6 ноября. Москва. Ректор СПбГУП, академик А.С. Запесоцкий выступил в прямом эфире телеканала РБК в программе «Деловое утро. Интервью». Тема эфира – российское образование и современные технологии.

ВЫСТУПЛЕНИЕ
Ректора СПбГУП, члена-корреспондента РАН ЗАПЕСОЦКОГО Александра Сергеевича
на телеканале РБК
(программа «Деловое утро», 06.11.13, 08.00)

В Баку завершился III Международный Гуманитарный форум. Одной из основных тем дискуссий стало место социальных сетей в жизни молодого поколения и их влияние на образовательный процесс. Эту и другие темы мы обсудим с нашим гостем, участником Форума. К нам в студию пришел ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент Российской академии наук Александр Запесоцкий.

Александр Сергеевич, доброе утро. Все мы знаем, сколько длится фейсбук-минутка, да, зашел – и через несколько часов себя нашел в Интернете, вышел. Так вот насколько социальные сети полезны и вредны для современного образования, не побоюсь этого слова?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Социальные сети куда более вредны, чем полезны. Я бы уже сегодня рискнул сказать, что проводить много времени в социальных сетях означает вызвать задержку своего умственного развития. Кто-то использует Интернет, чтобы расширять горизонты, повышать свой профессиональный уровень, а кто-то просто тратит время. При этом формируются неприятные эффекты, такие, как, скажем, клиповое мышление, теряется общая картина мира, понижается критическое восприятие информации, умение анализировать, сопоставлять. Мы это хорошо видим по школьникам. Современные школьники все лучше скачивают тексты и все хуже анализируют информацию. В нашем университете сейчас конкурс на некоторые специальности 30–50 человек на место. Однако конкурс становится все выше, а умение школьников анализировать информацию все ниже. И мы видим отчетливую корреляцию между неспособностью к анализу и просиживанием в социальных сетях.

— Александр Сергеевич, в своем выступлении на Форуме Вы говорили о том, что в социальных сетях скрыт мощный психологический механизм, который по силе можно сравнить чуть ли не с ядерным синтезом. Соответственно, получается, что этот механизм несет в себе определенные риски для образовательной системы. Помимо снижения способности анализировать, есть ли еще какие-то факторы, которые привносят риски для образования?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Вообще для человека, который учится в университете, способность анализировать — одна из главных, потому что в университете не должны преподносить истины, а должны дать несколько разных точек зрения на одну и ту же проблему. Настоящий студент должен выбирать. Но социальные сети провоцируют на восприятие информации как что-то посланное сверху, от какого-то гуру. Там нет дискуссии. Вот войдите в социальные сети — там практически не спорят. Если кто-то начинает спорить, например, с модным блогером, это сразу удаляется, возникает эффект стадного мышления, распространяется мнимая информация. Это, кстати, риски, далеко выходящие за чисто образовательные рамки.

Я на Форуме приводил забавный пример. Мы все время тестируем Интернет, и с этой целью несколько лет назад вбросили через популярный в Петербурге информационный ресурс «Фонтанка» ложную информацию о том, что якобы я женился на 23-летней мулатке — лондонской манекенщице и дочери алмазного короля. В городе была сенсация! Непроверенную, ложную информацию перепечатали все кто мог, даже ТАСС нечаянно. А потом оказалось, что я женился на блондинке, она была внучкой брянских партизан, дочерью учительницы и военнослужащего из маленького городка под Мурманском. И вот так мы часто тестируем Интернет.

— То есть получился испорченный телефон. А я однажды на каком-то форуме увидела стихотворение Пастернака без указания автора, так участники форума безжалостно застыдили его… И никто не подумал проверить, что это за строчки.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Сегодня это огромная проблема для СМИ. В Баку обсуждался и этот вопрос тоже. Классические СМИ, с одной стороны, не могут себе позволить проигрывать Интернету по скорости подачи информации, с другой — вокруг столько сенсаций и вранья, что требуются неимоверные усилия, чтобы отделить ложь от правды. И рядовые пользователи, заходя в Интернет, особенно в социальные сети, вообще не понимают, где находятся.

— Но от соцсетей никуда не уйти. Может быть, тогда образование должно как-то модифицироваться, чтобы учитывать их?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Вопрос совершенно правильный. Наверное, надо начинать с детского сада. Дети должны понимать: не все, что происходит в Интернете, истинно и важно. Люди должны учиться критически относиться к информации, работать с ней. Мы в Университете сейчас придаем этому огромное значение. Люди должны понимать, что Интернет — это огромное пространство либо для саморазвития, либо для того, чтобы тебя там зомбировали.

Многие блогеры — почти как гадалки. Подходит к человеку на улице цыганка — и он не понимает, что произошло, а она его уже обработала, забрала его деньги и ушла. Модные блогеры делают то же самое. Они, как медиумы, чувствуют свою аудиторию и зарабатывают на этом, помещая рекламу. Посмотрите, например, блог Татьяны Толстой — там огромные полосы рекламы.

— Думаю, что она в том числе и таким образом зарабатывает деньги. Но когда людей зомбируют, наверное, это тоже кому-то выгодно, это же такой удобный инструмент.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Сейчас это огромный ресурс манипуляции. Кстати, мои помощники обратили внимание: после моего выступления на бакинском Форуме об этом сразу прошла информация через международные агентства. И каким-то образом получилось так, что набираешь в поисковике «Запесоцкий, Баку» — появляется какая-то Мария. Что за Мария? Заходим, оказывается, что это интернет-магазин: если вы хотите все узнать про Запесоцкого, покупайте наши утюги. Огромные деньги на этом зарабатываются. На самом деле там речь идет не об утюгах, это я смягчил.

— Давайте перейдем к теме образования. Сейчас одна из самых обсуждаемых тем, кстати, в том числе и в социальных сетях: выпускникам вузов тяжело найти работу. Как в Вашем вузе решается эта проблема?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — У нас-то стопроцентное трудоустройство, безработных выпускников нет. Если бы я был работодателем, то не брал бы на работу людей, которые проводят много времени в социальных сетях. Сейчас мы переходим к составлению социального портрета нашего будущего работника. Когда принимаем сотрудника, то смотрим, какова его активность в соцсетях. Уборщицу я еще возьму, если она там сидит до бесконечности, а принимать ли человека в аспирантуру — уже подумаю.

— Много лайков может быть вредно.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Безусловно. Мы предполагаем уже в следующем году ввести изучение абитуриентов по их аккаунтам в социальных сетях. Мы не можем запретить поступить в наш университет человеку, у которого высокий балл ЕГЭ, хотя он нам не нужен. Но мы не будем рекомендовать к нам поступать, потому что считаем, что эти люди уже обладают определенными отрицательными качествами. И вообще я не рекомендовал бы людям, которые ищут работу, действовать через социальные сети, афишировать свое положение. Думаю, что работодатели уже на это смотрят.

— Вы добились, что ваши выпускники имеют стопроцентное трудоустройство, вводите новые техники изучения выпускников и поступающих. Хорошо. Но почему другие вузы все же сталкиваются с проблемой трудоустройства?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — О других вузах мне не хотелось бы говорить, но, думается, сегодня для работодателя важно, чтобы выпускник вуза был дисциплинирован, усидчив, трудолюбив и ответственен. Ему требуется надежность и высокая мотивация к работе, а не так называемая креативность. Позднее, когда из 10 кандидатов выбирают достойного на должность начальника, будет рассматриваться и креативность, но в первую очередь мы должны подготовить дисциплинированного, ответственного, обязательного специалиста. И, конечно, с креативным потенциалом, который потом проявится.

— Вы как Рокфеллер: «Мне не нужна нация мыслителей, мне нужна нация работников»…

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Для младшего уровня, чтобы закрепиться на работе, важно быть трудолюбивым, дисциплинированным и ответственным. А для того чтобы дальше продвигаться по службе, нужно быть креативным. Поэтому научить студента быть дисциплинированным и ответственным — задача № 1. И не менее важная задача № 2 — научить быть креативным.

— Но, насколько я знаю, ваш университет также занимается глубоким изучением социологической составляющей феномена социальных сетей. Дает ли Вам это практическую пользу?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Конечно, дает, потому что мы учим студентов и грамотно распоряжаться своим личным временем, и получать доступ к надежным источникам, проверять и обрабатывать информацию. У нас же много именно гуманитарных специальностей — журналистика, реклама, связи с общественностью и т. д.

— А Вы согласитесь со мной, если я, резюмируя, скажу, что важно воспитать в человеке восприимчивый ум?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Безусловно.

— На этой позитивной ноте, наверное, и закончим. Александр Сергеевич, спасибо Вам.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Спасибо.

Дата публикации новости:
Автор: