13 ноября. Москва. В ежедневной программе «НТВ Утром» состоялось выступление ректора СПбГУП, академика А.С. Запесоцкого о роли интернета в образовании.

ВЫСТУПЛЕНИЕ
ректора, профессора Запесоцкого Александр Сергеевича
на телеканале «НТВ»
(эфир 13.11.13, 07.20)

М. ГРИГОРЬЕВА: — У нас в гостях ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент РАН, доктор культурологических наук, профессор Александр Сергеевич Запесоцкий.

Сегодня мы будем говорить о влиянии Интернета, средств массовой информации и социальных сетей на систему образования и молодое поколение, формирование их сознания. На недавно прошедшем III Бакинском международном форуме, на котором поднималась эта проблематика, Вы выступили с речью, вызвавшей большой общественный резонанс. Расскажите, пожалуйста, об этом.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Технический прогресс — колоссальное явление, однако следует заметить, что он не идет параллельно с развитием нравственности и т. д. Оказалось, что не только Россия, но и международное сообщество не готовы к тому, что происходит в Интернете, поскольку миллионы пользователей находятся в руках зачастую весьма сомнительных личностей (блогеров и блогерш), которые «выкачивают» деньги и пр. Там это происходит абсолютно неконтролируемо и представляет собой серьезную проблему. То, что происходит в Интернете, начинает размывать нравственные стандарты общества, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

М. ГРИГОРЬЕВА: — Молодое поколение, используя современные средства коммуникаций, получило некую свободу. По Вашему мнению, оно видит разницу между понятиями «свобода» и «анархия»?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Я думаю, что и свобода эта иллюзорная, некая видимость свободы. Деятельность в Интернете регламентируется очень узкими правилами, канонами. В социальных сетях люди, общаясь с незнакомыми людьми, подвергаются жесткой цензуре, у них вырабатываются определенные правила поведения (нужно поддерживать свою группу, если ты выскажешь противоположную точку зрения, с тобой не будут спорить, а просто исключат из группы). Такие люди теряют способность к критическому мышлению, становятся легко внушаемыми, у них растет агрессивность, возникает клиповое сознание, которое активно развивается. Нам предстоит научить нашу молодежь, детей работать в Интернете и пользоваться им как благом, иначе это не позитивный фактор, а негативный.

М. ГРИГОРЬЕВА: — Насколько я знаю, Ваш Университет занимается глубоким изучением социологической и культурологической составляющих феномена социальных сетей. Дает ли Вам это практическую пользу, например, при отборе абитуриентов или выработке системы воспитания своих студентов?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Сейчас в Интернете представлено много университетской информации: книги, учебные программы, расписание. Это экономит студенту время. В ближайшее время (может быть, даже в следующем году) мы начнем составлять досье о том, как абитуриент до прихода в вуз был представлен в Интернете, своеобразный социальный портрет, созданный на основе социальных сетей. Возможно, мы кому-то не рекомендуем поступать в наш вуз даже с высокими баллами ЕГЭ, если у него неважный социальный портрет и он проявляет неумеренную активность в Интернете, идущую в ущерб его развитию.

М. ГРИГОРЬЕВА: — Насколько сочетаются понятия «воспитание» и «образование»? Ведь многие специалисты считают, что люди, которые приходят учиться в вуз, — уже вполне сформировавшиеся личности.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — В вуз приходят плохо сформировавшиеся личности, и с каждым годом ситуация становится все хуже и хуже, потому что, на мой взгляд, сейчас государство приняло на вооружение совершенно ошибочную концепцию образования — как услуги. Образование — это совместная деятельность коллектива Университета и студента, который старается развить, сформировать себя. Конечно, образование — это обучение плюс воспитание. Если университеты не занимаются воспитанием, то, как правило, у студента не формируется должная мотивация к качественному освоению учебной программы, к тому, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.

М. ГРИГОРЬЕВА: — Александр Сергеевич, назову еще один аспект образования, который был подмечен мною в соцсети. Многие специалисты жалуются на то, что после окончания вуза они не могут найти работу. Как Вы справляетесь с этой проблемой?

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Как этот вопрос решен в нашем Университете, известно — у нас лучшее в стране трудоустройство после окончания вуза. Например, в прошлом году мы выдали 1400 дипломов, и ни один из выпускников не обратился на биржу труда. Если студент начиная с I курса усиленно занимается, вникает в профессию, работает в свободное от учебы время, проходит практику, то, как правило, уже на IV курсе он знает, где будет работать, и его ждут. Мы стараемся выстроить именно такую модель. Студентов нашего Университета, как правило, после успешного прохождения практики оставляют работать в этом месте.

М. ГРИГОРЬЕВА: — Спасибо большое, Александр Сергеевич за то, что уделили нам время, и Ваши позитивные ответы.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — И Вам спасибо.

Дата публикации новости:
Автор:
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ@Mail.ru