О Валерии Владимировиче Фокине

Валерий Владимирович Фокин родился 28 февраля 1946 года в Москве.

После окончания Щукинского училища при театре имени Евгения Вахтангова (курс Бориса Захавы и Марианны Тер-Захаровой), Валерий Фокин в 1970 году стал режиссером в Московском театре "Современник", где практически каждый его новый спектакль вызывал острый интерес зрителей и критики. Он обращался к произведениям Набокова, Вампилова, Розова, Олби и других мастеров отечественной и зарубежной драматургии.

Параллельно с работой в "Современнике" Валерий Владимирович ставил спектакли на других сценах Москвы: в Центральном детском театре, студии Табакова, театре "Сатирикон".

В 1985 году Фокин возглавил Московский театр имени Ермоловой. Первые же постановки молодого главного режиссера вывели театр в число популярнейших в столице. По замечанию критиков, уже первый и программный для Фокина спектакль "Говори…" означал для театральной Москвы поворот к новому театральному мышлению.

Объектом исследования художника тогда стала судьба страны, деградация власти. Спектакль, возвращавший зрителя в эпоху оттепели, стал символом времени. Его назвали визитной карточкой перестройки. По словам самого Валерия Владимировича: "Тогда мы все жили в ощущении, что говорим правду, что мы вышли из кухни и можем говорить вслух. Нам казалось, что всё завтра поменяется, потому что мы это говорим".

В 2003 году наступает важный для нашего города период в творчестве Фокина – он переезжает в Санкт-Петербург и становится художественным руководителем и директором Александринского театра, который к тому времени переживал системный кризис, не понимая, каким ему быть в эпоху новых социальных реалий. В этой обстановке Фокину удалось совершить, казалось бы, невозможное – ответить на вызовы времени, связав воедино академизм и авангардность.

Впервые это было сделано еще за год до прихода к руководству Александринским. Поставленный на его сцене "Ревизор" вызвал огромный общественный резонанс. Спектакль получил Высшую российскую национальную театральную премию "Золотая Маска" в номинации "Лучший спектакль", и Высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой Софит" в номинациях "Лучший спектакль" и "Лучшая мужская роль".

За "Ревизором" последовала целая серия блестящих творческих достижений: "Двойник" по Достоевскому, "Живой труп" по Льву Толстому, гоголевская "Женитьба". Этот спектакль получил Приз прессы имени Леонида Попова 18-го Международного фестиваля "Балтийский дом"; а так же премию "Золотая Маска" в номинациях "Лучшая работа режиссера" и "Лучшая сценография".

Заметный след в культурной жизни Петербурга оставили работы Валерия Фокина "Ксения. История любви", "Гамлет", спектакли "Ваш Гоголь" , "Литургия ZERO", "Невский проспект. Городские этюды", а также "Маскарад. Воспоминания будущего" на основе одноименной постановки Всеволода Мейерхольда 1917 года.

Имена Фокина и Мейерхольда давно связаны между собой в театральной жизни. С 1988 года Валерий Фокин – председатель Комиссии по творческому наследию Мейерхольда. С 1991 года и в течение последующих 20 лет он был художественным руководителем и генеральным директором Центра имени Мейерхольда, а с 2011 года является его президентом.

Отсылки к спектаклям мастера, а то и прямые цитаты из них, можно найти во многих работах Валерия Владимировича – "Ревизоре", "Двойнике", "Воспоминаниях будущего". И, надо сказать, обращается он к наследию Мейерхольда с большой любовью и почтением.

Еще до перехода в Александринский театр Валерий Фокин зарекомендовал себя как режиссер, находящийся в поиске театральной выразительности. Возможно, именно с этим и закономерен его интерес к творчеству Мейерхольда. Вместе с тем, уже давно проявилось и его понимание того, что без полноценной масштабной драматургии саморазвитие актерской индивидуальности бесперспективно.

Подлинный театр отражает реалии жизни. Это всегда требует обновления смысловых и эстетических ресурсов спектакля. Яркий, современный художник, Фокин не может не откликаться на новые боли и тревоги времени. Он стремится в своих постановках открыть те новые смыслы, особенно в классике, которые бы вступили в обратную связь со зрителем, когда происходящее на сцене узнаваемо, вызывает ассоциации, сопереживания, дает импульсы для размышлений. Как говорил Станиславский: "Чтобы с идеями уходили из театра". Отсюда можно проследить стремление Фокина в его постановках, особенно классических, приблизить героя к проблематике современного человека. Это проявилось в первых же сезонах Фокина в Александринском театре, когда он предоставил возможность греческому режиссеру Терзопулосу поставить трагедию Софокла "Эдип царь". Эдип предстал здесь не исключительной личностью, а человеком, на чьем месте может оказаться любой. Один из многих, но честнее и смелее большинства.

Как режиссер, Фокин понимает: театру необходимо обновлять свои выразительные средства, чтобы адекватно отражать современные идейные посылы. Сегодня эта проблема стоит более остро, чем прежде: необходимо привлекать в театр новые поколения, молодежь, которая охвачена тисками массовой культуры – зрелищной и бессодержательной. Но Валерий Владимирович не идет по пути современных квазиреформаторов с их "постановками–провокациями". Он стремится актуализировать содержание постановок высокой художественностью. К этому ещё в 70-х годах ХХ-го столетия призывал выдающийся театральный режиссер Георгий Товстоногов, определяя одну из важнейших проблем театрального мира, как "проблему содержательности зримого в театре".

Режиссура Фокина вызывает большой интерес за рубежом. Спектакли в его постановке идут на сценах США, Польши, Венгрии, Германии, Швейцарии, Японии, Франции. Это позволяет говорить о Валерии Владимировиче как об одном из лидеров современной мировой сцены.

Валерий Фокин известен и как педагог. В 1975-1979 годах он преподавал в ГИТИСе, в 1993-1994 годах – в Высшей Краковской театральной школе и Токийском театре "Тоэн". Вел мастер-класс на европейских режиссерских курсах в Испании, Швеции, Болгарии.

Немаловажна общественная деятельность Валерия Владимировича. В 2006 году он вошел в Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. В 2012 году стал Председателем Гильдии театральных режиссеров России и доверенным лицом Владимира Путина.

Валерий Фокин – Народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Польши, обладатель Государственной премии РСФСР имени Станиславского, трижды лауреат Государственной премии Российской Федерации. Он удостоен Российской национальной театральной премии имени Андрея Миронова в номинации "За служение русскому репертуарному театру", Международной "Премии имени Гоголя", а также высшей государственной награды Польши в области литературы и искусства – ордена "Глория Артис".

Валерий Владимирович награждён орденами "За заслуги перед Отечеством" III и IV степеней, а также Почётной грамотой Президента Российской Федерации.

Среди увлечений Валерия Владимировича – рисование. В детстве он учился в художественной школе. У него двое сыновей – Орест и Кирилл, и две внучки – Татьяна и Мария.