О ДЕНЬГАХ

115. Александр Сергеевич, а если бы перед Вами стоял выбор при поступлении: выбрать учебу на бюджете, но не там, где хотелось бы, или поступить на платное обучение в вуз Вашей мечты, что бы Вы предпочли?

— Как вы думаете, можно ли экономить на собственном образовании? Хорошее образование определяет судьбу.

116. Как часто поднимается плата за обучение в университете? С чем это связано? Возможно ли заранее рассчитать весь бюджет на образование ребенка?

— Обычно цены у нас поднимаются один раз в год, на 8–10 %. Это связано с инфляцией. Однако точный рост инфляции предсказать никто не возьмется. Я советую родителям поступить следующим образом. Если не совсем полагаетесь на способности и прилежность вашего ребенка, посмотрите на итоги сдачи им первой сессии, а потом постарайтесь, если это вам по силам, закрыть финансовый вопрос на весь последующий период учебы в вузе. Если же ясно, что ребенок серьезно относится к учебе, заплатите сразу за весь период обучения. Оплаченный период у нас индексации не подлежит.

117. В вашем вузе только платное обучение? Существует мнение, что платно учиться проще, чем на бюджете.

— Был период, когда у нас совсем не было бюджетных мест. Сейчас мы их получаем. Но вообще-то да, есть мнение, что только неспособный студент учится за деньги. Родители стараются куда угодно пристроить ребенка, лишь бы он учился бесплатно. Но в нормальных вузах нет разницы в подходах к студентам, которые учатся бесплатно или платно. У нас во главу угла ставится не прибыль, а качество подготовки специалистов. И если у нас студенты не успевают, мы их отчисляем, невзирая на деньги.

118. Внимательно прочитали договор на сайте. И поняли, что для нас выгоднее оплатить сразу все обучение. Но в случае, если дочь будет отлично учиться и ее переведут на бюджет, вернут ли нам деньги, внесенные вперед?

— Да, конечно, деньги вам вернут в этом случае за все последующие годы. Каждый год мы миллионы рублей так возвращаем. Принцип здесь таков: финансовые механизмы работы вуза не могут противоречить задаче качества подготовки выпускников. В общем, мы относимся к этому так: несколько миллионов рублей в год бюджет СПбГУП может позволить себе потерять, чтобы у ребят были дополнительные стимулы к хорошей учебе.

119. Знаем, что ваш вуз негосударственный, изначально планировали к вам поступить на хореографию платно. Приятно удивились, узнав, что в вузе есть еще и бюджетные места. Объясните, пожалуйста, как это: негосударственный вуз предлагает учебные места за счет федерального бюджета?

— Места эти мы выиграли по конкурсу.

120. Могут ли студенты подрабатывать во время учебы?

— Конечно, могут. Главное, чтобы это было не в ущерб занятиям. Студенты могут работать на четверть или полставки в самом университете. Многие наши студенты подрабатывают летом. Ездят в США. Мы им помогаем в этом. Подтягивают английский язык, что тоже важно для будущего специалиста.

121. Зачем все же отчислять студентов с платного отделения, ведь это явно невыгодно для вуза?

— Мы не относим себя к коммерческим вузам. Более того, само название «платная услуга» применительно к образованию нам претит. Образование не может быть платной услугой, оно может максимум основываться на частичном самофинансировании. Должно помогать государство, деньги должен зарабатывать и сам вуз. Студенты, которые учатся на платном отделении, вносят примерно треть реальной стоимости обучения. А за тех, кто учится за государственный счет, нам вообще платят чуть больше 10 % реальной стоимости.

122. Подскажите, пожалуйста, где проще учиться: на бюджете или на платном?

— В вузе никого не интересуют финансовые условия обучения того или иного студента. Отношение совершенно одинаковое. Вот если человек сильно выделяется в лучшую или худшую сторону, деканат начинает им интересоваться. Предмет размышлений — перевести на бесплатное или, наоборот, предложить платить деньги. Государство заставило нас вести набор по результатам ЕГЭ. Мы считаем это неправильным, но вынуждены подчиняться. Однако с момента зачисления эта темная предыстория теряет для нас значение. Важно только отношение студента к учебе, дисциплине, участию в научной и общественной жизни. Между прочим, важно, чтобы человек был хорошим.

Как в советские времена, на каждом факультете у нас действует специальная комиссия, которая определяет: кого стоит перевести на бесплатное с платного, кто это заслужил и чем конкретно.

123. На заочном учиться дешевле?

— Да, в три раза дешевле.

124. Что подразумевается под квотой на обучение от профсоюза? Как ее можно использовать и стоит ли на нее надеяться при поступлении?

— Российские профсоюзы (ФНПР) — наши учредители. Когда они принимают решение направить к нам кого-то на учебу на платной основе, эти люди (или направившие их отраслевые, региональные профсоюзные организации) получают солидную скидку. Такие же возможности кроме ФНПР имеют ленинградские профсоюзы и профсоюзы Казахстана. Есть установленный порядок оформления данной льготы. Но это все надо делать самое позднее весной, до 1 мая.

125. Можно ли получить льготы, какие-то скидки на обучение в связи со сложным материальным положением семьи?

— Нет. При предоставлении скидок мы смотрим только на то, что человек собой представляет: учеба, дисциплина, работа в студенческом научном обществе, участие в общественной жизни университета. Но учеба, конечно, на первом месте.

126. Пользуются ли льготами при поступлении в университет спортсмены, например мастер спорта по художественной гимнастике?

— К спортсменам мы относимся с симпатией и уважением, но льготы им не положены.

127. Будет ли у тех, кто не пройдет по конкурсу, возможность учиться на платной основе?

— Будет.

128. Подавали документы в приемную комиссию, обратили внимание на огромное количество фотографий. Эти люди были в университете? Наш сын будет иметь возможность присутствовать на встречах и концертах знаменитостей, если будет студентом университета? И все эти мероприятия платные?

— А вы можете предположить, что эти люди у нас не были? Фотомонтаж? Большинство знаменитостей выступают у нас бесплатно. Но бывают и платные мероприятия. Тогда ребята вносят в кассу 50 % стоимости билета, другие 50 % берет на себя ректорат. Понятно, что такие личности, как Борис Эйфман, Иосиф Кобзон, Олег Басилашвили, Жорес Алферов и другие наши друзья, вопрос об оплате никогда не ставят.

129. Очень переживаем по поводу сдачи ЕГЭ. Учимся хорошо, без «троек», но пробные экзамены написали слабовато. Если не пройдем на бюджет, есть ли возможность перейти на бесплатное во время учебы?

— Конкурс на бюджет у нас, конечно, высокий. От 30 до 50 человек на место. Но результаты ЕГЭ — совсем не гарантия, что человек действительно сможет хорошо учиться. В результате только в ходе этого учебного года десятки хороших ребят у нас были переведены с платного на бесплатное обучение. Следует иметь в виду, что многим, закончившим школу хорошо, но не прошедшим по конкурсу, мы предоставляем большие скидки в оплате обучения.

130. Нам не повезло, сдали ЕГЭ хуже, чем рассчитывали. Конечно, очень хотели на бюджетное место, но увы… Дочь очень переживает, стыдно как-то медалистке поступать на платное обучение. Что посоветуете?

— Да к нам уже много лет сотни медалистов на платное поступают и нормально себя чувствуют. Будут хорошо учиться и вести себя достойно — будет реальный шанс перейти на бесплатное. Но самое важное все же — качественное образование. Советую это поставить во главу угла.

131. Откуда у университета средства на то, чтобы существовать безбедно?

— Много способов дополнительного заработка: от научных исследований до работы летом нашего общежития в режиме гостиницы. Мы оказываем и студентам очень много дополнительных услуг по доступным ценам… Например, помимо занятий физвоспитанием по учебной программе, у нас есть секции. Отличники, старосты, актив — а это примерно пятая часть — занимаются бесплатно. А остальные платят, но существенно меньше, чем в городе. Есть солярий, парикмахерская, массаж...

132. Прочитали в новостях на сайте, что в этом году к вам поступает немало абитуриентов на платное обучение. По рейтингу можно видеть, что многие могут претендовать на бюджет в другие вузы, баллы неплохие. Зачем эти ребята идут к вам?

— Люди хотят получить настоящее образование и провести юные годы в замечательной обстановке. Лучше первоклассное за деньги, чем дрянное бесплатно. У англичан есть пословица: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

133. Учиться в вашем университете платно — удовольствие недешевое. Насколько быстро могут окупиться затраты?

— Карьерный рост наших выпускников очень быстро окупает вложения в учебу — как правило, примерно за год-два после окончания вуза. Выпускники СПбГУП опираются в жизни не на возможности родителей, а на свое образование. Диплом открывает двери в иное, значительно более обеспеченное будущее. Когда-то академик Дмитрий Лихачев сказал про наш университет, что если у родителей есть деньги, то самый лучший способ инвестирования — это получение хорошего образования их детьми.

134. В свете сложившейся экономической ситуации в стране будут ли предоставляться скидки абитуриентам в этом году?

— В нашем университете вне зависимости от экономической ситуации предусмотрена специальная система цен для тех абитуриентов, которые хорошо учились в школе, получили приличные оценки в аттестате о среднем образовании, но по разным причинам сдали Единый государственный экзамен не так успешно, как могли бы. Льготы предусмотрены до 50 %. В дальнейшем, после первого курса, сильные студенты переводятся на бесплатное обучение.

135. Так как наш сын будет проживать далеко от дома, он будет нуждаться в общежитии. Скажите, пожалуйста, где оно находится, платно ли и как устроен быт в Доме студентов?

— Общежитие (Дом студентов) находится на территории университета, в едином архитектурном комплексе с учебным корпусом, театральным залом, спортзалами, ресторанами и кафе и т. д. Оно платное. И лучшее в городе. Более подробная информация есть на сайте http://www.gup.ru/studlife/ds/.

136. Почему проживание в Доме студентов относительно других вузов такое дорогое? Почему государство не хочет финансировать общежитие хотя бы частично?

— Про государство говорить не буду. А стоимость общежития связана с его уровнем, с количеством персонала и качеством услуг. Наши студенты и их родители считают, что дело того стоит. Можно, конечно, дешевле. Но будет хуже. А это проживающим не нужно.

137. В СПбГУП предусмотрены скидки в оплате за обучение. Как и для кого?

— Учитываются четыре показателя: учеба, научная работа, общественная жизнь и дисциплина.

Со второго курса тем, кто поступил на платное обучение, скидка может достигать его полной стоимости.

138. Вы вкладываете огромные деньги в мрамор, хрусталь, даже в туалеты. Может быть, лучше стипендии студентам дать большие, кроме бесплатных завтраков ввести бесплатные обеды и ужины? А мы уж как-нибудь без хрустальных люстр проживем?

— Проесть можно, конечно, все. И мрамор, и хрусталь. И туалет соорудить в виде деревянной будочки на улице. Дело нехитрое. Но как быть с душой? Тем, у кого она есть, конечно. Душа ведь хочет чистоты, порядка. И красоты хочет.

Наша задача — давать людям достойное образование. А образование, как известно, состоит из обучения и воспитания. Так вот: красиво оформленные, со вкусом оборудованные и обставленные помещения, радующие глаз пространства, где протекает университетская жизнь, влияют на студента, формируют его культуру.

Я, будучи ректором, более 25 лет занимаюсь совершенствованием материальной базы СПбГУП. Дело это хлопотное. На все сразу денег не хватает. На первом месте ведь — зарплата педагогов и сотрудников, покупка книг и компьютеров, оплата коммунальных услуг. Но только этим нельзя ограничиваться. По мере возможностей стараемся делать наш вуз краше.

Между прочим, хорошо заметно, что чистота, порядок и красота в вузе действительно положительно влияют на студентов. Значит, стараемся не зря.  

 

Далее → О Петербурге, свободном времени и соцсетях