Тема диссертации – «Развитие медиакультуры старшеклассников средствами информационно-просветительских и игровых технологий».
Автореферат диссертации И.А.Бочарской
Научным руководителем этой актуальной работы выступила кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурных технологий Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Галина Юрьевна Литвинцева.
В своем выступлении перед членами Ученого совета Университета Ирина Андреевна Бочарская обосновала необходимость и высокую практическую важность темы своего исследования: «Современное общество многие исследователи называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает. Средства массовой информации (СМИ) являются сегодня не только средой обитания человека, своеобразным субъектом культуры, но и одним из самых влиятельных факторов социализации подрастающего поколения. Старший школьный возраст – период максимального увлечения СМИ, причем предпочтения старшеклассников уже мало чем отличаются от запросов взрослой аудитории. Неслучайно, в последнее десятилетие, масс-медиа называют «главным учителем жизни» или «параллельной школой». Можно с уверенностью сказать о том, что под воздействием кино-, видео, а в особенности телевидения сформировалось «экранное поколение».
«Существенную поддержку в процессе развития медиакультуры учащихся старших классов могут оказать социально-культурные технологии информационно-просветительной и игровой направленности, способствующие формированию у учащихся безопасного поведения в информационном пространстве, а также формированию необходимых ценностных ориентиров в сферемасс-медиа», - сказала она.
И.А. Бочарской сформирована специальная программа развития медиакультуры старшеклассников средствами информационно-просветительных и игровых технологий. Данная программа ориентирована на развитие медиакультуры старшеклассников во вне учебное время, которое является одним из важных средств формирования личности старшеклассника.
Эффективность реализации данной программы была проверена соискательницей в ходе опытно-экспериментального исследования, проведенного ей среди старшеклассников. Результаты исследования представлены в диссертации и были озвучены во время защиты.
Научными оппонентами на защите И.А.Бочарской выступили: профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, доктор педагогических наук В. М. Котков и кандидат .педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина» А.С. Галышева.
По результатам оглашения личного дела диссертанта, заслушивания его доклада, выступлений официальных оппонентов и поступивших на автореферат отзывов, состоявшейся дискуссии и прений по итогам тайного голосования диссертационным советом Д.602.004.01 при СПбГУП было принято решение о присвоении И.А.Бочарской ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности».