Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Июнь 2014 г.

Григорий Бирженюк

Григорий Бирженюк: «Первокурсникам я по-хорошему завидую».

Григорий Михайлович Бирженюк – заведующий кафедрой социально-культурных технологий СПбГУП. Доктор культурологии, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный профессор Университета с 2000 года. Окончил в 1974 году Высшую профсоюзную школу культуры (ныне СПбГУП).

Прошло уже много лет, как Вы закончили вуз. Чем можете похвалиться? Довольны тем, как движется карьера?

Вуз я закончил ровно 40 лет тому назад, летом 1974 года. Слова «похвалиться» и «карьера» в том вузе (а он назывался «Высшая профсоюзная школа культуры») нам не прививали, и с тех пор я и мои сокурсники ими не пользуемся.

Если говорить о каких-то объективных вещах, то за эти годы окончена аспирантура, защищены кандидатская (по педагогике) и докторская (по культурологии) диссертации, опубликованы работы в печати, реализованы различные проекты в области культуры и образования, получены различные почетные звания, награды и пр. Что касается карьеры, то в науке и образовании эти вопросы, как правило, неактуальны, поскольку успехи никак не меряются должностями. Здесь важно признание коллег, наличие учеников.

Есть примерно 25 диссертаций, которые защищены под моим руководством, еще 5-7 моих учеников защитили докторские диссертации и у них уже тоже защищаются аспиранты, которых я в определенной степени могу считать своими научными внуками. Хвалиться не буду, но некоторое удовлетворение от всего этого присутствует.

Что Вам дал Университет и чего не дал, а нужно было бы? За что ценит работодатель, деловые партнеры?

Я заканчивал Высшую профсоюзную школу культуры (ВПШК), а работаю последние 20 лет в Гуманитарном университете профсоюзов. Но вопрос в целом интересный. ВПШК давала нам много свободы. Преподавание было, как я теперь понимаю, довольно специфическое, но зато мы примерно с 13-ти часов были свободны и дальше реализовывались как хотели. Мы шли в библиотеки, лектории, писали какие-то доклады, выступали на конференциях, заседаниях кружков и пр. Так получилось, что из группы в 27 человек, где я учился, 4 человека защитили диссертации, 5 человек получили звания Заслуженный работник культуры РФ, многие стали директорами крупных дворцов культуры в СССР и за границей.

Университет тоже дал многое – я пришел сюда на постоянную работу в 1994 году. А.С.Запесоцкий предложил невероятные темпы, интенсивность, перспективы и вообще многое, чего прежнее высшее образование не знало. Чтобы реализовать только часть планов молодого ректора (а он был на тот момент самым молодым ректором в России), потребовалось 20 лет и сейчас я понимаю, что сделано много, но предстоит сделать еще больше. Если считать А.С.Запесоцкого работодателем, то за что он меня ценит, нужно спросить его. Я, со своей стороны, могу сказать, что за это время было всякое – победы, проблемы, относительные неудачи, абсолютные успехи и пр. Мы все эти годы были рядом, ругались, мирились, спорили… Много чего было.

Как изменились взгляды на жизнь после получения диплома? Были ли запоминающиеся эпизоды в вузовской и послевузовской жизни, существенно поменявшие Ваше миропонимание?

Это, как я понимаю, вопрос на память. Вообще я родился при Сталине и хорошо помню день его смерти и реакции окружающих на это событие. В школу я пошел при Хрущеве, закончил школу при Брежневе, кандидатскую диссертацию защитил при Андропове, докторскую - при Ельцине, звание Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации мне присвоил своим указом В.В.Путин. Как говорится, есть что вспомнить.

Взгляды на жизнь изменились. Но и жизнь изменилась. Был СССР, теперь это другая страна. И мир другой. Я тот же, но все равно уже другой. А тогда, в 1974-м году - помню очень остро, что кое-чему нас все же научили, иначе мы бы не стали учеными, директорами и пр., но субъективно было ощущение, что мы никто, ничто и звать никак. Мы знали историю профсоюзов, профстроительство, историю профсоюзов за рубежом, историю КПСС, марксистско-ленинскую теорию культуры, марксистско-ленинскую эстетику и еще много чего в этом плане, но к жизни это имело самое отдаленное отношение. В общем, было тревожно и было ощущение, что будущее в тумане.

Сегодня выпускники нашего Университета, в большинстве, твердо стоят на ногах, знают чуть ли не за год до окончания вуза, где будут работать, чего хотят и т.п. Мы проводили эксперимент, который назывался «Письмо из будущего». Студенты писали письма своему другу из примерно 2020 года (эксперимент проводился в 2000-2002 гг.). Студент писал что-то типа «Маша, привет! Как ты там? Я уже 10 лет являюсь генеральным продюсером на телеканале в Кемерово, имею двоих детей, недавно вернулся из Мексики с кинофестиваля и т.д.». Мы контактируем со многими выпускниками и самое интересное, что в целом эти письма чуть ли не буквально совпадают с реальными событиями их биографии. Значит мы научили студентов проектировать свою жизнь, трезво оценивать возможности, реализовывать полученные в вузе компетенции, ставить цели, достигать их. По-моему, это дорогого стоит.

Можете ли сравнить свое образование с тем, что дают другие вузы Вашим сверстникам?

Могу сравнить, скорее, образование, которое дает наш вуз, с другими, близкими по профилю, вузами.

Поскольку есть образовательные стандарты, мы даем примерно одинаковый в сравнении с другими вузами объем знаний и компетенций нашим студентам. Но есть принципиальное отличие. Мы формируем студента не просто как носителя знаний и умений, а как личность, в которой эти знания и умения интегрируются с ответственностью за дело, за себя, за других людей и пониманием, что даром в этой жизни не даются ни оценки на экзаменах, ни другие блага, что нужно очень много работать, быть активным в трудовой, досуговой, бытовой, общественно-политической и других сферах. Нужно все время куда-то двигаться, достигать и не успокаиваться. В итоге наш выпускник являет собой в целом тип интеллигента новой России. Это по ряду критериев тот класс, который станет основой российского общества, когда придет в сферы культуры, бизнеса, государственного управления.

Если бы после школы можно было начать учебу в вузе заново, пришли бы в СПбГУП? Что изменили бы?

Я поступил в вуз, который был элитным и «закрытым», по направлению Центрального совета по туризму СССР. В этот вуз все тогда поступали именно так, по направлениям. Но могло бы быть и иначе. Мне, например, предлагали пойти в Высшую школу профдвижения в Москве. Я ни о чем не жалею.

Сегодня выпускник школы имеет больше возможностей самостоятельно определять траекторию своей учебы и жизни. Для этого есть семья, школа, Интернет, вузовская реклама и пр. Можно, в конце концов, потом получить другое образование в магистратуре, в форме второго высшего образования и т.д. Но первое образование – оно навсегда будет первым и основным. Оно определит круг друзей, учителей и еще многое в жизни. Мы общаемся с нашими выпускниками и никто еще не сказал, что если бы можно было, они бы выбрали другой вуз. Многие говорят, что поняли со временем, что нужно было больше изучать ту или иную дисциплину, что чуть ли не локти кусали, когда появилась проблема, а технология ее решения изучалась, но в памяти мало чего осталось. Многие приходят, звонят, пишут письма, спрашивают – мы, как можем, помогаем им, получаем благодарности и это очень помогает в текущем учебном процессе – он становится более нацелен на реалии сегодняшней жизни, рынка, общества, культуры.

Что больше всего врезалось в память из студенческой жизни? О чем детям расскажете? Кого из преподавателей, сотрудников СПбГУП вспоминаете теперь? Благодарны ли кому-то и за что?

Вопрос интересный. Хотя, как говорится, если тебе есть что вспомнить, это не значит, что тебе есть о чем рассказать своим детям. Было много и смешного, и грустного, и хорошего. Основное – это учителя. Вообще, это главное богатство в жизни, если ты встретил человека, который становится твоим референтом, т.е. значимым лидером. Нельзя не вспомнить моего ректора Л.Г.Белкина. Ему в этом году исполнилось 80 лет, он живет в Чехии, приезжал в наш вуз, встречался с А.С.Запесоцким, с ветеранами вуза. Были прекрасные учителя, например, Заслуженный деятель науки профессор В.Е.Триодин, профессор И.П.Лейберов и др. Некоторые уже ушли в мир иной и это очень горько, но некоторые еще живы, мы встречаемся и я счастлив, что могу им сказать слова благодарности, чем-то помочь, пообщаться.

Планы на будущее. Чего достичь хотите?

Вопрос неожиданный и сложный. Хочу увидеть успехи бывших, настоящих и будущих студентов. У них есть для этого возможности. А вот кто сколько возьмет из того образования, что дается, это зависит от каждого. Мы в свое время использовали потенциал нашего вуза максимально и ни разу об этом не пожалели. Нынешний вуз обладает в разы большим потенциалом, чем ВПШК. Нужно только хотеть стать специалистом.

Что пожелали бы первокурсникам СПбГУП?

Я желаю им рассматривать годы в нашем университете не как подготовку к будущей прекрасной жизни, не как своего рода зал ожидания, а воспринимать их именно как прекрасную жизнь, которую Университет насыщает интересными занятиями, встречами с уникальными и успешными людьми, занятиями в кружках и секциях.

Я желаю им постоянно радовать своих родителей своими достижениями – самыми разными – оценками на экзаменах, докладами в научных кружках, спортивными результатами. Поверьте, это очень для них важно, это то, ради чего они вас воспитывали и ради чего живут сейчас. Мне лично очень горько, что я не успел при жизни родителей защитить свои диссертации, получить звания, опубликовать многие научные труды и т.д.

И еще – я первокурсникам по-хорошему очень завидую. У них впереди учеба в интересном вузе, общение с интересными педагогами. У них есть шанс стать успешными. Это, может быть, самое важное…


Другие выпускники по специальности/направлению «Социально-культурная деятельность»:

  • Георгий Качурин Георгий Качурин выпуск 1964 г. — председатель профкома филиала «Волховский алюминий» (ВАЗ) ОАО «Металлург», почетный гражданин города Волхов (Ленинградская область), заслуженный работник культуры
  • Григорий Бирженюк Григорий Бирженюк выпуск 1974 г. — заведующий кафедрой социально-культурных технологий СПбГУП, доктор культурологии, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.
  • Анвар Сайтбагин Анвар Сайтбагин выпуск 1977 г. — директор Дворца культуры им. Горького, заслуженный работник культуры РФ и Республики Татарстан, кандидат педагогических наук
  • Нина Шацкая Нина Шацкая выпуск 1988 г. — певица, заслуженная артистка России
  • Александр Карпов Александр Карпов выпуск 1996 г. — профессор кафедры искусствоведения СПбГУП, кандидат культурологии, ученый секретарь диссертационного совета по искусствоведению
  • Екатерина Воронина Екатерина Воронина выпуск 2007 г. — доцент кафедры социально-культурных технологий СПбГУП
  • Михаил Калмыков Михаил Калмыков выпуск 2007 г. — основатель и руководитель event-компании «Утровечер»
  • Александра Кормина Александра Кормина выпуск 2007 г. — генеральный директор туристской компании «Ваш Тур»
  • Наталья Клишевич Наталья Клишевич выпуск 2008 г. — зам. генерального директора туристической фирмы ООО «Прогулки по Петербургу»
  • Наталья Клочкова Наталья Клочкова выпуск 2012 г. — менеджер по индивидуальным путешествиям компании «Петрополитана»
  • Алина Приходько Алина Приходько выпуск 2012 г. — генеральный директор Бутика путешествий King’s Luxury
Рейтинг@Mail.ru