Интервью с К.Ф.Затулиным

1. Почему именно теннис? Что именно Вас подтолкнуло к занятию этим видом спорта? Почему предпочли его другим?

2. В чём, по Вашему мнению, особенность тенниса как вида спорта? Какие люди (с какими качествами, целями, стремлениями),по Вашему мнению, им увлекаются?

3.Говорят, научиться играть в теннис - это нелёгкое, требующее упорства дело. А как было у Вас? Вы ощутили «тяготы» обучения игре или же Вы изначально способны к теннису?

4.Что может Вас особенно вдохновить на хорошую игру, придать сил?

5. Есть ли у Вас какие-то сложившиеся традиции, связанные с теннисом?

6.Является ли теннис для Вас неким способом выражения чувств, выплеском эмоций? Может ли он сам в какой-либо ситуации служить для Вас стимулом, вдохновением?

7. Если что-то неприятное для Вас, связанное с теннисом?

8.Какова роль тенниса в Вашей жизни? Можете ли Вы сказать, что занятие теннисом Вас как-то изменило? Если да, то в чём?

9. Можете ли назвать людей, с которыми Вам было особенно интересно выйти на корт?

В розовые детские времена, прошедшие у Черного моря в Сочи, я с теннисом как-то разминулся. У нас в школе культивировали баскетбол. Чтобы не сдавать нормы ГТО по лыжам, – я до сих пор горжусь тем, что никогда в жизни не надевал ни лыжи, ни коньки, – я в Университете вступил в секцию по борьбе самбо и через некоторое время даже стал чемпионом Московского университета в категории до 75 кг (во что теперь верится с трудом). Таким образом, и в годы учебы, аспирантуры и др. в теннис я продолжил не играть. В свое оправдание хочу сказать:

1). в поздние советские времена теннис еще продолжал считаться спортом буржуев, шпионов и дипломатов;

2). я не подозревал о пристрастиях Владимира Путина к борьбе, как, впрочем, о его существовании вообще (поэтому мое увлечение борьбой – не предмет подхалимажа).

Играть в теннис начал в 90-е годы, наездами в родной Сочи, с тренером Толиком в санатории «Русь» (бывший им. Ленина). Просто на каком-то этапе понял, что спасаться от веса, заставляя себя бегать по утрам или вечерам, – довольно скучное занятие (сейчас я так не думаю). А вот бегать за мячом, на виду у соперника – никуда не денешься. Потом, с первыми маленькими успехами, пришел вкус к самой игре.

Точно помню, что первый раз принял участие в большом любительском турнире «Большая Шляпа» в Сочи, на все тех же кортах санатория «Русь» летом 1994 года, под пристальным взглядом сидевшего на трибуне Бориса Ельцина. Я уже был депутатом, председателем Комитета Госдумы по делам СНГ, и мне в напарники дали Ярослава Калагурского, бывшего мэра Юрмалы и последнего президента Федерации тенниса СССР. До сих пор ему сочувствую – ведь то, что я делал на корте, назвать игрой было трудно. Ну, а дальше – пошло, поехало.

Много раз участвовал в любительских теннисных турнирах, как правило, в парном разряде. Стал членом Правления легендарной «Большой Шляпы», которую стараюсь не пропускать. Несколько раз выигрывал ее – в паре то с Алхасом Сангулия, моим земляком из Абхазии, директором Московского речного порта, то с Сергеем Залётиным, летчиком-космонавтом, Героем России.

Были и другие турниры: матчевые встречи «Петербург – Москва», турниры памяти Артема Боровика и Владимира Гусева, международные встречи с любителями из Аргентины, Австрии и др. в ходе игр Кубка Дэвиса и Кубка Федерации, участие в ежегодных чемпионатах Европы по теннису среди парламентариев (был капитаном второй сборной). И даже турнир в Италии, средства от которого пошли на лечение больных СПИДом детей в Мозамбике.

На партнеров по игре – противников и соратников – за эти годы никак не могу пожаловаться – достойные все, а именитые очень многие. Играл даже с Евгением Кафельниковым против Марата Сафина и принца Хуана де Бурбона. Проиграли. Тем не менее, в 2009 году Федерация тенниса России наградила меня «Русским кубком» в номинации «Посол Доброй теннисной воли».

В конце концов, решил сам организовывать турниры – на радость себе и своим друзьям. С 2001 года провожу в конце сентября ежегодный турнир «Большая Абхазская шляпа» на кортах принца Ольденбургского в Гагре. Девиз турнира: «Две страны – один народ». Мы провели уже 11 турниров, пропустив только 2004 год – из-за трагедии в Беслане. С 2011 года турнир стал мемориальным – он носит имя Сергея Багапша, второго президента Республики Абхазия, умершего в том году.

С 2006 года мой Институт стран СНГ является организатором «Большой Бескозырки» – ежегодного теннисного турнира, проводимого в июле, накануне Дня Военно-морского флота России, в городе-герое Севастополе. Официальный девиз: «Затем, чтоб вдали От Крымской земли О ней мы забыть не могли!». Из 7 прошедших турниров сам я смог принять участие только в 4 – в 2006, 2008 и 2009 гг. въезд на Украину мне был запрещен. Когда, с приходом Виктора Януковича в 2010 г. с меня и Юрия Лужкова сняли вздорные обвинения, Русская община Крыма приветствовала мое возвращение в Севастополь плакатом «В прорыв идут штрафные батальоны».

Наконец, в прошлом году мы организовали еще два турнира – «Ракетку Байконура» в апреле, на космодроме, вместе с Теннисным клубом космонавтов им. Ю. Гагарина и «Теннисный Ковчег» в октябре, в Ереване. Первый под лозунгом «Per aspera ad astra», второй – «Россия и Армения: две Родины».

Все вместе эти четыре турнира теперь составляют «Большую Шляпу Константина Затулина» – наш ответ четверке «Большого Шлема» профессионалов.

С удовольствием, уже не первый год участвую в турнире «Университетский дуэт». Это – принципиально, особенно теперь, когда во Франции с Англией признали однополые браки.