Top.Mail.Ru
7 ноября. Университет публикует выступление Александра Запесоцкого на презентации книги о профессоре Громове и его кафедре хореографии.
Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)
Получите персонального консультанта
Приемная комиссия:
8 (800) 333 52 02 (Звонок бесплатный)
Справочная Университета:
8 (812) 269-57-58
Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)
Получите персонального консультанта
Приемная комиссия:
8 (800) 333 52 02 (Звонок бесплатный)
Справочная Университета:
8 (812) 269-57-58
Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)

7 ноября. Университет публикует выступление Александра Запесоцкого на презентации книги о профессоре Громове и его кафедре хореографии.

ВЫСТУПЛЕНИЕ РЕКТОРА А.С. ЗАПЕСОЦКОГО
на презентации книги
«Одержимые танцем: история кафедры

хореографического искусства СПбГУП в лицах», приуроченной
к 85-летию народного артиста России Юрия Громова

Научная библиотека им. Д.А. Гранина СПбГУП

Дорогие друзья, здравствуйте!

Я хотел бы поприветствовать всех собравшихся и выразить благодарность нашей кафедре хореографического искусства, по инициативе которой появилась эта скромная по объему, но дорогая для нас книга. Надеюсь, что это только начало работы кафедры над осмыслением своей истории.

Благодарю наших коллег из родственных вузов, которые находятся здесь и своим присутствием повышают значимость нашего праздника и радость, связанную с сегодняшними событиями. Приветствую всех педагогов, студентов.

В культуре нашей страны происходят сложные процессы. Люди моего поколения нередко употребляют в связи с этим слова «деградация», «упадок», «неоправданная смена ценностных ориентиров и идеалов». Я к этим оценкам присоединяюсь. А что мы можем сделать, чтобы продлить вектор плодотворного развития отечественной культуры, искусства, который был задан в советское время? Что мы можем предпринять, чтобы выработанная веками российской истории ценностная вертикаль сохранялась? Мы обязаны стремиться к тому, чтобы не распалась связь времен, относиться с вниманием к своей истории, искать в ней точки опоры.

В связи с этим хочу сказать, что фигура Юрия Иосифовича Громова, 85-летие которого мы отмечаем презентацией книги, – это фигура очень интересная для российской хореографии и, конечно, личность, сыгравшая особую роль в истории нашего вуза.

Посмотрим на некоторые факты. Юрий Громов  окончил Вагановское училище, – знаменитую, прославленную на весь мир хореографическую школу нашей страны. Пришел преподавать в наш вуз, который в советское время готовил кадры руководителей художественной самодеятельности. Развитие художественной самодеятельности – благороднейшее дело. Сегодня даже трудно себе представить, но в советское время 7 % населения страны занималось в художественной самодеятельности. А это около 20 миллионов человек. Приходили в учреждения культуры, приобщались к различным видам творчества. В клубные учреждения к замечательным педагогам приходили миллионы маленьких детишек, которые вырастали в прекрасной, благородной обстановке.

И Юрий Иосифович в нашем вузе создал кафедру, которая первой в Петербурге стала выдавать дипломы о высшем образовании в области хореографии. В 1961 году! (Громов проработал заведующим кафедрой 49 лет.) Через год кафедра хореографии была открыта и в Ленинградской консерватории. В 1964 году в Ленинградском государственном институте культуры была открыта ставшая впоследствии знаменитой кафедра Брегвадзе. В 1995 году и прославленная Вагановка начала готовить специалистов по программам высшего образования.

А до того, как этим занялась Вагановка, звезды балетного мира, такие как, например, уникальный солист Мариинки, заслуженный артист России Сапогов – один из лучших в мире танцовщиков ХХ века, получали высшее образование в нашем вузе. Кстати, Сапогов, после того как окончил наш вуз и получил диплом, начал преподавать, стал здесь профессором. Совсем недавно народная артистка России, солистка Мариинки Юлия Махалина окончила наш вуз.

Итак, первая кафедра в Петербурге, готовящая специалистов с высшим образованием для хореографии, была создана Юрием Громовым. Юрий Иосифович поставил перед собой очень интересную и сложную задачу: на базе собственного образования Вагановки стал обучать студентов другим видам танца. Сначала речь шла о народном танце. Сейчас на всей территории бывшего Советского Союза тысячи выпускников громовской кафедры руководят коллективами народного танца.

Здесь присутствует его ученик, наш знаменитый доцент Александр Носихин, – гордость петербургской, да и российской хореографии. Сегодня зал заполнен успешными людьми – учениками Громова и созданной им кафедры. Ниточка благородного дела не прерывается.

Юрий Иосифович был человеком чрезвычайно талантливым, щедро одаренным от природы. Думаю, что лучше всего, пожалуй, ему удалось себя проявить в области педагогики хореографии. Юрий Иосифович позднее распространил свои методы и на преподавание бального танца. В 90 годы в стране активно развивался и современный танец: джаз-танец, модерн и тому подобные, и это все было включено в орбиту кафедры профессора Громова.

У нас в Университете на рубеже 80-90-х годов происходили серьезные перемены, непростые для факультета искусств. Юрий Иосифович очень легко и естественно в эти перемены вписался. Более того, стал их двигателем. В высшей школе существовали три градации высшего учебного заведения: это институт, выше – академия и еще выше – университет. Эти три уровня разтличаются масштабами проведения научных исследований в своих стенах. И соответственно тем, как эти исследования внедряются в учебный процесс. Институт пользуется научными разработками других учебных заведений, но не ведет своих прикладных и фундаментальных исследований. Академия, в отличие от института, должна вести прикладные исследования, а университет обязан вести и прикладные, и фундаментальные исследования.

Наш вуз в начале 90-х прошел путь от института, которым была Высшая профсоюзная школа культуры, к реальному университету. У нас только количество докторов наук и профессоров за 5 лет тогда увеличилось в 10 раз. Когда я начинал работу ректором в 1991 году, у нас было 12 докторов наук, а стало 120. Это, конечно, было сопряжено с ростом объема научных исследований.

Факультеты искусств во всем мире вписываются в университеты с большим трудом. Для них естествен упор на художественное творчество, а не на научные исследования. Но наш факультет искусств довольно-таки быстро пошел следом за остальными факультетами и включился в научную деятельность. Существенное количество молодых выпускников факультета стали поступать в аспирантуру, защищать кандидатские диссертации. Научные исследования на кафедре инициировал Юрий Иосифович Громов. Учебники, которые он готовил вместе с коллективом кафедры, носили серьезный научный характер, и личность самого Громова весьма тому способствовала. Юрий Иосифович был фундаментально образованным человеком. Мне как-то повезло поехать вместе с ним в группе туристов из нашего коллектива. Мы собрали группу профессуры, поехали в Венецию. Я вдруг обнаружил, что Громов – замечательный, потрясающий экскурсовод, намного лучший, чем те экскурсоводы, которые с нами там работали. Мы заходили в храм, оказывалось, что Громов знает обо всем, что там есть. Он знает все картины, рассказывает о художниках, архитекторах, скульпторах – абсолютно все ему было известно, к моему изумлению. С ним было невероятно интересно. Его огромная художественная эрудиция сказывалась на формировании облика кафедры. Мы были единомышленниками в понимании педагога-хореографа как специалиста, имеющего фундаментальное гуманитарное университетское образование. Студенты нашей кафедры хореографии, в отличие от многих других российских вузов, знали и знают, что если ты не сдашь историю, тебя отчислят, каким бы талантливым ты ни считался в своем непосредственном предмете. И, на мой взгляд, это очень важно для хорошей профессиональной подготовки актеров, хореографов, представителей любых других творческих специальностей.

Тот вклад, который сделал Юрий Иосифович Громов в отечественную педагогику хореографии, связан не только с его сугубо профессиональной подготовкой, его учебой на улице Зодчего Росси, но и с культурной атмосферой Ленинграда, в которой он рос. Атмосферу эту впитывали по-разному. Думаю, ему это удавалось лучше, чем многим другим.

Уже в преклонных годах, будучи народным артистом России, Юрий Иосифович поражал нас своим юношеским задором, особым чувством юмора. Он мог совершенно неожиданно вытащить ректора на сцену и заставить танцевать со студентками что-то невообразимое. И попробуй не сделать, потому что замысел его не будет реализован, так что некуда деваться .

Ну ладно, ректор танцует со студентками. Но я помню, как к нам приехал губернатор Яковлев. Он прошел по вузу, мы его неожиданно ввели в зал, где сидит масса народу, идет праздничный вечер… Ну надо же знать Громова! У него уже был готов номер в духе «капустника». Нам обоим нацепили фуражки сельских ребят, посадили на скамейку, дали в руки деревянные ложки. И тут сельские девахи (студентки создали такой образ) начинают вокруг отплясывать русские народные танцы. А мы с губернатором, обалдевшие, глядя друг на друга, начинаем стучать на деревянных ложках. Вот такой он был – Юрий Иосифович. Совершенно неожиданный. Где нужно – академичный, где нужно – способный к хореографической шутке.

Но самое главное в нем, еще раз подчеркну, это его педагогическое служение профессии. И вот сегодня кафедре будет присвоено имя народного артиста России Юрия Громова. Можно говорить, конечно, о том, что память о нем жива, что он с нами, что дело его продолжается. И это действительно так. Но мне лично очень не хватает Громова.

Я благодарен его коллегам по кафедре, по факультету, которые достойно продолжают его дело. Верю в то, что сидящие здесь студенты со временем сменят нас и тоже продолжат это дело. И это будет замечательно.

Дата публикации новости: . Автор: