8 апреля.

Статья А.С.Запесоцкого о фильме А.Звягинцева «Левиафан» - «Власть отвратительна как руки брадобрея» - вызвала резонанс в российских СМИ. Публикацию, появившуюся на сайте «Комсомольской правды» http://www.kp.ru/daily/26359/3241048/ в конце марта, прокомментировали 9 информационных ресурсов.

Публикуем выдержки некоторых из них.

Мурманский форум www.b-port.com в статье «Профессор Запесоцкий: проблема противостояния человека и власти гораздо глубже, чем это показал Звягинцев» обращает внимание на оценку главной причины провала «Левиафана» в российском кинопрокате:

«Заслуженный деятель науки Российской Федерации профессор Александр Запесоцкий….приходит к выводу, что российский зритель сознательно проигнорировал картину. «Да, наверное, подготовка зрителя к восприятию настоящего искусства в России за последнюю четверть века катастрофически упала. – пишет в авторской колонке профессор. – Но все же отличить шедевр от дряни и даже от «так себе» наш зритель пока еще может. «Левиафан» - так себе».

По мнению академика, проблема не в том, что сюжет картины отнюдь не нов, - история противостояния простого человека и власти ведет свой отсчет с доисторических времен, - а в том, что даже при наличии блестящего актерского состава и прекрасной операторской работы, герои Звягинцева не вызывают сострадания…».

Подробнее: http://www.b-port.com/news/item/150537.html#ixzz3WXFU8IFH

Сайт Приморского края «Дейта.ру» в статье «Александр Запесоцкий: Провал «Левиафана» закономерен», отмечает:

«Дождавшись, когда спадет шумиха, искусственно созданная вокруг фильма «Левиафан», член-корреспондент Российской академии наук, академик Александр Запесоцкий вновь возвращается к противостоянию человека и власти… По мнению профессора, тема борьбы простого человека с государственной мощью всегда оставалась одной из острейших. Во все времена творцы – писатели и художники касались ее: «проблема до сих пор не снята, хотя многое изменилось. И не в последнюю очередь – благодаря творцам искусства, способным глаголом жечь сердца людей», пишет автор статьи и тут же замечает, что, однако, такие фильмы как «Левиафан» обесценивают эту идею. Слабый сценарий и неуверенная позиция режиссера не способны вызвать отклик у образованного зрителя, полагает Александр Запесоцкий.

Подробнее: http://deita.ru/news/society/31.03.2015/4869169-aleksandr-zapesotskiy-proval-leviafana-zakonomeren/

Нижегородский информационный ресурс «NN.ru» цитирует мнение А.С.Запесоцкого о разрыве фильма Звягинцева с отечественной культурной традицией и об определенной прозападной ангажированности картины:

Александр Запесоцкий считает, что, принимаясь за создание произведения искусства, неправильно отбрасывать в сторону все, что было уже ранее в истории посвящено выбранной теме. Поступая таким образом, автор при этом отбрасывает в сторону от культуры и самого себя и свои ленты.Помимо этого, продолжает профессор Запесоцкий, Россия Звягинцева – ужасное место, населенное ничтожествами, а сюжетная линия о противостоянии художника с властью и церковью вся пронизана ненавистью. Однако, считает академик, ненависть никогда не являлась хорошей основой для создания настоящего искусства. «И, если не любишь российскую власть и русскую православную церковь, – тоже. Но ненависть может быть хорошо оплачена. Например, премией Каннского фестиваля».

Подробнее: http://www.nn.ru/news/society/2015/03/31/aleksandr_zapesotskiy_vlast_ne_byvaet_priyatnoy/

Иркутский портал www.irk.ru опубликовал статью « Александр Запесоцкий: «Ненависть — негодный материал для создания шедевров», в которой заметил:

«Александр Запесоцкий считает, что дешевый успех на Западе, на волне которого фильм был показан в широком прокате в России, более не ценится думающими людьми. Кроме того, подобная критика власти и изображение так называемой российской действительности не выделяются оригинальностью, замечает доктор наук: «История противостояния „маленького человека“ и власти ведет свой отсчет с тех времен, когда и человека-то еще не было». Вместе с этим, продолжает известный ученый, диалектика взаимодействия человека и власти еще до Звягинцева была осмыслена многими художниками и «выпускать работы уровня „Левиафана“ в контексте тысячелетий развития искусства не совсем прилично».

Подробнее: http://www.irk.ru/news/articles/20150331/hatred/

Федеральный сайт «Доверенные лица Владимира Путина» обращает внимание на следующие выводы автора:

«Ректор СПбГУП академик Александр Запесоцкий …, делясь с читателями собственным впечатлением от просмотра фильма «Левиафан», вспоминает дискуссии с Даниилом Граниным о судьбах российской интеллигенции. В одной из бесед известный писатель напомнил, что поэт Осип Мандельштам сравнивал власть с руками брадобрея, который был вынужден доставлять клиенту неудобства, чтобы максимально качественно выполнить свою работу. Человек вынужден смириться и преодолеть неприятие, потому что иначе с проблемой справиться невозможно.

Точно так же власть вынуждена действовать решительно, понимая, что может вызвать неоднозначные оценки в обществе. Председатель исполкома Конгресса петербургской интеллигенции Александр Запесоцкий, комментируя ленту Звягинцева, считает, что режиссер сознательно спекулирует на теме противостояния «маленького человека» и власти, стремясь вызвать общественный резонанс».

Подробнее: http://doverennielitsa.ru/sankt-peterburg/person/aleksandr-zapesotskij-sergeevich/aleksandr-zapesockiy-vlast-nepriyatna-no

Дата публикации новости:
Автор: