ПО ТУ СТОРОНУ ГРЕХА
Балет Б. Эйфмана
по роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»
на музыку Р. Вагнера, М.П. Мусоргского, С.В. Рахманинова
художник В. Окунев

Действующие лица и исполнители:

Алексей Карамазов

НИКОЛАЙ РАДЮШ

Лауреат премии «Золотой Софит»

ДМИТРИЙ ФИШЕР

 

Иван Карамазов

СЕРГЕЙ ВОЛОБУЕВ

ОЛЕГ МАРКОВ

 

Лауреат премии «Золотая Маска»

Лауреат премии «Золотой Софит»

Дмитрий Карамазов

ОЛЕГ ГАБЫШЕВ

ЮРИЙ КОВАЛЕВ

 

Лауреат Международных конкурсов

Лауреат премии «Золотая Маска»

Лауреат премии «Золотой Софит»

Грушенька

МАРИЯ АБАШОВА

Лауреат Международных конкурсов

Лауреат премии «Золотой Софит»

НИНА ЗМИЕВЕЦ

 

Федор Павлович Карамазов

ИГОРЬ ПОЛЯКОВ

АЛЕКСЕЙ ТУРКО

Труппа театра:

Мария Абашова. Любовь Андреева, Нина Змиевец, Анна Мендакевич, Наталья Поворознюк, Анастасия Ситникова

Сергей Волобуев, Олег Габышев, Олег Марков, Антон Пестехин, Николай Радюш, Алексей Турко, Дмитрий Фишер

Евгения Арутюнян, Алина Бакалова, Ярославна Брыкова, Валентина Васильева, Евгения Волобуева, Полина Горбунова, Яна Гордиенко, Полина Гутенко, Екатерина Жигалова, Анастасия Забережная, Диана Залевская, Софья Елистратова, Анна Карнаух, Александра Кузьмич, Екатерина Михеева, Айжан Мукатова, Анна Остапенко, Наталья Позднякова, Анжела Прохорова, Алина Свинтинская, Ирина Силантьева, Ирина Спиридовнова, Ольга Телюпа, Екатерина Трофимова, Ксения Ясковец

Сергей Бисеров, Анатолий Грудзинский, Василь Даутов, Кирилл Ефремов, Михаил Иванков, Александр Иванов, Артем Кузьмич, Влад Кузьмич, Антон Лабунскас, Дмитрий Лунев, Александр Мелькаев, Роман Нестеров, Артур Петров, Игорь Поляков, Дмитрий Савинов, Роман Соловьев, Даниил Старков, Рафал Тандек, Эльдар Янгиров, Викентий Ясковец


«Балет «По ту сторону греха» - попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом» борется».

БОРИС ЭЙФМАН


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Акт первый

Дмитрий, Иван и Алеша, несмотря на бездну различий, связаны друг с другом невидимыми нитями: их объединяет «смрадная, греховная» кровь отца, Федора Павловича Карамазова. Тщетны попытки инока Алеши развязать узел схлестнувшихся страстей. Он видит ожесточенное соперничество отца и Дмитрия из-за Грушеньки, бесконечные пьяные оргии Федора Павловича, готового всех опутать грехом сладострастия.

Череда скандалов сменяется редкими минутами умиротворения, во время которых сердца братьев наполняет пронзительный образ матери, но затем вражда разгорается с новой силой. Алеша не только не в состоянии помочь своим близким, он сам все больше обнаруживает в себе ненавистные черты "карамазовщины".

В драку отца и Дмитрия из-за Грушеньки вовлечена вся «семейка». Федор Павлович убит... В убийстве обвинен Дмитрий.

Акт второй

Иван и Алеша ведут бесконечный спор о сути бытия, о душе человеческой. Спор материализуется в образы сочиненной Иваном легенды о Великом Инквизиторе и Христе, вновь пришедшем на грешную землю. Что есть благо для людей – сытая рабская покорность, как утверждает Инквизитор Иван, или же свобода сердца и духа, которую отстаивает Христос-Алексей?

Грушенька, охваченная жертвенным порывом и полная стремления к очищению, приходит в тюрьму к Дмитрию. Невинно осужденный, он тяжело переживает разлуку с возлюбленной.

Муки совести терзают Ивана: он винит себя в желании убить отца. Реальное и фантастическое смешиваются в его сознании.

Иван и Алексей навещают Дмитрия. Здесь, в тюрьме, братья познают родственную близость.

Дмитрию снится венчание с Грушенькой, но не заключить ее в объятия – наступает безжалостное пробуждение.

Алексей не в силах видеть человеческие страдания, и, ведомый любовью к людям, выпускает узников «мертвого дома» на свободу. Опьяненная ощущением вседозволенности, толпа яростно все сокрушает на своем пути.

Страшен финал «семейки»: убит Федор Павлович, Дмитрий в заточении, Иван безумен, Алексей повинен в бесчисленных невинных жертвах... И все-таки, как бы ни пал грешный человек, у него есть возможность встать на путь искупления...

«Роман «Братья Карамазовы» - итог творческого пути Достоевского, вершина философских поисков титанического мятущегося ума. На протяжении двух десятилетий, наблюдая за ходом новейшей истории нашей страны, я не переставал убеждаться в вечной актуальности этого произведения, ставшего духовным завещанием писателя.

Расширяя возможности языка тела как средства познания внутреннего мира человека, мы представляем свое видение основных идей романа. Спектакль «По ту сторону греха» не только развивает традиции психологического балетного искусства, но и стремится выполнить другую, не менее сложную творческую задачу – создать пластический эквивалент гениально раскрытой Достоевским темы мучительного бремени разрушительных страстей, дурной порочной наследственности.

Балет «По ту сторону греха» - попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется». Принципиально отказавшись от переноса на балетную сцену ряда сюжетных линий романа, я сосредоточился на погружении в раздираемые противоречиями души главных героев.

В «Братьях Карамазовых» звучит важнейшая идея: если Бога нет, то «все дозволено». Современная эпоха могла бы быть исчерпывающе описана с помощью иных слов: «И Бог есть, и все равно все дозволено». Именно поэтому настало время вновь обратиться к вопросам, терзавшим Достоевского и его персонажей. Поиск путей к всеобщему счастью и цена такой гармонии, власть порока над человеком, природа подлинной веры – размышляя на эти темы, никто не вправе надеяться на постижение абсолютной истины. Но, затрагивая их, мы шаг за шагом приближаемся к обретению самих себя в несовершенном меняющемся мире».