«Избранные лекции Университета». С.А. Лебедев

С циклом лекций в СПбГУП выступил Сергей Александрович Лебедев, заведующий кафедрой философии Института переподготовки и повышения квалификации МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор. Темы лекций – «История философии и науки», «Наука и инновации». Выступления профессора Лебедева состоялись в рамках цикла «Избранные лекции Университета».

Представил гостя студентам, аспирантам и преподавателям Университета заместитель заведующего кафедрой философии и культурологии СПбГУП, кандидат исторических наук, доцент Евгений Александрович Кайсаров.

Сергей Александрович Лебедев родился 20 июня 1940 года в Свердловске. В 1967 году окончил МГУ им. М.В.Ломоносова, там же в 1971 году закончил аспирантуру. Работал преподавателем кафедры философии Московского физико-технического института до 1969 года. С 1971 по 1992 год - ассистент, старший преподаватель, доцент факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1992 — профессор кафедры философии и методологии науки естественных факультетов МГУ, с 1992 по 1995 — заведующий кафедрой социологии, экономики и организации науки ЦСГО МГУ. В  1995 году Сергей Александрович -  заведующий лабораторией организации и управления наукой Института государственного управления и социальных исследований МГУ. В настоящее время наш гость заведует кафедрой философии ИППК факультета дополнительного образования МГУ. Академик Международной академии информатизации.

В 1990 году С.А. Лебедев защитил докторскую диссертацию по теме «Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания». 

Работы профессора Лебедева посвящены четырем разделам философской науки: методологии науки, философским проблемам математики, взаимосвязи философии и науки, социологии науки. В области методологической науки на примере индукции С.а. Лебедевым показана логика развития этого метода познания от античности до наших дней, влияние когнитивного и социального контекста эпохи на изменение представлений о сущности и возможностях индуктивного метода, обосновывается необходимость различения в современной методологической науки двух принципиально различных видов «индукции»: традиционного ее понимания — индукции, (движения мысли от частного к общему) и современной — индукции (оценка степени частичной выводимости между двумя различными высказываниями или двумя системами высказываний любой природы). При этом обосновывается их несводимость друг к другу и одинаковая правомерность использования термина «индукция» в обоих случаях. 

В области философских проблем математики на примере эволюции геометрии профессором Лебедевым раскрыты основные закономерности развития математического знания, им показана взаимосвязь внутренних (собственно математических) и социокультурных факторов и, в частности, существенное влияние философии на развитие математики. В работах Сергея Александровича Лебедева исследован общий механизм и формы взаимосвязи философии и частно-научного знания. В качестве внутреннего  связующего звена филос. и науки выступает такое диалектическое, «кентавровое» по своей природе, когнитивное образование, как «философские основания науки» и «философские проблемы науки», составляющие специальный  предмет исследования такой области знания, как «философия науки». 

В 90-х годах исследования профессора Лебедева посвящены, в основном, проблемам социологической науки: роли консенсуса в научном познании, анализу состояния российской  науки в ходе проводимых в России социально-экономических реформ, изучению потенциала российской  науки и определению возможностей эффективного участия российских  ученых в международном научном сотрудничестве.

Сергей Александрович Лебедев является ответственным редактором и автором предисловия электронного издания учебного пособия «Социология науки. Хрестоматия». Среди основных трудов профессора Лебедева: «О природе научного познания», «Основные философские проблемы современного естествознания», «Индукция как метод научного познания», «Возможности и границы интерналистского и экстерналистского объяснения развития научного знания», «Механизм и форма взаимосвязи философского и конкретно-научного знания», «Кризис российской науки и пути выхода из него» и другие исследования.

Дата публикации новости:
Автор: