КАК ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ И ВУЗ

1. Александр Сергеевич, как Вы считаете, каким путем надо двигаться абитуриенту в поиске нужного вуза?

— Лучше полагаться на свои приоритеты и пристрастия. Слушать родителей, конечно, нужно, но собственное мнение — самое важное. Думаю, что ошибиться в поисках будущей профессии не очень страшно. По статистике примерно семь процентов людей несколько раз меняют профессию на протяжении жизни. Я сам из их числа: окончил технический вуз, потом пошел по гуманитарной стезе. Все, что должны сделать родители, это помочь ребенку максимально выявить его природные способности и постараться помочь их реализовать. Человеку важно найти себя.

2. Знакомы с университетом уже несколько лет. Дочь знакомых закончила Ваш университет и получила сразу два диплома: конфликтолога и экономиста. Огорчились, что сейчас такой программы нет. Вот теперь думаем, куда пойти: на конфликтолога или на юриста? Как бы Вы поступили?

— Не обижайтесь, но ответ на заданный вопрос должен дать Ваш ребенок. Нужно выбирать по душе. Кстати, можно потом перевестись внутри вуза без потери года. Это нормально, так что уж слишком бояться ошибки не стоит. Второй диплом о дополнительной квалификации — переводчика в профессиональной сфере — у нас и сейчас можно получить. Действительно, Вам есть над чем поразмышлять.

3. Должна ли влиять на выбор специальности мода?

— В определенной степени влияет. Общественное мнение играет свою роль, и в какие-то периоды популярны одни профессии, а потом другие. Однозначно заявить, что и через 4–5 лет модная сегодня профессия будет востребованной на рынке труда и сама по себе сможет обеспечить обладателю престижного образования безбедное существование, вряд ли кто возьмется. Работодатель ищет специалиста, предлагая название специальности. Принимает на работу по резюме и личному впечатлению, а оставляет на работе или увольняет, глядя на результаты. В конечном счете, если у человека модная специальность, а работает он плохо, мода — не помощник. А потом и мода проходит. Вот почему при выборе профессии нужно ориентироваться на интересы и интеллектуальные возможности абитуриента. Образование — это не изучение инструкций по исполнению производственных обязанностей, а развитие своих способностей. Успех — за фундаментально образованными людьми. Жизнь будет меняться. Задача молодежи — получить серьезное образование, научиться добывать знания и встраиваться в любую ситуацию в стране.

4. Какие преимущества получает абитуриент, поступающий в петербургский вуз на дневное отделение?

— Культурная столица может дать много полезного. Ведь трудоустройство и карьерный рост только процентов на сорок связаны с тем, как студент прослушал лекции. Остальные шестьдесят процентов определяются деловыми и человеческими качествами, воспитанием, общекультурным развитием. А для такого развития возможностей в Петербурге очень много.

5. На какую специальность лучше поступать в Вашем университете, чтобы потом получать хорошую зарплату?

— На ту, к которой есть способности абитуриента. На ту, к которой у юного человека душа лежит. Нелюбимой профессией на жизнь хорошо не заработать.

6. Какая специальность в вашем вузе самая востребованная?

— У нас востребованы выпускники всех специальностей. А выбирать специальность надо не самую востребованную, а ту, к которой у Вас есть склонность. Ту, где Ваши способности раскроются наиболее полно. Вот это — путь к успеху и счастью. Скажу Вам в качестве примера: одна из победительниц нашего конкурса «Ум + Красота» могла выбрать любую специальность, и выбрала самую дорогую и самую «востребованную» — юриспруденцию. Теперь какой-то ерундой приторговывает. А талант у нее был для актерской сферы или работы по связям с общественностью. Эта «умница» себе просто жизнь сломала. А могла бы блистать.

7. Можно ли с дипломом Университета устроиться за границей, например в Германии?

— Можно, но нужно ли? Наши выпускники имеют очень хорошие возможности в России. Гораздо лучшие, чем у россиянина в Германии. А если стартовые условия лучше здесь — зачем ехать туда? Сколько мы ни отправляем студентов на стажировки в США и ЕС — никто там никогда не остается.

8. Мы очень переживаем за будущее ребенка и хотели определить его в хороший вуз для получения достойного образования, которое бы котировалось на рынке. Нас смущает то, что данный вуз негосударственный, хотя во всех отношениях кроме этого он нас устраивает. Скажите, стоит ли переживать родителям по этому поводу?

— А какая вам, собственно, разница, если у нас практически все показатели работы лучше, чем у государственных вузов, и диплом мы выдаем государственный? К тому же у нас лучшее в Петербурге трудоустройство выпускников. В чем у вашего ребенка может быть проблема?

9. Александр Сергеевич! Предлагали ли Вам, например Путин, Медведев, Шмаков (или Ливанов), передать СПбГУП под государственное крыло?

— Нет. И нам это не нужно. У нас очень хороший учредитель. Реально — лучший в России.

10. Мы семья врачей из далекой Сибири. Сын заканчивает школу в этом году, учится хорошо. Конечно, боимся так далеко отправлять из дома, но коллеги по работе очень рекомендовали Ваш университет. Скажите, «домашним» детям трудно адаптироваться в университете и вообще в Санкт-Петербурге?

— Трудно, конечно. Но дело того стоит, если ребенок хочет добиться в жизни чего-то значительного. Самостоятельно решать большинство своих текущих бытовых проблем в 17–18 лет очень полезно для собственного развития. Посмотрите справочник «Кто есть кто в Санкт-Петербурге». Процентов 80 — иногородние по месту рождения. В годы советской власти в нашем вузе было 99 процентов иногородних (по направлению профсоюзов). Последние 20 лет иногородних — две трети. Некоторые какое-то время плачут в подушку, скучают по маминой заботе и бабушкиным котлетам. Но потом адаптируются все.

11. Мы из Мурманска. Были у вас на Дне открытых дверей, очень все понравилось. Уже и общежитие оплатили. Вот только сомнения до сих пор терзают: если можно в пять вузов документы подавать, стоит ли это делать, ну хотя бы для самоутверждения? Как быть? Может, Вы сомнения развеете?

— Есть вопросы, которые меня вводят в изумление. Всегда стараюсь понять собеседников, но иногда не получается.

Если хотите самоутвердиться и это для Вас способ — подайте документы в медицинский, инженерный, юридический, театральный... Если бы нашим начальникам доверили семьями руководить, они бы, наверное, быстро организовали ситуацию, при которой каждый, впервые вступающий в брак, подавал заявление на регистрацию одновременно с юношей, с девушкой, с усопшими гражданами и с группой веселых свингеров. А потом — интересно ведь посмотреть, «как оно сложится». Чиновники уничтожили в стране профориентацию. А многим родителям лень разобраться, какой вуз обеспечит реализацию способностей их ребенку. Целое поколение родителей играет в лотерею: «посмотрим, как повезет»...

12. Очень хочу учиться у вас в Университете, но родители не разрешают, настаивают, чтобы я поступала в другой вуз, который сами заканчивали. Помогите, пожалуйста, их убедить. Ваш университет — это моя мечта.

— Вы должны договориться с родителями самостоятельно. Ведь Вы должны идти своей дорогой и отстаивать свой выбор. Наше дело — предоставить Вам возможности для получения достойного образования. А Ваша задача — преодолеть препятствия, трудности и это образование получить. Пора Вам уже решать вопросы по-взрослому.

13. Всегда хотела учиться в Вашем университете, целенаправленно готовилась к поступлению. Но сейчас, на финишной прямой, начала волноваться. Вы мне очень импонируете, поэтому хотелось бы узнать Ваше честное мнение. Я ответственная, активная, любознательная, этого всего не отнять, но очень стеснительна. Робею в коллективе. Боюсь большого города. Стоит ли с такими качествами пробовать себя в ГУП, или лучше пойти в вуз попроще, в своем родном городе?

— Думаю, Вам стоит преодолеть себя. Тем более, что обстановка в нашем студенческом коллективе весьма доброжелательная. Старшекурсники Вам помогут обязательно. Да и риск небольшой. Вернуться к родителям всегда успеете. Хотя с нашими студентами такого почти никогда не случается.

14. Собираюсь поступать на журналистику, и мне хотелось бы узнать где, на Ваш взгляд, интереснее работать: в газете, на телевидении или на радио?

— Это зависит от способностей человека. У разных журналистов — разные наклонности. Лично я работал во всех типах СМИ. Но так не у всех получается. К примеру, в советское время телевидение иногда приглашало блестящих журналистов из газет. А у них ничего в итоге не складывалось. По сути речь идет ведь о существенно отличающихся методах творческой деятельности. Не все и не всем подходит.

15. Моя дочь поступает к вам на специальность «Реклама и связи с общественностью». Я человек уже в возрасте, а она мне не может объяснить, что это за специальность, где потом можно работать и нужны ли такие специалисты стране?

— Ужас, а не специальность. В годы нашей с Вами юности такого не было. Помните, как все мы в очередях стояли? А теперь нас зазывают в магазины деньги тратить:

«Покупайте пиво, оно вкусно и на цвет красиво!» Просто возмутительно. По телевизору про памперсы и тампаксы слышите, когда обедаете? Вот это все они, рекламщики, делают. Вредные люди. А им еще и деньги за подобное платят. И немалые. Мой сын наш вуз закончил. Этим же самым — рекламой — занимается. Я возмущен, а он деньги зарабатывает. Что поделать? Большой уже вырос. Даже не отлупить... В прошлом году конкурс на эту специальность был 50 человек на место. Ужас.

16. Что Вы посоветуете родителям абитуриентов?

— Первый совет. Не навязывайте детям собственный выбор профессии, внимательно отнеситесь к их интересам и способностям, помогайте двигаться в том направлении, к которому у старшеклассника лежит душа. Рекомендовать не возбраняется, но чрезмерное навязывание родительской воли, как показывает практика, потом для всех выходит боком.

Второй совет: не верить рекламе. Государство все больше превращает систему высшего образования в «королевство кривых зеркал». Чиновники назначают те или иные вузы «лидерами» независимо от реального качества их работы. Если есть желание отправить ребенка в Москву, Петербург, — невзирая на расстояния, надо ехать самим заранее. Сходить в различные вузы, лично познакомиться с условиями жизни и учебы, поговорить со студентами, с преподавателями. Надо все «пощупать» своими руками.

Поскольку всякие официальные мониторинги только затуманивают реальную картину.

Ну и третий совет: осознанно выбрав вуз, надо только в него и стремиться. Не получится сразу поступить на бюджет — учиться на платной основе. Потом это окупится сторицей. Да и возможность перевестись на бесплатное обучение у старательного человека всегда появляется.

17. Ваши напутствия абитуриентам и их родителям?

— Хотелось бы, чтобы молодые люди как можно меньше времени просиживали в социальных сетях и за компьютерными играми, а Интернет использовали прежде всего как возможность повышать свой интеллектуальный уровень. Надо уходить от инфантильности — пора становиться взрослыми.

18. Грядет пора последних звонков, выпускных и, самое главное, Единого госэкзамена. Считаете ли Вы систему сдачи ЕГЭ эффективной и справедливой в отно­шении поступления в высшие учебные заведения?

— ЕГЭ, на мой взгляд, может быть только дополнением к традиционным школьным экзаменам. В качестве единственного средства подведения итогов учебы в школе и определения готовности учиться в вузе это не годит­ся категорически. ЕГЭ слишком легко покупается. И в принципе измеряет только результаты натаскивания, не годится для определения способности оперировать знаниями, самостоятельно мыслить. Что хуже всего — ЕГЭ заставляет старшеклассников тратить очень важные годы жизни бог знает на что вместо саморазвития.

19. Как Вы относитесь к ЕГЭ? Как по-вашему, после введения ЕГЭ изменился контингент студентов?

— ЕГЭ меняет всю систему образования к худшему. Абитуриенты при этой системе становятся с каждым го­дом слабее и слабее. Это факт. Нам приходится в вузе все больше и больше работать над устранением недостатков школьной подготовки. Пока справляемся.

 

Далее → СПбГУП: особенности вуза и его жизни

 

Рейтинг@Mail.ru