12 декабря. К работе со студентами кафедры журналистики СПбГУП приступил профессор-консультант – заместитель главного редактора «Комсомольской правды» Андрей Дятлов (Москва). Он будет вести регулярный мастер-класс по интернет-журналистике.

Об Андрее Анатольевиче Дятлове

Кафедра журналистики Университета – одна из самых популярных у абитуриентов СПбГУП. По данному направлению подготовки за 14 лет вузом было выдано 702 диплома о высшем образовании. Лишь четверо из их обладателей обратились в Федеральную службу занятости в поисках работы. А в последние 6 лет без работы не остался ни один. Такие показатели востребованности выпускников работодателями являются в современной России уникальными. От крупнейших федеральных и региональных СМИ и до районных газет в самых удаленных уголках России выпускники СПбГУП достойно служат своей профессии.

Университет ставит перед кафедрой новые серьезные задачи по подготовке журналистов. Одним из очередных шагов по их выполнению стало привлечение к работе в СПбГУП в качестве профессоров-консультантов ведущих отечественных и зарубежных журналистов. В настоящее время в вузе проводятся мастер-классы по телевизионной журналистике (на английском языке) Юрия Голигорского (Лондон) – известного специалиста, тридцать лет проработавшего во Всемирной службе Би-би-си, в Великобритании.

Андрей Анатольевич Дятлов – один из самых крупных отечественных специалистов в области печатных и электронных СМИ. Тема его мастер-класса – «Интернет–журналистика».

Свою карьеру в газете «Комсомольская правда» он начал в 1981 году. В настоящее время - заместитель главного редактора Издательского дома «Комсомольская правда», лидирующего в стране по тиражам и аудитории медиа-холдинга. В его составе - ежедневная и еженедельная газеты, сайт, радиостанция. Совокупный тираж еженедельника «КП», так называемой «толстушки», составляет 2,5 млн.экземпляров, а посещаемость сайта свыше 1 миллиона человек в день.

Сайт газеты www.kp.ru, за работу которого в холдинге отвечает непосредственно Андрей Дятлов, занимает лидирующие позиции в топе информационных сетевых ресурсов России.

О своих планах сотрудничества с Университетом Андрей Анатольевич рассказал студенческой редколлегии сайта:

Как родилась идея сотрудничества с Университетом? Давно ли Вы знаете вуз и его ректора?

С Университетом я знаком уже несколько лет. Ректор Александр Сергеевич Запесоцкий однажды пригласил меня на одно из самых заметных мероприятий в культурной и научной жизни России – Международные Лихачевские научные чтения. Я приехал, послушал выдающихся ученых-теоретиков и не менее интересных практиков, выступавших здесь, и с тех пор завертелось: работал на секциях Международных Лихачевских чтений по журналистике, приезжал с отдельными лекциями и докладами. Суть моего участия в жизни Университета одна: практическая журналистика. Проблема состоит в том, что сейчас в высших учебных заведениях, обучающих журналистике, явно не хватает специалистов-практиков.

Академик Запесоцкий лучше многих других организаторов образования в России понимает значение активной практики в подготовке действительно востребованного специалиста. Он сделал мне предложение повести свой мастер-класс, я его с удовольствием принял. Мне бы хотелось поделиться с будущими журналистами своим живым опытом, обретенным, что важно, в условиях реальной работы в России. Больше 30 лет я работаю в команде, которая делает лучшую газету страны. За это время она трансформировалась и в успешный мультимедийный издательский дом: есть сайт, один из топовых в стране и даже в мире, радио, несколько изданий.

Вы будете работать со студентами сами или планируете привлекать других специалистов?

Я постараюсь приглашать на мастер-классы и других специалистов. Отчетливо понимаю все, что касается так называемого «контента» и обучения журналиста тому, как этот контент производить, но в области интернет-журналистики масса тонкостей на стыке творчества и технических особенностей этого вида деятельности. Мало написать интересный материал, его надо правильно разместить, снабдить нужными подкастами, ссылками, хештэгами – это специфика, относящаяся к области технического продвижения, и об этом лучше расскажут люди, которые непосредственно этим занимаются.

Кроме того, мне хотелось бы пригласить к вам ведущих блогеров Рунета. Важная часть интернет-журналистики сейчас – это работа не только с профессиональными сайтами и официально зарегистрированными СМИ, но и работа в социальных сетях. Думаю, общение с лидерами этого сегмента будет интересно студентам, так как известные блогеры сейчас определяют существенную часть информационной картины и нынешние молодые люди проводят достаточно времени в социальных сетях. Это часть их реальности, и необходимо, чтобы их научили пользоваться ею профессионально.

По итогам уже начавшегося сотрудничества — какое у Вас сложилось впечатление об Университете?

Здесь происходит много замечательных вещей. Вижу здесь две стороны медали: обе позитивные. Во-первых, для студентов важно иметь возможность не просто учиться, но и общаться с интересными людьми, это вдохновляет, поворачивает мозги в правильную сторону. Санкт-Петербург по праву считается культурной столицей России, здесь есть возможность встречаться с самыми яркими современниками, и прекрасно, что Университет ее активно использует, приглашает интереснейших лекторов. Я говорю не о себе, а в первую очередь о почетных докторах и профессорах Университета. Здесь регулярно выступают Жорес Алфёров, Даниил Гранин, бывал Андрей Вознесенский и множество других выдающихся персон.

Как результат – вторая прекрасная сторона медали: у вас очень живые студенты. Мне есть с чем сравнивать. Я много лет регулярно участвую в работе приемной комиссии факультета журналистики МГУ, и одно время я был поражен тем, как много малоинтересных и зажатых ребят зачем-то стремятся в эту профессию. Здесь иначе. Общительные, любознательные студенты, нацеленные на работу. Словом, университетская атмосфера, она формировалась долгое время, и, надеюсь, будет царить в этих стенах всегда.

У Вас более чем солидная практика в классической и весьма популярной газете и серьезный опыт трансформации ее в рейтинговый сайт. Чем отличается характер необходимой Вам как работодателю подготовки специалистов, требования к ним для работы в Интернете?

Есть одно общее требование и к тем, и к другим – практика. Общение со специалистами, будь то газета или информационный сайт. В вузах этого традиционно мало. Часто журналистику преподают люди, поработавшие много лет назад в заводской малотиражке в промежутке между выпуском из вуза и поступлением в аспирантуру. Такие педагоги могут дать академические знания, но возможности «пощупать ремесло» у студентов нет. В итоге в редакцию приходят студенты, не умеющие не только писать, но и общаться, находить темы и информацию, ставить себе задачи, договариваться о встречах и т.д. Здесь – совершенно иначе: практика начинается с первого курса.

Интернет-журналистика накладывает на специалиста дополнительные требования. В ней нужна очень быстрая, почти мгновенная реакция. Невозможно собрать материал, пойти подумать и через неделю написать полосный материал, который обработает редактор и еще через неделю опубликует. Главное в этом виде деятельности – быстрая погоня за новостью, молниеносное осмысление того, какую информацию «возьмет» пользователь сети, точный комментарий, хорошая подача. С другой стороны, здесь необходима работа со всеми инструментами сети Интернет: нужно владеть всеми гаджетами, работать в программах, ориентироваться в социальных сетях. Это становится сейчас для журналиста требованием профпригодности, потому что бумага, увы, сильно сдает позиции как информационный носитель. В-третьих, интернет-журналистика предъявляет требование универсальности. Нужно и создавать текст, и фотографировать, и писать звук и видео, чтобы должным образом представить на сайте материал, снабдив его необходимыми подкастами. Интернет-журналист должен уметь делать все. Вопрос площадки для размещения его продукта для него вторичен – он может работать везде.

Какие задачи вы ставите перед собой и кафедрой, чтобы достичь этих целей?

Мне кажется, надо понимать, что в вузе невозможно научить студента работать «как в редакции». Для этого нужно находиться в редакции, в живом потоке. Но дать ориентиры, показать, как должна строиться эта работа, как к ней относиться, как воспитать в себе навык ежедневной журналистской работы, – это реально. Задача–максимум для меня, чтобы участники мастер-класса стали востребованными сотрудниками СМИ. Конкуренция на рынке труда огромная. Очевидным преимуществом будет обладать тот молодой журналист, который будет понимать, как создать материал, в какой упаковке его донести до читателя.

Мне трудно ставить задачи кафедре в этой связи. Я до сих пор приезжал в Университет как гость. Мне очень нравится, что студенты СПбГУП смотрят на авторитеты прежде всего как на людей, у которых могут чему-то научиться, не стесняются задавать вопросы, и вопросы у них верные. Это, как минимум, означает, что кафедрой создана живая атмосфера, в которой они могут себя проявлять. Я знаю, что и трудоустройство выпускников у вас очень хорошее. Мне интересно участвовать в процессе такой осознанной подготовки специалистов.

Вам у нас нравится?

Я приезжаю в вуз с удовольствием. Посмотрим, как будет дальше. Как говорится, не стоит путать туризм с эмиграцией, а приняв приглашение Университета, я перешел из сферы туризма в область «миграции». Мне у вас интересно, и очень хочется стать частью процесса, поделиться опытом, помочь студентам реализовать себя в журналистике.

Дата публикации новости:
Автор: