже сложно.

И оно оставалось в первоначальном виде. По планировке все было нормально. А вот отделка — темно-серый пол, колонны, облицованные черным камнем... Мрачно. Народ привык и вроде бы не роптал, а я мучился, боролся с ассоциациями (крематорий какой-то, да и только...).

Реконструкцию выполняла строительная фирма давно известного нам Сергея Копейкина. Работы осуществлялись в летний период, в безумно короткие сроки. Что бы не мешать образовательному процессу. И дефекты от этой поспешности строителям потом пришлось устранять по ночам. То там что-то треснет, то здесь слегка отвалится. Но в конце концов справились.

Новый дизайн преобразил пространство до неузнаваемости. Копейкинские проектировщики оказались людьми современными и талантливыми. 700 квадратных метров в светлых тонах, из достойных материалов рождают теперь совершенно иные эмоции.

Не зря студенческое самоуправление теперь частенько использует это фойе для самых разных и симпатичных мне беспорядков и бесчинств. Кстати, весьма интеллигентных (молодость должна перебеситься, но красиво).

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

7. КАФЕ В ФОЙЕ ТКЗ

Данный объект я пока до конца не осмыслил. Он выполнен эстетически более чем достойно. Наверное, в Петербурге можно найти не менее современные и стильные интерьеры. Но более современные и стильные — сложновато.

Студенты вроде бы это кафе не отторгают. И сидят здесь, конечно, и для Инстраграма снимаются. Но мне хотелось, чтобы здесь сложилась какая-то свободная молодежная «тусовка»: с чашкой кофе, компьютером, книгой, непринужденным общением. Все это вроде бы и есть. Но полностью атмосфера пока не сложилась. Не помогает даже «суперуголок» с шикарной мебелью, оформленный как бы в «салонном» стиле. Приходят, сидят, но не долго.

Вот и думаю: какого-то уюта, что ли, не хватает?..

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

8. ТУАЛЕТЫ КАК СЕНСАЦИЯ

А ВОТ ЧТО ПОЛЬЗУЕТСЯ БЕЗУМНЫМ УСПЕХОМ — ТАК ЭТО ТУАЛЕТЫ ТКЗ.

Они оправдали ожидания своих создателей на 500%. Туда теперь людей из внешнего мира на экскурсии водят.

Конечно, каких-то особых унитазов проектировщики не придумали. Да и обычные не на потолке разместили. Просто в помещениях, где люди прихорашиваются, поставили стильную мебель и повесили репродукции картин. Книги на полках поставили.

Студенческий фольклор откликнулся изумлением и словом «Эрмитаж». А в Инстаграме стихийно появились специальные разделы с девичьими селфи (https://www.instagram.com/tualet_universiteta/). В какой-то момент и городские желтые СМИ откликнулись. Причем без хамства (что с подобной публикой редко бывает), а как-то озадаченно. Как будто сами всю жизнь нужду в зарослях живой природы справляют. Ну и хорошо. Кому же такая реклама помешает?

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

9. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (часть 1)

Это место в вузе носит имя и сейчас работающего у нас Почетного гражданина Санкт-Петербурга Михаила Михайловича Боброва. Собственно, в связи с его приходом в СПбГУП комплекс и создавался. В этом августе Боброву исполнится 95 лет. А начал заведовать кафедрой физвоспитания Михаил Михайлович в 1994 году. Легендарный спортсмен, блокадник и защитник Родины.

Нам невероятно повезло, когда этого человека освободили от заведования кафедрой в одном очень большом университете. По всей видимости, место понадобилось для какого-то «блатника». Конечно, Бобров тогда уже был глубоким пенсионером, но по своему потенциалу превосходил (без преувеличения) любого молодого человека.

Возглавив нашу кафедру, он за несколько месяцев собрал под своим началом фантастический педагогический коллектив из маститых профессоров и молодых, но титулованных и способных мастеров спорта.

Я работаю в ВПШК — СПбГУП с 1986 года. До прихода Боброва никакой физкультурой у нас вообще никто толком не занимался. В вузе одни девочки. И сплошь со справками. Круглый месяц им было «ничего нельзя». И круглый год.

К приходу Михаила Михайловича уже и мальчики появились. Пусть треть состава, но все же. Правда и они занимались физкультурой как-то не очень. А тут вдруг начали заниматься. Чуть ли не все, да еще как! Разом бросились в спортивные секции, массовость появилась, как в годы советской власти. В общем, как говорил Ушинский, самое главное в педагогике — личность учителя.

НА ФОТО: мы с Михаилом Михайловичем в 2000 и 2015 годах


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (часть 2)

Под влиянием Боброва я зачастил в спорткомплекс. Строго говоря, к началу моего ректорства там была одна кирпичная коробка. Даже полов не было.

Но настоящая проблема заключалась в другом. С  70-х годов радикально поменялся вектор спортивных интересов молодежи. Этого архитектор Надежин предвидеть не мог.

Большой спортивный зал мы достроили быстро. Но не было места для тренажерного. За то огромное пространство было занято раздевалками. Под массовые игровые виды спорта (волейбол, баскетбол) и для занятий на улице (легкая атлетика, лыжи). На месте раздевалок, сломав стены, соорудили шикарный по тем временам зал для работы на тренажерах. Рядом нашлось пространство для малого секционного зала (шейпинг, настольный теннис и прочее). Там же построили комнаты для парикмахерской, массажа, маникюра и педикюра.

Поскольку без раздевалок было не обойтись, сделали огромную реконструкцию в подвале. Раздевалки, туалеты, сауны с бассейнами для девочек и мальчиков. Сейчас подвальную часть уже пора ремонтировать заново, но на студентов 90-х годов все эти новшества произвели умопомрачительное впечатление.

Главный смысл данной истории состоял в борьбе за здоровье студентов, здоровый образ жизни. В советское время у нас учились люди взрослые. Некоторые не чурались спиртного.

В начале 90-х пришли выпускники школ. И в это же время в стране появились наркотики. С этим мы с самого начала воевали (в полном смысле слова) беспощадно. И наркотики в вуз просто не впустили.

Пьянствовать детям тоже не дали. Но одними запретами было не обойтись. Мне, всю жизнь занимавшемуся спортом, было ясно, что человек, 2-3 раза в неделю приходящий в спортзал, работающий над своим телом, пьянствовать не будет.

В итоге спорткомплекс естественным образом дополнил образовательную систему СПбГУП. Хотя у нас есть среди студентов и мастера, и чемпионы, не высшие достижения стоят во главе угла. А именно здоровье студентов.

Замечу, что Бобров как личность, по-моему, равновелик нашему Университету. И безусловно заслуживает отдельного обстоятельного рассказа. Что, увы, выходит за рамки данной экскурсии. В последние годы Михаил Михайлович много болеет. Но его дело достойно продолжает кафедра физвоспитания.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

10. УЧЕБНЫЕ АУДИТОРИИ

Часть 1

Разумеется, расположены в Учебном корпусе. И еще — вокруг театрально-концертного зала. В общем-то, ничего необычного. Ну, почти ничего. К счастью, реформаторы из Минобра не обязали пока ставить парты на стенах, танцевать и ставить спектакли на подоконниках. (Написал, и страшновато стало. Вдруг прочтут, воспримут как подсказку?)

Главное наше отличие от многих вузов — занятия идут строго по расписанию. Расписание готово и обнародовано до начала семестра. И студенты всегда на занятиях. Все, кроме больных.

Замечу: как правило, студенты учатся с хорошим настроением. Неинтересные преподаватели у нас не задерживаются. Лет 20 назад ввели анкетирование студентов с оценками педагогов. Опрашиваем только тех, кто хорошо учится. Сначала минимальные оценки были в районе 50 баллов из 100. Сейчас меньше 80 встречаем редко.

На каждую студенческую группу в среднем у нас приходится 1 доктор наук, профессор, 2 кандидата наук, доцента и один молодой, опытный преподаватель.

В общем за качество нашего преподавания не стыдно. Сильные студенты довольны.

А не хочешь ходить на занятия, трудиться — переводись на заочное. Или в другой вуз.

НА ФОТО в правой колонке (сверху вниз): занятия будущих актеров, режиссеров и журналистов. С журналистами после лекции запечатлен первый заместитель гендиректора ТАСС Михаил Гусман (ТАСС)

Искренне Ваш, #Запесоцкий


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

Часть 2. Про ремонты

Учебным аудиториям свойственна одна странность. Мы их ремонтируем каждое лето. Не все сразу, конечно. По очереди, в разные годы. Но у меня такое ощущение, что все сразу.

Студенты — люди аккуратные. Ничего специально не ломают, не пачкают, на партах (за редчайшими исключениями) не пишут. Я это еще 25 лет назад заметил: пачкают там, где грязно. А свежеотремонтированный зал уродовать не будут никогда.

Между тем, процесс ремонта перманентен, как смена дня и ночи. Помещения все разом отремонтировать невозможно. И только отремонтируешь последнее, пора браться за первое. Я уже думаю, что для ректора быть прорабом — это судьба.

Искренне Ваш, #Запесоцкий


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

Часть 3. Хореография

В принципе все наши студенты замечательны. Плохих не держим. Но есть группы, которые вызывают у меня особое восхищение дисциплиной и самоотверженным трудом. Это хореографы.

Есть еще актеры. Они также безумно влюблены в профессию, работают в аудиториях до десяти вечера (в  22-00 охрана просит удалиться на отдых). Но актеры несут на себе легкий отпечаток вселенского бардака. Сказывается влияние получивших образование в других театральных вузах педагогов. Не хочу никого обидеть (сам — сын актрисы и заслуженный артист России), но в русском театре как-то повелось, что грязь в гримерке — обычное дело. Боремся с таким подходом, но с переменным успехом...

У хореографов же порядок во всем. Костяк нашей кафедры почти 50 лет назад составили выпускники Вагановки, от них это и повелось. В общем, хореографов люблю безоговорочно. А актеров больше — на сцене.

Итак, учебные аудитории актеров на всякий случай обойду стороной. И покажу гостям класс хореографии, раздевалки и хранилище костюмов Факультета искусств.

Над хореографической студией витают образы основателя кафедры, Народного артиста России Юрия Громова и Почетного доктора СПбГУП, также Народного Бориса Эйфмана.

Под их «взорами» не схалтуришь!

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

11. ЗВУКОРЕЖИССУРА И МУЛЬТИМЕДИА

Гуманитарные вузы, конечно, не так напичканы оборудованием, как технические. Ни тебе лазеров, ни синхрофазотронов, ни, на худой конец, доменных печей. Ну, 800 компьютеров (при 3000 студентов в вузе) — эка невидаль?

Но кое-где впечатляющая техника все же есть. В этом смысле выделяются кафедры мультимедиа и звукорежиссуры.

На фото: научная конференция звукорежиссеров (выступает гость из Уральской консерватории, доцент Лев Рубин) и студия звукозаписи.

За оборудование студии (весьма недешевое) мы не платили ни копейки. Пригласили частную фирму, которая в нашем подвале делает профессиональные записи в своих интересах.

С нас — бесплатные помещения и возможность пользоваться вузовской инфраструктурой, с них — свободный доступ студентов к их оборудованию и творческому процессу, участие в нем. Плюс возможность выполнять учебные работы по своему усмотрению, когда студийное время позволяет.

Вообще-то все ведущие площадки звукорежиссуры в городе (от Мариинского театра до БКЗ «Октябрьский») укомплектованы нашими выпускниками. Есть, куда ходить на практику. Но и домашняя лаборатория звука не мешает.

Иметь ее под боком у кафедры просто удобно.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

12. ЖЕЛТАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

Часть 1. Почему подлодка. Почему желтая.

Это пространство находится под библиотекой. Территориально в него входит и студия звукозаписи. Но основное там — зал самостоятельной работы студентов и два учебных класса кафедры мультимедиа.

К концу 90-х годов мы привели в порядок, обустроили, как считали нужным, практически все учебные помещения Университета. А новых потребностей и идей было много. Начали активно осваивать подвалы комплекса. Сначала сделали учебный театр для студентов выдающегося педагога Зиновия Корогодского. Потом — настоящую телестудию, из которой вещали по утрам на весь Петербург по каналу ТНТ.

Самый большой подвал превратили в «Желтую подводную лодку». Авторы идеи и названия — студенты. Далее разыгралась наша коллективная фантазия. Как говорят в народе: «на всю катушку».

Почему «подлодка»? — Потому, что в подвале. Стало быть, начинаться эта история должна с воды. Соответственно у входа в подвал, на лестнице, разместили маленький бассейн с рыбками. То есть обозначили: все, что ниже, — подводное царство.

Почему подлодка «желтая»? — Да потому, что так было у «Битлз». А Битлы — это вечные молодость и веселье. Естественно, в первом же тамбуре подлодки входящих встречают (настоящие!) золотые диски группы и прочие реальные битловские артефакты.

Данная коллекция была передана Университету одним русским олигархом, владельцем нефтяных приисков в Болгарии. С олигархом меня познакомил в Каннах во время кинофестиваля известный петербургский деятель рок-культуры Андрей Бурлака. Провели вместе приятный вечер на яхте в каннском порту в компании супруги Никиты Михалкова, запрещенного Иосифом Кобзоном Богдана Титомира и симпатичных девушек олигарха, и вот результат — поддержка высшего образования.

На снимке ниже — эти самые предметы культа. Еще ниже — общие виды учебных аудиторий лабораторий мультимедиа. Стены украшены соответствующей живописью. До наскальной немного не дотягивает, но тоже неплохо.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

Часть 2. Зал самостоятельной работы

Зал самостоятельной работы студентов — отдельная песня. Здесь мы не просто фантазировали на темы подлодки, а пригласили консультантов из КБ «Рубин» знаменитого конструктора атомных субмарин академика Спасского. Центральная идея такова: зал должен был работать ежедневно до 22:00, включая субботу. Но в субботу — еще и до утра воскресенья. Для проживающих в Доме студентов.

Поскольку занятия с компьютерным экраном — дело преутомительное, интерьеры должны были способствовать переключению и расслаблению студентов, желающих в какие-то мгновения отдохнуть. Окружающее должно было вызывать улыбку. Это получилось.

Первое, что встречает студентов в этом зале — водолаз Вася. По его поводу я придумал легенду, которую рассказывал VIP-персонам во время экскурсий. Будто бы у студентов есть примета: если пожать руку Васе перед экзаменом, это принесет удачу. Басня стала кочевать по вузу, а резиновая перчатка водолаза в периоды сессий сильно поистерлась. Не знаю, что там было у участников этого рукоприкладства с удачей. Но надо же как-то внушать молодежи веру в себя...

Далее взор пришельца останавливался на аквариуме с живыми рыбками и паре больших телеэкранов с рыбешкой электронной.

В период проектирования подлодки я совершил очередной тур по быстро размножавшимся в 90-е московским ресторанам. В результате в столичном заведении «Сирена» была украдена идея иллюминаторов с водой и пузырьками. Их в нашем зале разместили за экранами каждого компьютера.

В глубине зала открыли действующий камбуз с восковой фигурой кока. У студентов появилась возможность в любой момент попить там чаю. Для большего впечатления чай был бесплатным. Кок же, хотя и не обслуживал граждан, но поднимал им настроение.

В пространстве зала помимо иллюминаторов оказалось и еще несколько натуральных элементов мореходства. По углам — четыре стальных двери-люка с соответствующими вращающимися ручками. Откуда-то добровольцы притащили корабельную рынду, штурвал от подводного корабля, перископ.

Самый большой «прикол» радовал молодежь на капитанском мостике. Восковые фигуры Джона Леннона и Пола Маккартни в морской форме. Для усиления эффекта самодеятельные дизайнеры из СПбГУП разместили рядом с ними восковую фигуру ректора. Также в форме, да еще с флотской бляхой «Дежурный по бане» на груди.

Я стерпел. Потому, как был уже привыкший. Эту восковую фигуру Запесоцкого заказали доброжелатели из профессорского клуба Университета к моему 45-летию. Сначала она пугала посетителей городского музея восковых фигур во дворце Белосельских-Белозерских. Потом, когда администрация музея хотела выкинуть одиозный экспонат, ее притащили в спорткомплекс СПбГУП пугать студентов. Но эти проделки производили на народ, по-моему, удручающее впечатление.

И только в подлодке эта фигура нашла себе более-менее оправданное место.

Иногда заходя туда, испытываю удовольствие. Теперь, став огромным и величественным красавцем, я мысленно сравниваю себя с тем плюгавым, мелкотравчатым заморышем из 90-х, с которого сделали копию, и наслаждаюсь обретенным великолепием.

А коллеги водят туда на экскурсии школьников и рассказывают: «Вот, это наш ректор Александр Сергеевич. Он когда-то играл в группе „Битлз“. Сейчас пенсионер. У нас немного подрабатывает».

Вот как-то так и живем.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

Часть 3. Водолаз Вася и восковой ректор

На протяжении ряда лет в подлодку можно было попасть только по предварительной записи. Однако широкое распространение бытовой техники и Wi-Fi сделали данную форму услуг невостребованной.

Сегодня думаем о иных применениях зала.

НА ФОТО: В подлодке: Владимир Путин, журналист Павел Шеремет и академик Глазьев. Битловскую коллекцию изучает олимпийский чемпион, хоккеист Владислав Третьяк. Руку водолазу Васе жмет перед своей лекцией художник Никас Сафронов.


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

13. ЛЯГУШАТНИК

Помещение в учебном блоке факультета искусств, отданное журналистике. Журналистский клуб, учебная аудитория соответствующей кафедры и резиденция университетского департамента рекламы и связи с общественностью «в одном флаконе».

Громадное большинство реализованных в СПбГУП идей подхватываю у коллег и студентов. Но эту аудиторию придумал сам.

На Факультет искусств пришлось забраться с этим проектом только потому, что помещений подобного формата в иных частях вуза практически нет. Проблема архитектуры Надежина, с которой я всеми силами боролся, — минимализм, пришедший из хрущевской эпохи. Низкие потолки, узенькие коридоры. Чуть ли не 20 лет мы ломали в этом здании перегородки везде, где могли. И где могли ставили зеркала для визуального увеличения пространства. Но многие «узкости» расшить не было никакой возможности.

На Факультете искусств некоторые большие помещения планировались с соизмеримыми сторонами и высокими потолками.

Мне хотелось организовать творческое общение журналистов с уходом от классической для учебного процесса мебели и ее классической расстановки.

Отсюда же — необычное освещение, современные ковры и т.д. В итоге аудитория получилась какой-то свободной, удобной для различных форм журналистской деятельности. Там можно работать и за большим столом, и за столиками. Есть стойка бара, видеоэкраны, современное компьютерное оборудование. А в нужное время там легко выставляется несколько десятков стульев для пресс-конференций, семинаров, докладов. Там же проходят научные мероприятия по журналистике.

В «Лягушатнике» за годы его существования побывали чуть ли не все самые известные журналисты Москвы и Петербурга: Гусев, Сунгоркин, Мамонтов, Гусман, Венедиктов, Шеремет и др.

Почему «Лягушатник»? — из-за доминирующего в этом пространстве цвета. А может быть, еще из-за чего-то. Сам до конца не понимаю.

Про следующие фотографии этого места следует сказать определенно: в отличие от прочих, они постановочные. И студенты в кадре размещены как-то неловко. В реальной жизни так аудитория людьми никогда не заполняется. Но в данной постановке видны разные варианты использования пространства, что для моей экскурсии полезно.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

14. ПЛЯЖ (рекреация факультета искусств)

Как-то в конце 90-х коллеги показали статью про нас в американской газете. СПбГУП там назвали «синтезом Гарварда и Голливуда». Гарвард — одно из самых избитых сравнений в российской высшей школе. Если честно — мне никогда не хотелось, чтобы мы были на какой-то из вузов похожи. А по отношению к некоторым нашим отечественным «флагманам» мы и вовсе всегда работали как бы «от противного» (причем — противного сильно).А вот сравнение с Голливудом показалось занятным.

До начала 90х у меня не было возможности выезжать за рубеж. Блокировка на 10 лет в связи с секретностью, поскольку раньше занимался космическими войнами.

Но когда смог, немалое время посвятил изучению западного шоу-бизнеса и индустрии развлечений. Кое-что показалось заслуживающим переноса на нашу почву. В том числе — многие приемы театрализации жизненного пространства.

Кстати, по пространству у меня еще в аспирантуре научные работы были («Организовать пространство — организовать общение»).

Однако непосредственным поводом для конструирования «Пляжа» стали мои прогулки по петербургским ресторанам. В 90-е создание театрализованных пространств в «общепите» совершенно неожиданно стало мэйнстримом данного сектора услуг в Москве и Петербурге.

И вот на тихой улочке между Желябова и Каналом Грибоедова я заприметил ресторанчик с замечательным интерьером. Кажется, назывался «Кино». Или что-то вроде того. Интерьеры там были связаны с кинематографом. Потом на его месте появилось что-то другое.

В это время мы задумали сделать нестандартную рекреацию на Факультете искусств. Я заинтересовался, нельзя ли купить фрагменты оформления этого ресторанчика и обустроить наш в то время темный и никчемный холл. Рестораторы запросили с нас многие тысячи долларов. Деньги я пожалел.

Решили дешево и сердито сделать пляж: шезлонги, лежаки, кабинку для переодевания и т.д. А посредине этой радости — небольшой водоемчик. И сделали. Да настолько удачно, что студенты на пляжных лежаках с тех пор регулярно спят. В чем я, опять-таки, не вижу ничего плохого. Если спят — значит создали людям комфортную среду обитания.

Думаю, в подобном оформлении вузовских пространств есть один важный резон. Дело в том, что в СПбГУП достаточно серьезные дисциплинарные требования. Свободного посещения нет. Прогуливать или опаздывать нельзя. За один пропуск, конечно, ничего особенного не грозит. Но «система» нарушений однозначно влечет за собой санкции со стороны администрации.

А еще в вузе нельзя ругаться матом, есть и пить, где не положено. Нельзя курить. Нельзя забывать дома пропуск. И уезжать с родителями на Канарские острова в ходе учебы тоже нельзя. Нужно сдавать в библиотеку книги вовремя. И каждый день носить фирменный бэйдж с фотографией и личными данными. На занятиях нужно напрягаться. И если при этом еще в перерывах между занятиями не иметь возможности переключиться, расслабиться или развеселиться, не вуз получается, а учреждение неоправданно строгого режима.

По этому, если делу время — то потехе обязательно хотя бы час. Для создания нужной обстановки и должны существовать восковой ректор — «дежурный по бане», «пляж» и т.д. А еще — студенческие капустники и дискотеки, КВНы и фестивали песни. И т.д. и т.п. В общем, к студенческой разрядке, отдыху администрация вуза должна относиться серьезно. Важное звено образовательного процесса.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

15. ИТАЛЬЯНСКАЯ УЛИЦА

Это место сначала было неухоженным коридором между Домом студентов и Большим театральным залом. Учитывая, что основные точки питания находятся в Доме студентов, хождение там не улучшало настроение всему СПбГУП.

Идеи реконструкции были навеяны такими простыми объектами, как торгово-ресторанный квартальчик у Universal Studios Hollywood в Лос-Анжелесе, отель «Caesars Palace» в Лас-Вегасе, дворик Джульетты в Вероне и тому подобное.

Почему улица итальянская, а не испанская, греческая или датская? Да нет объяснения. И оно не особенно нужно. Нужно развлечение, удовольствие, элементы праздника. Иначе скучно.

...Из Театрально-концертного комплекса вы выходите на итальянский вокзал. Паровоз, камера хранения, шум вокзала, гудки. Далее попадаете на улицу итальянского городка. Фонтанчик, окна домов, белье сушится. В конце пути — балкончик с Джульеттой. Здесь же — входы в столовую, кафе и ресторан «Папа Карло».

Вот такой получился коридорчик.

ЛЕВОЕ ВЕРХНЕЕ ФОТО. По Итальянской улице прогуливаются: премьер-министр Франции (2005-2007г.г.) Доменик де Вильпен, заместитель министра иностранных дел РФ Алексей Мешков, министр иностранных дел РФ (1998-2004) Игорь Иванов, министр иностранных дел Испании (2004-2010) Мигель Моратинос.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

16. СТОЛОВАЯ, КАФЕ, РЕСТОРАН

Питание в Университете нам никогда не казалось делом второстепенным.

И студенты, и сотрудники проводят в вузе существенную часть своей жизни. Для одних результаты в зарплате и творческой самореализации, для других — в получении знаний, развитии, становлении личности. Но и те, и другие проводят здесь столько времени, что нельзя терять его из виду как самоценный период бытия.

В университете всегда должно быть безопасно, тепло, светло, уютно. Не вредно для здоровья. В конечном счете — комфортно и приятно, даже если приходится напрягаться. А последнее, между прочим, обязательно для всех.В общем, питание — дело важное. Пища должна быть здоровой и вкусной, а условия ее приема — достойными.

В первые годы своего ректорства я получил ряд выгодных предложений от петербургских бандитов. Приходили мордастые ребята и говорили: «Так, ректор, у тебя есть столовая, номера и девочки. Давай откроем ночной клуб. Обижен не будешь».

С бандитами как-то не сложилось, но ночной клуб открыли. Правда, только для своих студентов. Мне не очень нравилось, когда 17-18-летние первокурсники, приехавшие в большой город из разных провинций необъятной Родины, начинали бегать по окрестным заведениям сомнительного толка. Стала доходить информация о скверных ситуациях, в которые попадали наши дети.

Ну и что же, зря я написал первую в СССР кандидатскую о дискотеках? — Столовую реконструировали. Днем — трехразовое питание, вечером — наикультурнейшая программа. Конечно, разгуливать по городским клубам наши дети не перестали, но обстановка существенно улучшилась.

А огромное число досуговых мероприятий, организуемых студенческим активом, сплачивало и сплачивает студенчество, создавая в вузе достойную социальную среду.

Позднее между учебным корпусом и Домом студентов открыли студенческое кафе, из-за обилия простой деревянной мебели и элементов декора называемое в просторечии «Деревяшка». А венцом наших усилий стал ресторан «Папа Карло», оформленный в духе Италии. Разумеется, с реминисценциями из знаменитой сказки: лиса Алиса, кот Базилио, деревянный мальчик с длинным носом, очаг, нарисованный на стене. У входа посетителей встречает забавная фигура папаши Карло. По-моему, все это людям нравится.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

17. ДОМ СТУДЕНТОВ

Мы называем свое общежитие Домом студентов (ДС) и скромно считаем лучшим в городе. Просто потому, что не изучали всю остальную страну.

ДС был спроектирован в советское время на 1000 человек. В отличие от коридорной системы советской эпохи, здесь изначально было по одному душу и туалету на каждые две комнаты. А в комнатах проживало от одного до трех студентов. Постепенно мы уменьшили количество мест до 750.

Разумеется, там внутри есть все, что нужно студенту для нормальной жизни. Но главное — три практически уникальных особенности.

Первая: проживающий в ДС по сути пользуется совершенно необычными для общежития услугами в том же здании: учебные аудитории, театрально-концертный зал, библиотека, спорткомплекс, кафе, ресторан и другое. Многие услуги вообще студентами не замечаются, но оказываются непрерывно. К примеру, «охраняемый подъезд», что не имеет практически никто из проживающих на квартирах. «В одном флаконе» — парковка, беспроводной интернет, сауны, объединения по интересам, отлично оборудованные кухни...

Второе: уникальная безопасность. На территории нашего кэмпуса работает техническая система, аналогичная примененной в Константиновском Дворце, резиденции Президента РФ. Видеокамеры и инфракрасные датчики, контролирующие территорию, жесткая система допуска. Посторонние могут войти только по паспорту и письменному приглашению проживающих.

За первые полгода моего ректорства, в начале 90х по происшествиям в ДС было открыто 16 уголовных дел. Кражи, грабежи, изнасилования. За следующие 25 лет — ни одного. Когда наводил порядок, студенты были недовольны. Потом с безопасностью как-то смирились. Привыкли настолько, что не критикуют.

Есть у некоторых студентов и другие проблемы. На первом курсе к занятиям приступает примерно половина несовершеннолетних. Их не выпускают на ночь за пределы ДС без письменного разрешения родителей. И даже совершеннолетним не разрешается в ночное время входить и выходить из ДС. Впрочем, недовольных такими порядками мало. А я доволен — целее будут.

Третье: уникальный общественный климат. Над этим мы по сути четверть века работаем. В ДС — ни наркотиков, ни пьянства, ни прочих социальных болезней, распространенных в молодежной среде. Ситуацию направляет в нужное русло грамотная администрация. Большую роль играет настоящее студенческое самоуправление, которому позавидовал бы любой вуз советской эпохи. Там бурлит достойная общественная жизнь.

В общем, за ДС мне, мягко говоря, не стыдно.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

НА ФОТО: В Доме студентов СПбГУП Владимир Путин, Мстислав Ростропович, Андрей Вознесенский, Михаил Боярский.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

18. ХРАМ (ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ)

24 мая 1992 года мы первыми из вузов Петербурга открыли новый храм. (Имеется в виду период после 1917 года, конечно).

Этому предшествовало освящение СПбГУП Русской Православной Церковью. Церемонию провел настоятель Николо-Богоявленского кафедрального собора Отец Богдан (он запечатлен на левом верхнем фото, на церемонии освящения храма митрополитом Иоанном. И на правом нижнем снимке, где проводит одну из религиозных церемоний у входа в храм).

Вся моя предшествующая жизнь, казалось бы, ничего подобного не предвещала: пионерская организация, комсомол, физико-математическая школа и институт точной механики и оптики... В общем, твердый получился атеист.

Но когда стал ректором, дела в вузе шли из рук вон плохо. В коллективе установилась атмосфера какой-то безысходности. В госвузах хоть иногда зарплату платили, а у нас — совсем нет. Профессора посылала жен на рынок фамильным хрусталем торговать.

В этой обстановке пошли разговоры о том, что священник с крестом и кадилом нам бы не помешал. И я подумал, что мой личный атеизм в такой ситуации стоит спрятать куда-нибудь подальше. И сделать так, как люди хотят.

Тем более, что общественные организации времен СССР как-то разом приказали долго жить. Системы кураторства первокурсников тогда у нас еще не было. А многие дети в 17 лет к нам из невероятной дали учиться приехали. И увидят родителей не раньше, чем через год. Проблем у детей масса. В особенности — психологических. Новый город, новый коллектив, совсем иная по сравнению со школой образовательная система. И в быту — никакой поддержки близких. Зачастую даже просто не с кем посоветоваться. В общем, если вдуматься, кошмар какой-то!

Вот я и решил (как потом оказалось, весьма наивно), что церковь может помочь. Отец Богдан оказался человеком замечательным. Потом, через много лет моих дочь и внука крестил. А тогда вошел в Ученый совет и старался помочь, чем мог. Но времени на наш храм не имел.

Увы, потом выяснилось, что за 70 лет советской власти церковь не нашла новых путей работы с молодежью. Это была не ее вина. Но сложилось именно так.

Однако, на волне надежд начала 90х церковь мы открыли. В первые годы она безусловно сыграла позитивную роль. Тем более, что была единственной в огромном районе новостроек. На богослужения стали приходить соседи.

Потом неподалеку был открыт более масштабный храм, куда и переместилась соответствующая жизнь Фрунзенского района. Наша домовая церковь продолжает работу в более скромных масштабах и закрывать ее мы не собираемся.

Искренне Ваш, #Запесоцкий.

P.S. НА ФОТО:

— церемония крещения ребенка одной из наших студенческих пар;

— в нашем храме певица Галина Вишневская и музыкант Мстислав Ростропович, ниже — великий композитор Георгий Свиридов.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

19. ПЛОЩАДЬ ЛИХАЧЕВА

Часть 1. Академик на площади

Конфигурация архитектурного комплекса нашего вуза была спроектирована Надежиным таким образом, что между Театрально-концертным комплексом и Домом студентов образовано большое общественное пространство — площадь.

С начала 90х годов мы используем это место для проведения масштабных мероприятий — праздников «День Знаний» (1 сентября) и др.

Праздники имеют для нас большое значение.

Дело в том, что после крупнейшей отечественной катастрофы ХХ века — распада СССР — российское государство отказалось от воспитания молодежи, заменив его пропагандой западного образа жизни через СМИ. Была разрушена вся национальная система воспитания. Формально государство отказалось от какой-либо идеологии. На самом же деле взамен коммунистической идеологии стала насаждаться идеология индивидуализма и потребительства.

Но ничего подобного нет даже на Западе.

Для отечественной системы образования эта ситуация оказалась губительной.

В XXI веке положение еще ухудшилось. Министерство образования начало навязывать стране концепцию образования как услуги. Однако образование с момента своего зарождения в истории человечества всегда представляет собой синтез обучения и воспитания.

А воспитание невозможно без цели, которой в высшей школе является определенный образ студента на выходе из вуза. Решающую роль в процессе воспитания играют ценности, которым привержен студент. Знания, умения, навыки, трудолюбие, порядочность, обязательность, уважение к окружающим и т.д., — без этого настоящего профессионала быть не может. Человек, не исповедующий соответствующие ценности, не может быть интересен работодателю, испытывает огромные затруднения в продвижении по жизни.

Но ценности передаются совершенно иначе, чем знания. Они усваиваются не столько логически, сколько через переживание, эмоциональное потрясение. В этом особая сила хорошей книги, спектакля, фильма, личного опыта. И — грамотно, профессионально сконструированного праздника. В СПбГУП есть праздничный календарь, который издается и реализуется ежегодно. Его задача — способствовать формированию у студентов наших университетских ценностей.

НА ФОТО НИЖЕ: Почетный доктор СПбГУП, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев презентует на празднике «День Знаний» (1 сентября 2005 г.) «Декларацию прав культуры», разработанную нами под его научным руководством.

После этого знакового события площадь и стала называться «Площадью Лихачева».

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

Часть 2. О настроении

Следующее фото дает неплохое представление о настроениях, воцаряющихся на площади Лихачева во время молодежных гуляний.

Перед вами городской праздник выпускников школ «10 тысяч звезд» (21 мая 2005 г.). Мы его проводили много лет подряд. Приглашали, разумеется, и наших студентов. Изначально планировали 10 тысяч участников. Но каждый раз получалось пятнадцать.

На огромную сцену выходили самые популярные персоны российской эстрады: Земфира, Филипп Киркоров, Валерий Леонтьев, «Мумий Тролль», «Чай вдвоем», «Ногу свело» и др. В 2005 году выступали Олег Газманов и Глюкоза (она на снимке).

После восстановления «Банком Россия» аналогичного по сути городского праздника «Алые Паруса» мы перестали проводить этот праздник. Но здесь бывают другие яркие события.

Искренне Ваш, #Запесоцкий


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

Часть 3. 1 сентября

Праздник «День Знаний» мы будем проводить в этом году в 27-й раз. Насколько мне известно, в 1992 году мы первыми из вузов страны переняли его у средней школы.

По Уставу СПбГУП вне зависимости от дня недели праздник проходит каждый раз только 1 сентября. Первокурсники — вчерашние школьники — в этот день впервые в жизни входят в Университет на учебу. Старшекурсники переключаются после каникул от отдыха к учебе. В 11 утра на торжественной линейке участники выстраиваются по периметру площади Лихачева. Вместе с гимназистами, педагогами, сотрудниками вуза, родителями получается примерно 5 тысяч человек.

Действие начинается. На крыльцо Театрально-концертного комплекса выходят две сотни почетных гостей.

Собравшихся приветствуют мировые знаменитости — ученые, звезды культуры и искусства, дипломаты, прославленные выпускники. Далее следуют короткие церемонии чествования лучших педагогов и студентов СПбГУП и короткая шуточная интермедия студентов факультета искусств на тему знаний. Ректор звонит в колокольчик. Этот звон подхватывают пять тысяч колокольчиков участников праздника.

Под пиротехническое шоу с фейерверком участники входят в учебные помещения, где в каждом из залов в этот день выдающиеся лекторы читают эталонные лекции. Все выступления и лекции Университет издает ежегодно в специальных сборниках.

Так каждый раз начинается очередной цикл воспитания отношения студентов к Знаниям.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

20. ОБРАЗА, ОБРАЗЫ, ОБРАЗЦЫ

В первой половине 90х годов нами была разработана культуроцентристская модель Университета, признанная Российской академией образования самой перспективной для страны в XXI веке.

Минобром она не была востребована, но в самом СПбГУП дала замечательные результаты. Прежде всего, в практически стопроцентном трудоустройстве выпускников и их прекрасном карьерном росте.

Существенную роль в методике реализации этой модели играют культурные символы и референтные образцы деятельности.

...Зачем в старинной русской избе образа? — Это образы неких идеальных персон, к которым человек относится с особым почтением. Сверяет с этими образами свои поступки и помыслы...

Сегодняшняя молодежь не очень склонна брать пример со святых. Но образцы ей все же нужны. Разумеется, Университет не может их брать из массовой культуры. Вот почему нам в свое время показалось продуктивным насытить университетское пространство достойными образами современников. Людей, достигших успехов в профессии и вызывающих уважение служением общественно-значимым ценностям. И, что важно, приличным поведением в повседневной жизни.

Мы стали приглашать для выступлений в вузе знаменитых россиян, отвечающих этим требованиям. А их фотографии стали появляться на стенах помещений СПбГУП. За минувшую четверть века здесь побывала практически вся настоящая элита страны. Образы выдающихся персон, запечатлённые в наших интерьерах, встречают студентов на сотнях фотографий в разных общественных пространствах Университета.

В этом же направлении работает присвоение имен великих россиян знаковым объектам СПбГУП, издание брошюр с их выступлениями, информационная политика университетского сайта и многое другое. Выдающиеся современники как бы находятся в жизненном пространстве студентов все годы их учебы. И это постепенно дает свои результаты.

На фото ниже — стены первого этажа Учебного корпуса СПбГУП.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

21. АЛЛЕЯ СЛАВЫ

Пожалуй, самым ярким символом культуроцентристской образовательной политики СПбГУП стала традиция избрания Почетных докторов.

В мире есть два подхода к выбору кандидатур в доктора. В рамках одного из них почетные дипломы выдаются людям, способным принести вузу практическую пользу: чиновникам, политикам, бизнесменам, главам крупных корпораций. В рамках другой выбираются знаковые фигуры из мира науки, культуры, образования.

В СССР дореволюционная практика подобного рода практически заглохла. Да настолько, что мы в начале 90х как бы изобретали ее заново.

Разумеется, мы решили, что материальных выгод из института Почетных докторов извлекать не будем. Первым в этом ряду стал академик Лихачев, что сразу задало планку. Вслед за Дмитрием Сергеевичем нашу мантию приняли балерина Наталья Дудинская, скульптор Михаил Аникушин, композитор Георгий Свиридов, Жорес Алферов, Даниил Гранин.

Позднее пришла мысль создать Аллею Славы — галерею скульптурных портретов Почетных докторов СПбГУП. Теперь воплощенные в бронзе образы великих россиян встречают наших студентов по пути на учебу, по дороге к знаниям.

Известно, что вся культура построена на символах. Обязанность Университета — правильно отбирать символы и помогать студентам делать их частью своего внутреннего мира.

На фото: Аллея Славы. 1 сентября 2005 года. Церемония открытия бюстов Почетных докторов СПбГУП писателя Даниила Гранина, композитора Андрея Петрова и дирижера Юрия Темирканова.

Искренне Ваш, #Запесоцкий

(ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ)


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

ЗАВЕРШЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

Всякая экскурсия должна иметь свое завершение. И у любого экскурсовода, любящего свой предмет, остается много недосказанного.

У меня собственный рассказ оставил ощущение скольжения по поверхности. Внутри Университета — огромный и яркий мир. В нем — и серьезная, большая наука (только конференций два десятка в год, рассказать бы хотя бы о Лихачевских чтениях!), и сложный, насыщенный учебный процесс, и информационные технологии, и финансовое обеспечение, и непрерывное противодействие агрессивному воздействию внешней среды, и специфические, порой совсем неожиданные проблемы новых поколений молодежи, приходящей на студенческую скамью.

Проблем немало. Находим решения. И главный результат — уникальное в последние 15-20 лет трудоустройство выпускников и их уверенный карьерный рост.

В этот раз я ставил перед собой задачу просто провести гостей по некоторым помещениям вуза, которому отдал большую часть своей жизни. Более 30 лет.

Ваш интерес — лучшая награда.

Спасибо за внимание.

Искренне Ваш, #Запесоцкий


Смотреть материал на странице ректора в Фейсбуке

Рейтинг@Mail.ru