«Ораторское мастерство»

Репортаж подготовил студент 1 курса факультета культуры (направление подготовки «журналистика») Даниил Федоров.

Легко ли стать оратором? Не бояться «выйти на публику», громко, внятно и с выражением прочитать текст. Участники клуба ораторов уже знают – нелегко, но очень интересно.

Заместитель декана факультета искусств, доцент кафедры режиссуры и актерского искусства Светлана Николаевна Соколова начала занятие со слов, что сегодня будет практика. Все выдохнули.

«Правильно! С дыхания мы и начнем! Все встаем и начинаем «разминку ораторов»», - сказала она. Ребята образовали полукруг. Одним из первых упражнений у начинающих ораторов был набор воздуха в легкие и резкий его выдох, со звуком «ПФ». Звучит проще, чем, кажется.

««ПФ» - очень каверзный звук, - говорит преподаватель, - по факту, неподготовленный человек будет выдавать едва близкие звуки только к одной букве, а тут нужен объединенный звук».

Одним из самых забавных упражнений для всех были «Старая собачка» и «Молодая собачка». Догадаться в их сути не сложно. Нужно дыханием по-разному копировать выше упомянутых собак.

Следующее испытание не имеет названия. Нужно выдохнуть 24 раза, одновременно складывая ладошки в поднятых руках.

«24 – вам легко?! В идеале вы должны делать 96! Сможете пока 36?», - как бы с вызовом спрашивает педагог. Ребята принимают вызов, но, тем не менее, чувствуют ощутимую разницу между 24 и 36 выдохами. Все не так просто.

Потом наступает время чтения текстов. «Мы должны были подготовить к этому занятию чтение текста по ораторским нормам», - объяснила мне студентка 1 курса факультета культуры Наталья Кузнецова.

Первую же кандидатку на хорошего чтеца преподаватель тормозила раза четыре, пока она не прочитала отрывок «с интонационной запятой» по всем правилам ораторского мастерства, где было необходимо победить свой страх перед публичным выступлением и постоянно поддерживать с аудиторией зрительный контакт.

«Вы поймите, сейчас на нашей «учебной скамье» вам можно наделать ошибок, чтобы потом на практике их уже не повторять», - воодушевила ребят преподаватель.

Напоследок, «ленивые языки», как в шутку называла студентов Светлана Николаевна, получили домашнее задание - выучить к следующему занятию стихотворение из сборника «Камень» Осипа Мандельштама.

В заключении автор репортажа поговорил со слушателями курсов и узнал их впечатления от занятий:

Анна Григорьева, факультет культуры, 1 курс, журналистика

Говорят, что красивая, правильная речь - одно из самых главных преимуществ любого человека, и я с этим согласна. Выбранная мною специальность, журналистика, также требует ораторских навыков. Именно поэтому я решила пойти на курс ораторского мастерства.
Я не ожидала, что все будет не так просто. На первых порах, когда нас учили правильно дышать, приходилось очень тяжко: сильно уставала, от некоторых упражнений начинала кружиться голова. Спустя пару занятий я почувствовала прогресс и теперь занятия приносят мне только положительные эмоции.
На данном этапе мы уже умеем делать логический и мелодический разбор текста, знаем много интонационных правил, знакомы с разными методиками выполнения дыхательных упражнений. Жду не дождусь, когда мы полностью перейдём к практике.

Кристина Шлепина, факультет конфликтологии, 1 курс

Мне всегда хотелось научиться выступать на публике. Было желание начать ходить на курсы еще в своем городе, но там было очень дорого. Решила отложить свою цель на потом. Когда я узнала, что эти курсы есть в нашем Университете, очень обрадовалась. Сразу же побежала записываться. Успела научиться правильному дыханию, разборке текстов. Из практики у нас уже был анализ текстов.

Валерия Кузьмина, факультет культуры, 1 курс, лингвистика

Пошла на ораторские курсы, потому что решила, что пришло время поставить свою речь. С этим связана личная история. Перед тем, как поступить в Университет на лингвиста, я пробовала себя в режиссуре. Однако трудно руководить и организовывать работу команды, когда ты не умеешь говорить четко и внятно. Думаю, как раз именно это подвело меня при поступлении в театральный вуз.

Ксения Вышлова, факультет культуры, 1 курс, лингвистика

Есть у меня большое желание избавиться от слов паразитов, типа: «ну», «короче», «эта». Речь моя должна быть правильной и красивой. Чтобы с теми, с кем я говорю, меня не просто слышали, а слушали и понимали.