НИКАС САФРОНОВ:
В этих стенах формируется творческая элита России нового поколения

Как вам атмосфера в нашем университете? Понравилась ли Вам подготовка наших студентов, их реакция?

- Здесь - одна из самых лучших аудиторий! А выступать мне доводилось во многих университетах в Англии, во Франции, в Москве, естественно. Также я даю мастер-классы и провожу творческие вечера, причем за неплохие деньги! Но к Вам я приехал с чистым сердцем, просто потому что мне здесь нравится. Аудитория благодарная! Четкая! Неформальная! При том, что я отметил строгость, дисциплину в Университете. … Люди тянутся к знаниям, задают интересные вопросы. И лица очень обаятельные, красивые. Словом, Вы интересны мне как художнику и как собеседнику. Очень позитивно заряжены энергетически. Я получил огромное удовольствие.

Вы являетесь академиком академии художеств. А у вас есть своя живописная школа? Ученики? Какие качества (навыки) Вы считаете определяющими для учителя?

Есть известное выражение Станиславского «Преподавать можно только себя». Наверное, этим и занимается любой педагог. О себе, пожалуй, я достаточно рассказал на лекции. А Ваш Университет для меня начался со знакомства с Григорием Михайловичем Бирженюком, с которым мы участвовали в некоторых проектах. Он покорил меня эрудицией, знаниями, начитанностью. Когда он пригласил в СПбГУП прочитать вам лекцию, я, честно говоря, начал волноваться: стал готовить конспекты, которые, в конце концов, отложил. В итоге лекцию мы провели пополам с аудиторией в таком позитивно познавательном поиске, который, как я думаю, и является главным в любом преподавании.

Впрочем, у вуза есть отличный пример педагога и учителя! Здесь выступал Лихачев, он ваш Почетный доктор – это говорит о многом. Для меня Дмитрий Сергеевич - честь и совесть России. Его сотрудничество с вузом, его напутствия вам, являются особенно поучительными и объективно-оправданными.

Начинающих специалистов и тем более, студентов нередко критикуют. Как нужно правильно относиться к критике? Как воспринимать в свой адрес?

- По идее, нужно дать совет – не обращать внимания. Но нельзя не обращать внимания на то, что касается лично тебя. Как-то я общался с вашим Почетным доктором Мстиславом Растроповичем, и он мне сказал: «Вы знаете, Никас, одна газета написала обо мне, что я уже плохо играю. Я больше давать концертов в России не буду». И это великий музыкант! Что же говорить о начинающих? Думаю, не стоит верить всему, что говорят. Ориентируйтесь на мнение близких и, конечно, принимайте критику от людей, которые состоялись. Мне, например, важно, что скажут обо мне Станислав Говорухин или Николай Дроздов. Академик Лихачев для меня был крайне важен. Но верить всему, что пишут в интернете я не буду. Кстати, когда вы сами соберетесь кого-то покритиковать, вспомните себя и будьте объективными. Словом, если вас критикуют, нужно видеть в этом позитивные вещи, прислушиваться, но не принимать слишком близко к сердцу… В любом случае мы совершенствуемся благодаря труду и дружбе.

Как Вы считаете, ваша детская мечта ("стать как Леонардо да Винчи") осуществилась?

Цели у человека должны быть высокими. Когда мы ставим себе планку, она должна быть недостижимой. И только тогда человек чего-то достигнет в жизни. Мы должны ставить цели, ориентируясь на совершенных людей в этой области. Всегда нужно к чему-то стремиться и быть лучшим в выбранной профессии. Я стремлюсь.

Вы много работаете в других странах. При этом живете в России, и нам известна Ваша гражданская позиция, любовь к Родине. А в какой стране Вы могли бы жить, если бы можно было бы выбрать «вторую» страну?

Я пахарь: работаю, летаю, занимаюсь благотворительностью, зарабатываю деньги, делюсь, создаю новые направления в живописи. Я могу это делать, где угодно, но я люблю друзей, свою страну. К тому же сегодня в Москве, в Петербурге, в других городах России, где я часто бываю, появляются новые парки, музеи, и люди стоят в очереди на художественные выставки. Я недавно был в Париже и увидел, как там стало грязно. Бомжи, эмигранты, по тротуарам крысы бегают. Общий вид Парижа стал очень печален. Москва, например, на его фоне гораздо привлекательнее. Так что повторюсь: здесь, как и в искусстве, всё познается в сравнении. Конечно, люди искусства – люди мира, но Родину не выбирают.

Как вы считаете, каким образом в 21 веке, веке информационных технологий можно прививать молодым любовь к искусству?

Вы живете среди него. У Вас в вузе все завязано на Петербурге, т.е. есть на его культуре. Чувствуется, что здесь Вас учат люди одаренные, стремящиеся и хотящие что-то сделать в этом мире. И, разумеется, вы этому учитесь. Великая культура Города, ваши педагоги, ваша дружба – всё это будет идти за Вами всю жизнь и даст энергетические импульсы для будущей карьеры, любви и жизни. Я думаю, что СПбГУП - это один из лучших вузов России и, слава богу, что он есть в Петербурге, активно развивается. В его стенах уже формируется творческая элита России нового поколения. Здесь всё этому способствует, все, если можно так сказать, прививает вам любовь к прекрасному. Это восхищает! Я хочу пожелать удачи и вам, и вашим преподавателям! Ангел Хранитель во всех делах и начинаниях! Я очень надеюсь дружить с вузом, приезжать к вам чаще. Именно здесь начинается будущая Россия – страна, о которой мы мечтаем.

_______________________________________________________________________
Интервью подготовлено студентами факультета культуры направление подготовки «журналистика» Владимиром Пономаревым и Софией Терских (2 курс)