160 ответов ректора на вопросы абитуриентов и их родителей

ПОЧЕМУ РАБОТОДАТЕЛИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ВЫПУСКНИКОВ СПбГУП

92. Какими качествами должен обладать абитуриент, чтобы надежно закрепиться в вашем университете и получить всевозможные бонусы — скидки в оплате, перевод на бюджет, а также в будущем хорошее трудо­устройство и приличную заработную плату?

— Человек должен быть трудолюбивым, дисциплинированным, заниматься самостоятельно учебой каждый день, пусть и не с утра до ночи, но именно регулярно. Не оставлять что-то «на потом».

Второе: вести себя прилично. Пользоваться в свободное время теми возможностями саморазвития, которые дает ему университет и Петербург. Не связываться с «безбашенными» компаниями, не творить сомнительные делишки. Разумно выбирать, с кем и как проводить свободное время.

Совсем идеальной молодежи не бывает, но важно вести себя пристойно. Деканат хорошо знает всех. И если человек заработал приличную репутацию, его администрация будет поддерживать. «Блатников» у нас в вузе вообще не существует. Работодатель оценивает выпускников в принципе по тем же критериям, что и университет. Отсюда и отсутствие наших ребят на бирже труда.

93. На что главным образом опирается образование в вашем университете?

— В 1990-е в государстве сформировалось мнение, что вузы должны заниматься только обучением и отбросить воспитание. Мы считаем это неправильным. Уже хотя бы потому, что само отношение студента к знаниям и умениям является результатом воспитания. Но воспитание возможно только в случае, если у педагога существует цель воспитания. А она исчезла в начале 90­х. Тогда мы в нашем университете разработали свою систему, опираясь на достижения отечественной и мировой культуры. И назвали ее культуроцентристской. Эта система подробно изложена в моей книге «Образование: философия, культурология, политика».

94. Надо ли в вузе воспитывать, может быть, достаточно лишь образовывать?

— Обучение без воспитания невозможно. Школа сегодня уделяет воспитанию учеников все меньше внимания. Отрицательно сказывается и перевод образования в разновидность «платных услуг». Нам приходится выправлять недоработки школьного обучения.

95. В чем прежде всего проявляются требования к студентам?

— Наши студенты не должны опаздывать на занятия, пропускать их без уважительной причины. Должны готовиться к семинарам. Регулярно заниматься.

Не справляются — отчисляем. Примерно 10 % наших студентов мы вынуждены каждый год отчислять… Даже тех, кто учится платно.

96. Какую социальную поддержку вуз оказывает студентам?

— Наш университет создает замечательную для жизни молодого человека социальную среду. Это целый мир, где живут в подавляющем большинстве приличные люди.

Можно, конечно, много говорить о специальных программах приобщения к культуре и физкультуре, организации досуга, питании и т. д. Но описать все это здесь просто невозможно.

97. Есть ли какие-то отличия у студентов Университета профсоюзов от студентов других питерских вузов? В поведении, привычках, знаниях?

— Есть, конечно. Люди со стороны сразу обращают на это внимание. Опрятность, аккуратность, подтянутость. Наши студенты дружелюбны. Улыбаются и здороваются с незнакомыми. У нас в вузе никто не ходит в головных уборах и в верхней одежде. Люди не сидят на полу, на подоконниках. Молодые люди пропускают вперед девушек и старших. У нас это норма, хотя гости часто этому удивляются. Я бывал в разных вузах, где тоже все обстоит неплохо: Политехе, Герцена, ИТМО, Железнодорожном, на философском факультете МГУ, в РУДН, РГТУ. Там везде хорошие студенты. Но наши — лучшие.

Этот университетский стиль поведения распространяется и на отношение к делу, на учебу, использование свободного времени.

98. Может ли случиться такое, что абитуриента не возьмут даже на платное отделение?

— Может быть и такое. Но в принципе мы относимся к абитуриентам лояльно. Нам важны не столько баллы ЕГЭ, сколько желание работать над собой, настрой человека на учебу, саморазвитие. Трудолюбивый, дисциплинированный студент — это именно тот человек, которому мы рады.

99. Существует мнение, что образование, полученное на заочном факультете, хуже, чем на дневном. Вы с этим согласны?

— Я так не считаю. Просто заочник должен много работать самостоятельно, в отрыве от вуза. По закону работодатель обязан предоставить заочнику один раз в год оплачиваемый отпуск для приезда на сессию в Санкт-Петербург. Здесь он слушает установочные лекции, общается с профессурой, получает необходимую литературу. А дальше студент уже занимается дома индивидуально, контактируя с вузом на расстоянии.

Как правило, студент-заочник уже работает в той сфере, по которой получает образование, и потому к учебе относится более серьезно, чем студент дневного отделения. И это большой плюс. Минус в том, что заочник не имеет тех возможностей, открывающихся в культурной столице, которые есть у студента-очника.

100. Может ли ваш университет обеспечить студенту насыщенную культурную жизнь?

— Жизнь в университете после окончания занятий не замирает. Часто устраиваются встречи с выдающимися людьми — артистами, режиссерами, писателями. Проходят конкурсы, заседания студенческих научных обществ, круглые столы. Есть собственный театрально-концертный комплекс, прекрасно оборудованный спортивно-оздоровительный комплекс, собственные кафе, магазины… В принципе с территории университетского комплекса можно не выходить месяцами. Многие так и делают — покидают территорию только для посещений театров, выставок, экскурсий по городу. Это вполне доступно по времени и расстояниям — до Невского проспекта от нас добираться четверть часа.

101. Какие главные опасности подстерегают студентов во время учебы?

— Лень и безответственность, стремление отложить учебу «на потом» в угоду развлечениям.

102. Дочь с детства увлекается танцами, но у нас в семье все юристы, не хотелось бы нарушать традиции, да и профессия «хлебная». Могут ли студенты других факультетов заниматься дополнительно творчеством, желательно на профессиональном уровне?

— «Хлебной», как правило, оказывается та профессия, где человек реализовывает свои способности. Думаю, талантливый хореограф всегда заработает больше бездарного юриста. Спорить с вами не буду, но советую внимательнее оценить способности ребенка, чтобы потом не было проблем. Хотя риск не очень велик: поступит «не туда» — курсе на третьем переведется согласно призванию.

Если ребенок готов быть юристом, никто не мешает ему у нас заниматься хореографией. Правда, в качестве хобби, для себя, для души. Такие возможности есть.

103. При поступлении в ваш вуз играет ли роль золотая медаль?

— У нас многие годы даже на платном обучении было 10–12 % золотых медалистов.

Меня это радовало. Сейчас медалистов будет, полагаю, еще больше. Золотую медаль считаю важным символом образования и был очень разочарован, когда чиновники стали к ней пренебрежительно относиться: якобы в школах выдают их по блату… Но по блату можно одну-две четверки дотянуть до пятерки (если речь не идет, конечно, об «особых» регионах). А вот реальных троечников-медалистов я как-то не видел. Никогда.

Теперь по действующему законодательству при приеме на обучение в университет обладателям аттестата с отличием начисляются дополнительные баллы к сумме баллов ЕГЭ.

Так что добро пожаловать в СПбГУП.

104. Мой сын профессионально занимается борьбой. Не хотелось бы бросать данное увлечение в период учебы. Не будут ли мешать занятия спортом учебе, и что посоветуете?

— Профессионально заниматься борьбой у вашего сына в СПбГУП не получится. Слишком велика нагрузка в учебном процессе. Только вот зачем ему это, когда можно получить настоящую, перспективную профессию? А спорт оставить для здоровья и удовольствия.

105. Для чего в университете салон красоты? Это университет или бизнес-центр?

— Странный вопрос. И сотрудники, и студенты нашего университета стремятся отлично выглядеть. И обязанность администрации — помогать людям в этом.

106. Мы из Иркутска. Дочь планирует поступать на режиссуру мультимедиа в ваш университет. Читала, что для выполнения заданий по специальности нужны мощные компьютеры и лицензионные программы. Скажите, пожалуйста, необходимо купить ей всю технику до приезда в университет или преподаватели на месте скажут, что лучше?

— В университете оборудованы специализированные лаборатории для обучения режиссеров мультимедиа со всем самым современным оборудованием и программным обеспечением. Студенты могут там заниматься самостоятельно после учебы (работают лаборатории до 22 часов).

107. Почему у нас в вузе нет иностранных студентов?

— Иностранные студенты у нас есть. По госрегистрации на данный момент у нас их 126 человек. Просто им непозволительно по внешнему виду и поведению отличаться от российских студентов. Таков установленный нами порядок.

108. Есть ли в университете международный отдел и каковы требования к документам иностранных граждан?

— У нас есть отдел по работе с иностранными студентами. Телефон: 8 (812) 269-81-50; электронная почта: info@gup.ru.

109. Подскажите, пожалуйста, дает ли учеба в университете право на отсрочку от армии?

— На время обучения в университете студенты очной формы имеют право на отсрочку от призыва на военную службу.

110. Неужели, поступив в СПбГУП, мы получаем возможность случайно встретить в коридорах университета личностей уровня Д. А. Гранина, Э. А. Рязанова, М. М. Боброва. Даже не верится в это.

— Можно. Только не случайно. И не в коридорах, а в Театрально-концертном зале им. А. П. Петрова, в лекционных залах.

111. Для вас важно, чтобы ваш диплом получил выпускник, за которого не стыдно?

— Важно, чтобы он потом был доволен своим образованием. Всю жизнь. На первом месте — качество подготовки. Конечно, человек должен хорошо зарабатывать, чтобы жить достойно. Но это программа минимум. Зарплата, когда она есть, не составляет главного в жизни. Важно, насколько человек доволен своей судьбой, насколько он чувствует, что себя реализует. Я глубоко убежден, что очень хороший юрист, хореограф, социальный работник может быть больше счастлив в жизни, чем иной владелец заводов и пароходов.

И что интересно: настоящий профессионал не зависит от своего работодателя. Работодатель от него зависит.

На сайте нашего университета — сотни интервью выпускников, причем не только крупных руководителей, но и работников среднего звена, которые довольны своей судьбой сегодня и уверены в завтрашнем дне.

112. Пишут, что чем выше образование, тем труднее устроиться на работу. А ваши выпускники устраиваются все. Как это получается, за счет чего?

— За счет того, что в СПбГУП не только лекции и семинары проводятся. Большое внимание уделяется воспитанию студентов, организации их свободного времени, повышению культурного уровня.

Балбесы, разгильдяи, лентяи или хамы работодателям не нужны. Все хотят взять на работу не только студентов, формально прослушавших учебную программу, но и трудолюбивых, ответственных, культурных людей.

Молодые люди, имеющие правильные ориентиры в жизни, берут от нашего университета очень много полезного. От всякой дряни мы избавляемся. Не оставляем у себя ни за какие деньги. В итоге хорошим студентам никто не мешает учиться.

Отсюда — и репутация нашего диплома, отсюда — и результат.

Конечно, статья, на которую вы ссылаетесь, вводит читателей в заблуждение. На самом деле высшее образование — помеха трудоустройству, только если оно получено в фейковом вузе.

113. Выпускников вузов массово не берут на работу. А ваших всех берут. Вам-то как удается добиться таких хороших результатов? И почему по стране такая грустная статистика?

— В России за последние годы уже сформировалось несколько поколений выпускников, которые реально профнепригодны. Не потому, что им плохо читали лекции, а потому что они не приучены соблюдать дисциплину, не отличаются трудолюбием. Работодатель часто готов простить новичку незнание конкретной специфики производства. Но он хочет, чтобы человек приходил на работу вовремя, чтобы проявлял честность, обязательность, ответственность, чтобы старался. Тогда работодатель готов несколько месяцев потратить на адаптацию сотрудника. А нынешняя молодежь считает (в большей своей части), что успех в жизни может прийти благодаря везению либо должно случиться чудо. К огромному сожалению, функции воспитания взяли на себя топовые программы нашего телевидения, в которых пропагандируется облегченное отношение к жизни.

Мы в СПбГУП много лет не просто читаем лекции и принимаем экзамены, а создаем правильный общественный климат в студенческой среде. У нас считается нормой добросовестное, заинтересованное отношение к специальности. Норма жизни — дисциплина, трудолюбие, полезное планирование свободного времени, нацеленность на развитие способностей. Все годы учебы в СПбГУП молодежь занята делом. И это дает результаты, которые видит работодатель.

Таков рецепт уверенного трудоустройства наших выпускников.

114. Вы достаточно жесткий ректор и очень многого требуете от студентов. Чем это вызвано: это указание «сверху» или Ваше личное стремление? Какова цель такой жесткости? И не кажется ли Вам, что Вы перегибаете палку в некоторых вопросах (например, во вмешательстве в частную жизнь студентов, мониторя их страницы в соцсетях на мат и некорректные фото)? Ведь договор заключен только на образовательную услугу. И все происходящее вне стен университета — это уже личное дело каждого, разве нет?

— Лично я (и как ректор тоже) ни от кого ничего не требую. Есть университетские стандарты, которые применяются во всех случаях без исключения и позволяют нашему вузу последние 15 лет добиваться лучшего трудоустройства выпускников в стране.

В частную жизнь мы не вмешиваемся. Это не правда. Но если кто-то совершает действия, вызывающие общественное возмущение, мы реагируем. Так что любителям публично материться и выкладывать фото своего голого зада на всемирное обозрение стоит учиться в других вузах.

Образовательных услуг мы не оказываем. Распространить это понятие на университеты — такое только Ливанову в голову могло прийти. Мы помогаем достойным людям получить образование. То есть обучение и воспитание.

Ваши вопросы выдают человека темного, необразованного. Но вам ведь и не обязательно понимать суть нашей работы. Вас к нам никто не заманивает. И ваших детей — тоже.

Наш университет предназначен для приличных, порядочных детей из нормальных семей.

 

Далее → О деньгах