Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Отец Александр: « У студентов есть огромное преимущество – искренность»

Настоятель университетского прихода отец Александр – о том, зачем университету свой приход, надо ли священникам признавать свои ошибки и выиграет ли церковь у соцсетей битву за молодежь.

- Отец Александр, зачем, на Ваш взгляд, нужен храм при университете?

- Последние 20 лет в стенах российских ВУЗов стали открываться православные храмы. И вопрос «зачем» закономерен. Есть несколько ответов. По-своему отвечает руководство Университета, по-своему студенты, ну и Церковь формулирует свою точку зрения.

Руководство видит в Церкви авторитетный социальный институт с нравственно-воспитательными функциями.

Церковь, как видится многим, может помочь молодым людям пережить внутреннее потрясение от столкновения с большим миром, от разлуки с родными и в разрешении личных душевных коллизий.

Для студента, как свидетельствует опыт многих «вузовских» батюшек, храм в стенах учебного заведения – это «открытая дверь», за которой примут, поймут и не помешают прикоснуться к сакральному. Мы же исповедуем Церковь и Её Храм, как место спасения бессмертных человеческих душ, как место живого присутствия Бога. Без такого понимания онтологической сущности христианства и Церкви предыдущие два взгляда, при всей их правильности, не будут иметь основания и силы, а наша духовная жизнь понизится до клуба по интересам и банального морализаторства. Поэтому, храм жизненно необходим, в том числе и в нашем Университете.

- Некоторых смущает, что православный храм открывается в светском учебном заведении, в котором учатся и атеисты, и мусульмане, и буддисты.

- Россия исторически – православная страна. Так сложилось. И сегодня преобладающий этнос нашей страны – русские, которые преимущественно ассоциируют себя с Православием. Поэтому представители иных религий, думаю, с уважением относятся к выбору большинства.

- Из каких составляющих складывается жизнь университетского прихода?

-Университетский храм имеет статус домового. То есть «для внутреннего пользования» с нерегулярным богослужением. Для начала мы установили, по возможности, раз в неделю служить молебен и проводить беседы со священником. По просьбе студентов во время сессии храм ежедневно ненадолго открывается перед и после экзаменов, чтобы ребята могли зайти и помолиться об успехе в испытаниях. Возможно, это сохранится и в дальнейшем, в течение всего учебного года. Понятно, что у нас всё только начинается, мы знакомимся, присматриваемся друг к другу – студенты и священник. Думаю, с Божьей помощью, при обоюдном стремлении родится что-то хорошее. Планируем совместный просмотр душеполезных фильмов. Один уже посмотрели – документальный фильм «Форпост». Желающие, кстати, могут найти его в Интернете. Есть мысль организовывать на территории факультетов тематические мероприятия. Например, предложить студентам юридического факультета взглянуть на какую-нибудь актуальную для современного общества проблему с двух точек зрения, со стороны юриспруденции и со стороны православия. Уверен, ребятам это будет интересно, они узнают много нового в своей профессиональной сфере и одновременно расширят границы собственного восприятия, рассмотрев ту же проблему с позиции религиозных ценностей. Можно иногда осуществлять со студентами волонтёрские поездки в дома престарелых, пообщаться с одинокими людьми, выступить перед ними, порадовать, утешить. Несомненно, это станет для молодых людей бесценным опытом милосердия. Но и позволит взглянуть на человеческую жизнь объёмно, скажем так, в формате 3D. Вот начало жизни, а вот такой её конец. Обязательно захочется поступать нравственно, благородно, жертвенно, чтобы потом «не было бесконечно стыдно за бесцельно прожитые годы» (не знаю, читали ли современные молодые люди «Как закалялась сталь» Островского). Думаю, и у студентов будут свои предложения по поводу нашей совместной деятельности.

- На какие аспекты развития духовности студентов СПбГУП Вы намерены обратить особое внимание?

- Мы сейчас уже коснулись этого. Многие молодые люди сегодня не имеют идеалов, и соответственно бедны идеями, не имея в жизни Цели. Цели с большой буквы. В таком состоянии ни то, что Бога искать не будешь – себя потеряешь. Поэтому, видим свою миссию в том, чтобы преподавать ребятам образцы по-настоящему осмысленной жизни, стараться духовно их воспитывать. А на чём всегда зиждилось нравственное воспитание? На примере героев. Кстати и у Церкви есть герои – это святые, и их пример особенно важен.

- Может ли университетский храм стать некой альтернативой студенческому общению в соцсетях? Является ли интернет вашим конкурентом в борьбе за молодежь?

- Скорее, - партнёром, равноправным участником такового общения, в лице верующих студентов прихожан нашего храма и священника.

С появлением интернета начался действительно уникальный этап, никогда ничего подобного не было в истории человечества. Зло может распространяться мгновенно. Оно беспрепятственно и бесконтрольно входит в любой дом. Так же как и добро, впрочем. Но принимая во внимание природу людей, зло проникает в нас легче, чем добро. В этом главная опасность. Мы знаем, что Бог все равно - сильнее, и что добро все равно победит.

Интернет – это инструмент, который должен послужить добру, в евангельском понимании этого слова.

- Как Вы думаете, последние скандалы в СМИ, связанные с РПЦ, повлияли на отношение к православию среди молодежи?

- Я уверен, что любой скандал долго не живет, любая волна проходит, и все быстро забывается. Хотя осадок, конечно, остается. Но все эти скандалы показывают народу другую сторону - ту, которая нападает на церковь, её неприглядный, отталкивающий образ, а порой просто образину.

И мне кажется, что это такое испытание: если мы чувствуем за собой истину, правоту, не от нас исходящую, а объективную правоту, то нет никакого скандала, нет ничего, на что нельзя было бы ответить.

Здесь важно признавать свои недостатки. Мы же обыкновенные люди, которые имеют свои грехи. И если раньше была какая-то корпоративная солидарность, чтобы не выносить сор из избы, то сейчас, с приходом интернета, это все трудней сделать. Поэтому мы стараемся совершенно откровенно отвечать на любой вопрос.

- Насколько откровенно Вы готовы отвечать на вопросы студентов?

- Искренно.

- Есть ли у Вас опыт общения с прихожанами в возрасте от 18 до 25 лет? Существует ли специфика работы священника с этой возрастной группой?

-Да, у меня есть опыт общения с такой возрастной группой, такие прихожане, слава Богу, у нас есть. Специфика в том, что молодые очень искренние, они способны задавать такие вопросы, которые стесняются задать более зрелые люди, которым это кажется недостаточно тактичным или культурным. Но молодые такие вопросы задают, и это правильно. От недоговоренностей рождаются заблуждения.

С молодыми происходит более откровенный разговор. Искренность – их огромное преимущество.

Рейтинг@Mail.ru