Давид Иосифович Фельдштейн

feld.jpg

Давид Фельдштейн – выдающийся педагог и психолог, яркий предствитель Московской психологической школы, активный организатор передовых фундаментальных исследований на стыке психологии и педагогики. Результаты его более чем шестидесятилетней научной деятельности обобщены в научных трудах и статьях, широко известный в России и за рубежом.

Давид Фельдштейн родился 30 ноября 1929 года в Воронеже. Получил образование на историческом факультете Душанбинского педагогического института. В 22 года стал директором общеобразовательной школы, объединившей три школы: мужскую, женскую и школу рабочей молодежи. В качестве руководителя Давид Иосифович заслужил уважение коллег. За время его руководства школа стала одним из лучших образовательных учреждений Таджикистана. Не случайно именно ему доверили возглавить уникальный по замыслу и масштабу работы комплекс — школу-интернат для детей в возрасте от рождения до 18 лет, за создание и организацию деятельности которой директор Фельдштейн был удостоен высокой награды — ордена Трудового Красного Знамени. Вскоре Д. И. Фельдштейн получил новое ответственное назначение: ему предстояло возглавить республиканскую специальную школу по перевоспитанию подростков - правонарушителей, опыт работы в которой послужил основой для его докторской диссертации

Давид Иосифович, занимаясь практической педагогикой, всегда опирался на научные основы. В 1963 году в Академии педагогических наук РСФСР он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Система общественно полезного труда воспитанников восьмилетней школы-интерната как средство нравственного воспитания детей и подростков», в 1969-м на психфаке МГУ им. М. В. Ломоносова — докторскую диссертацию на тему «Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте». В 1965 году Давид Иосифович пришел работать в высшую школу, где заведовал проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения Таджикского госуниверситета, а с 1970 года — кафедрой психологии и педагогики того же университета.

В 1974 году доктор психологических наук Фельдштейн был переведен на работу в Москву, где в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии возглавил лабораторию психического развития и воспитания. Он заведовал этой лабораторией вплоть до 1999 года. В 1999 году стал академиком-секретарем Отделения психологии и возрастной физиологии РАО; с апреля 2001 года и по настоящее время является вице-президентом РАО. Научные труды академика Фельдштейна открыли новые направления в области психолого-педагогической науки и образовательной деятельности и получили широкое во всем мире. Основное направление многолетних теоретических и опытно-экспериментальных исследований Д. И. Фельдштейна — психолого-педагогические проблемы развития детства, определение механизмов и характера процессов развития сознания, самосознания, личностного становления растущего ребенка. Д. И. Фельдштейн разработал типологию направленности личности, поновому интерпретировав ведущие мотивы растущего человека, раскрыв механизмы и характер их перестройки. Разработанные академиком Фельдштейном теория поуровневого социального развития личности и социально-нормативная периодизация детства, внедренные в виде специальных авторских разработок в педагогическую практику, в 1998 году были удостоены премии Президента Российской Федерации в области образования, а теория психологии взросления в 2006 году — премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Д. И. Фельдштейн — автор более 300 научных работ, в том числе 43 монографий. В своих трудах академик определял роль детства как психологический фактор, стимулирующий саму возможность появления нового мышления взрослого мира. Под руководством Давида Иосифовича и при его консультировании было подготовлено и защищено более 85 кандидатских и докторских диссертаций. За выдающийся вклад в науку академик Фельдштейн неоднократно удостаивался высоких правительственных наград, среди которых можно назвать: орден Трудового Красного Знамени (1960), медаль «За доблестный труд» (1970), медаль К. Д. Ушинского (1989), почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2000), орден Почета (2005). Фельдштейн — учредитель и главный редактор изданий: «Психологи Отечества» (в 70 т.); «Духовное единение» (в 25 т.); серии книг «Библиотечка школьного психолога и педагога-практика»; журнала «Мир психологии».

В 1988 года Давид Иосифович Фельдштейн стал почетным членом Американской психологической ассоциации и членом Координационного совета Международного общества исследования поведенческого развития. Также он был почетным профессором психфака МГУ им. М. В. Ломоносова.

Блестящий ученый, он внес огромный вклад в развитие возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности. Его научные идеи получили развития в трудах многочисленных учеников и последователей.