Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)
Получите персонального консультанта
Приемная комиссия:
8 (800) 333 52 02 (Звонок бесплатный)
Справочная Университета:
8 (812) 269-57-58
Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)
Подать документы
Приемная комиссия:
8 (800) 333 52 02 (Звонок бесплатный)
Справочная Университета:
8 (812) 269-57-58
Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)

5 октября. Университет публикует фрагмент интервью ректора А.С.Запесоцкого, данного в Оттаве радио CHIN в ходе выступлений с циклом лекций в США и Канаде в сентябре 2013 г.

ИНТЕРВЬЮ
АЛЕКСАНДРА ЗАПЕСОЦКОГО
CHIN РАДИО ОТТАВА
24 сентября 2013 года

- Александр Сергеевич, сегодня было интересное у Вас выступление здесь в Университете Карлтона в Оттаве. Я знаю, Вы один из известных людей в Санкт-Петербурге, ректор вот уже на протяжении 22 лет, были свидетелем многих событий – политических, экономических, культурных. Звучал Ваш критический взгляд на сегодняшнее состояние России. Первый вопрос – что нужно менять?

ЗАПЕСОЦКИЙ А.С. – Вопрос тяжелый. Есть понятие социально-экономической формации, это когда определенные идеи определенным образом внедряются в социум, создают устойчивую модель жизни общества и экономической жизни страны. То есть идеи входят в ткань экономики и в ткань общества, общественного сознания. Ее и надо менять. В России сейчас создана очередная порочная модель социально-экономической системы, я бы назвал это «тупик № 2» – после сталинского казарменного социализма. Тогда имел место «тупик № 1», была создана система, которая в определенный период была чрезвычайно эффективна для государства, дала многие полезные результаты и для общества. Но она, конечно, недостаточно способствовала раскрытию личности, не полностью шла навстречу лучшим устремлениям людей. После 40х годов она стала тормозом для развития страны. Потом это нашло отражение в таких понятиях, как «совок», пренебрежительных оценках советского человека. Хотя с моей точки зрения это утрировано и быть советским человеком вовсе не плохо.

Из той социально-экономической формации надо было выходить улучшением социализма, привнесением в него рыночных отношений, увеличением свободы, созданием гражданского общества, уважением к частным интересам граждан, уважением к частной собственности и так далее. То есть надо было спокойно, медленно и обдуманно идти к поиску оптимального сочетания возможностей рынка и государственного регулировании, сочетания интересов личности и общества. Мы же перешли в противоположный тупик – № 2. И сейчас Россию новая социально-экономическая формация сильно тормозит.

Как менять надо? Обычно социально-экономическая формация меняется в ходе революции, а революции никто у нас не хочет. Это всегда кровь, это большой скандал, это большая драка, и обычно тем, что разбивают друг другу носы, дело не заканчивается. Если не революция, то очищение госаппарата и изменение идеологических подходов, идеологической парадигмы. Корыстный интерес не может являться главным в человеческом существовании. А власть не должна быть средством личного обогащения чиновников. Именно от этого надо отказаться. Изменения должны идти прежде всего через средства массовых коммуникаций. В первую очередь, через телевидение.

- Я знаю, сегодня Вы очень критиковали нынешнее российское телевидение.

ЗАПЕСОЦКИЙ А.С. – Да, категорически.

- Как Вы оцениваете новости, которые передаются по телевидению?

ЗАПЕСОЦКИЙ А.С. – К новостям я отношусь спокойно. Известно, что в Кремле существует определенный кабинет, в котором проводятся определенные совещания, на которых определенным телеканалам еженедельно дают указания, что и как показывать. И мне это как раз понятно. Есть большие государственные интересы, так и должно быть. Но проблема СМИ в России заключается не в этом. Проблема в том, что средства массовых коммуникаций переведены на коммерческие рельсы. В их деятельности коммерческий успех стал самым главным. Если они следуют за государственной политической линией, это еще не самое страшное. Проблема в том, что кроме новостей они занимаются тем, что для них прибыльно. И вот здесь они теряют человеческий облик. Они дурно влияют на аудиторию. И это считается нормальным, потому что якобы должна быть прибыль. Понижение общего культурного уровня населения с помощью телевидения происходит потому, что ему это разрешено. Коммерчески наиболее выгодно делать программы, апеллирующие к насилию, к сексу, разрушающие нравственные нормы. Более выгодно только продавать наркотики. Но телевидение стоит у нас очень уже близко по сути к продаже наркотиков. Разрушается социальный организм под влиянием этого телевидения. Коммерческая вседозволенность чрезвычайно опасна для нашего общества. Средства массовой информации не имеют права быть аморальными. Если бы СМИ были поставлены в иные условия, то тогда, наверное, развивалось бы гражданское общество и власть была бы более контролируемая. Но сейчас, когда кто-то критикует власть, этим людям не верят. Им говорят, что они – агенты Запада, что это люди, которые действуют на западные деньги. Считается, что некоторые чиновники специально стимулируют критику власти, то есть себя же самих, чтобы потом показать начальству, как они умеют работать с прессой, как они умеют контролировать толпу, как они умеют решать проблемы. Некоторых кремлевских чиновников подозревают в том, что они одной рукой разжигают протестные движения, а другой рукой их подавляют, показывают собственную нужность президенту страны. Общество уже не верит ничему, что происходит в СМИ.

- Александр Сергеевич, Вы петербуржец, ленинградец. Вообще какой сегодня, как сегодня выглядит Петербург?

ЗАПЕСОЦКИЙ А.С. – Петербург в ряде отношений выглядит очень хорошо, в ряде отношений выглядит значительно хуже. Я могу сравнивать, за свою жизнь видел разное. Скажу, что, с одной стороны, Петербург стал очень современным европейским городом и в ряде отношений, конечно, жить в нем намного более приятно, чем в Ленинграде советского времени. Хорошие рестораны, отели, хороший сервис для туристов. Последние 2-3 года замечаю, что даже на Неве уже сервис развивается почти как в Венеции – огромное количество катеров, огромный частный сектор, вы можете плавать в белые ночи так, как вам вздумается и куда вам вздумается. Появились такси речные, чего раньше не было. Это приметы времени. Дома стали другими с точки зрения витрин, появились яркие магазины, которые привлекают к себе внимание. С другой стороны, есть, безусловно, отрицательные перемены, но они начались еще в советское время с увеличением площади застройки Петербурга. Сейчас старая часть Петербурга составляет примерно 7-8% от его застройки. И ушел в прошлое вот тот тип ленинградца и старинного петербуржца, которым все восхищались, - человека безукоризненной вежливости, очень высокой культуры, которого в детстве в Летний сад водили гулять. И сейчас Петербург по уровню поведения населения, бытовой культуры, к сожалению, уже не на самом высоком уровне. Люди нередко ведут себя, как не самые образованные жители Нью-Йорка. Могут мусорить. Люди не очень хорошо ведут себя по отношению друг к другу в общественных местах по сравнению с временами Советского Союза. Следует отметить, конечно, огромные транспортные проблемы. Автомобили у нас теперь, раздают практически бесплатно. Те фирмы, которые их производят, существуют в основном за счет сервиса. Думаю, скоро будут доплачивать за то, что люди берут автомобили. И по Петербургу стало невозможно проехать. Общественный транспорт очень слаб. Его мало осталось. Метро не справляется, так же, как и в Москве. Наши власти очень сильно отстают от городских потребностей. Вот в Москве надо 1 500 км метро, а есть 300 км. У нас примерно те же самые пропорции. Метро не справляется.

Многое другое замечательно. И те, кто приезжают и останавливаются в отелях в центре города и не гуляют по городу ночью, думаю, могут получить сугубо положительные эмоции.

- Спасибо большое.

Дата публикации новости: . Автор: