ВСТРЕЧА
А. С. Запесоцкого с представителями студенческого профкома
25 февраля 2014 года
Зал заседаний Ученого совета

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Добрый день! Хочу сказать, что для администрации и студентов Университета работа профсоюзного комитета — дело очень важное, потому что вуз включает не только административные структуры, не только определенную, как теперь говорят, властную вертикаль, но и социальную, общественную жизнь. Университет — это модель общества. И в ней должны быть сильные самоуправляемые организации, работающие и формально, и неформально. Вообще профком — это формальная организация: вас избрали и наделили определенными полномочиями.

В нашей стране действует законодательство о профсоюзах. В принципе студенческий профком должен защищать права студентов и помогать им решать проблемы. Означает ли это, что профком — это враждебная администрации организация? Если вы посмотрите на то, что пытаются насаждать наши «свободные» средства массовой информации, то вроде бы профсоюзы и административная власть — это вечные враги. Но на самом деле при правильном построении работы это партнеры, союзники.

Может ли ректор увидеть проблемы каждого студента (и индивидуальные, и массовые)? Нет, не может. У меня есть университетские службы, которые иногда они активно работают и решают проблемы студентов, иногда чего-то не видят и скрывают свои недостатки. Для того чтобы быть ближе к проблемам студентов, чтобы ребята могли мне все высказать, два раза в год я организую встречи в Большом театральном зале. Но этого явно недостаточно. Поэтому профсоюзы должны реально выявлять существующие проблемы и информировать администрацию. И я, как ректор, только приветствую серьезное изучение с вашей стороны проблем, которые возникают у студентов.

Я считаю, что у нас хороший вуз и мы очень много делаем для студентов. И хороший студент, который поступил в наш Университет, чтобы заниматься делом, развивать себя, свою личность, может получить столько, сколько практически ни в одном другом университете страны получить не сможет. Но это сложилось не само собой, а в результате почти 25-летней работы. 25 лет назад у нас было огромное количество проблем и недостатков. Когда я приходил на такие встречи в Театральный зал, меня ребята «заваливали» проблемами (высказывалось более 50, иногда 80–90 пожеланий административно-хозяйственного характера). Сейчас пожеланий очень мало.

Но из этого не вытекает, что все идеально. Во-первых, надо делать так, чтобы не было хуже, — это программа минимум. Во-вторых, надо дальше все это совершенствовать. И в этом случае контакты с профкомом, опора на вас для меня очень важны в работе. Конечно, многие проблемы могут решаться и без ректора, например работа комиссии по контролю за качеством питания. У нас хорошая столовая. Означает ли это, что не надо контролировать? Конечно, надо. Необходимо ее сравнивать со столовыми других вузов, информировать администрацию, корректно, уважительно работать с сотрудниками Университета, директором столовой, изучать, что происходит в других вузах. Может быть, там используются удобные новшества, предлагать, сравнивать, изучать опыт и т. д.

В общежитии есть проблемы? Есть. Надо помогать Анне Геннадьевне Бушуевой. Если кто-то из сотрудников вас не понимает, председатель профкома должен прийти и проинформировать меня.

Чрезвычайно серьезные вопросы — учебные. Старосты «замыкаются» на деканаты, и деканаты иногда «глушат» реальные проблемы. Я знаю заведующих кафедрами, которые говорят: «Пусть у меня кто-то только пожалуется!» Я с этим борюсь. Но тем не менее преподаватели неидеальны. Раз в год проводится кадровая комиссия, на заседании которой обязательно должен присутствовать представитель студенческого профкома. Мы проводим анкетирование студентов о работе преподавателей, но этого недостаточно. Поэтому мы по каждому преподавателю проводим кадровую комиссию.

Меня всегда интересует мнение студентов (только тех, кто учится на «4» и «5») о том, что они думают об учебном процессе. Учебный процесс в нашем вузе прекрасно организован, но тем не менее есть недостатки. Например, по каждой специальности отмечается повторяемость курсов, когда студентам прочли лекции на II курсе, затем другой преподаватель читает частично то же самое на III курсе, а потом приходит третий человек и на IV курсе читает те же лекции. Кафедры не всегда на это реагируют, а у профкома должен быть сильный учебный сектор. Я назвал одну учебную проблему, на самом деле вы сможете назвать еще двадцать.

Мне не нравится, как мы составляем расписание, мы плохо справляемся с этой задачей. У нас существуют серьезные проблемы с практикой, над этим надо работать. Значит, в профкоме должен быть сектор, который занимается учебной работой, и сектор, отвечающий за бытовые условия, нужно разделить полномочия. Общежитием тоже надо заниматься. Есть финансовая, социально-бытовая, учебная, культурно-массовая, информационная, правовая составляющие. Конечно, учебной работой надо заниматься серьезно, и ректорат должен знать позицию профкома по этому вопросу.

Я считаю, что не должен соглашаться с вами по каждому вопросу, но обязан, заинтересован получить от вас информацию, ознакомиться с вашим мнением, рассмотреть его, проанализировать ваши вопросы и сказать: «Я считаю, что вы правы, я и Университет будем исправлять, работать над этим». Или: «Давайте вместе работать». Или: «Ребята, я считаю, что это неправильно, администрация по этому вопросу с вами не согласна». Это нормальный диалог ректора и администрации с профсоюзной организацией.

Я считаю чрезвычайно важной культурно-массовую работу. К огромному сожалению, Университет ее проваливает. В этом году тьюторы с нею не справились, я в целом отрицательно оцениваю результаты работы тьюторов. Есть несколько очень хороших тьюторов, но в целом мы не справились с оказанием помощи первокурсникам. К сожалению, также не справились с работой студенческого клуба, сегодня у нас нет сильного студенческого клуба. В результате много хороших ребят целые дни проводят в Интернете, социальных сетях или лежат на койках.

Наш Университет ежегодно проводит конкурс «Высший бал/л, или Ум + Красота = Студент». Приходят очаровательные девушки, и мы надеемся, что в дальнейшем они станут эталоном учебы и внешнего вида. Но потом администрация с удивлением замечает, что какая-нибудь из этих девушек за год поправилась на 10 кг и становится похожа на пожилую женщину, а та очаровательная девушка, которая пришла к нам на I курс, исчезает. «Что случилось?» — «Я лежала целый год на койке в общежитии и никуда не ходила». Разве молодой человек за этим приехал в Петербург, чтобы пролежать на кровати в общежитии? Оставался бы в своем милом городке, где он родился, и там ему было бы удобнее. Спрашиваешь у лучших студентов: «Сколько раз ты был в театре?» Оказывается, за 7–8 месяцев один раз, а то и вовсе не был. «В каких музеях был?» — «Не был». «Зачем у нас в Доме студентов консьерж?» — «Я не знаю». За что Университет платит зарплату консьержу, какие у него функции? Консьерж должен помочь достать билеты в театр, найти дорогу в музей, выдать студенту карту Петербурга и т.д.

Лариса Алексеевна, я с большим интересом посмотрел бы книгу услуг консьержа, с чем ребята ежедневно к нему обращаются и чем консьерж им помогает.

Профком должен в этом разбираться, понимать, что происходит в вузе. Почему у нас, например, нет заказов от Университета на театральные спектакли? Почему профком не вмешивается в политику проведения мероприятий нашего Большого театрального зала? Я постоянно слышу, что мы, дескать, загоняем ребят чуть ли не насильно на мероприятия, они покупают билеты, но не ходят. А где позиция профкома? Какие спектакли мы можем сюда привезти? Наверное, культурно-массовая комиссия должна в этом ориентироваться. Кроме того, если не сможете сориентироваться, у нас на кафедре искусствоведения есть потрясающие искусствоведы. Они расскажут, в какие театры стоит ходить, на какие спектакли. Возможно, ректорат на 50 % может дотировать поход в театр, снять зал. Например, в Театре Европы у Льва Додина небольшой зал, и администрация всегда пойдет нам навстречу, Додин — почетный доктор СПбГУП. Можно пригласить сюда Эйфмана со спектаклем.

Университетские службы проводят политику, которую я как ректор критикую, деканаты критикуют, а также студенты. А где профком? Это серьезные вещи. Открывается новая выставка, пожалуйста, покупайте билеты, организуйте поход. У нас вроде бы составлен большой план культмассовых мероприятий. Например, сбор у такого-то метро, преподаватель Сидоров. У меня возникает простейший вопрос: если студент, который не знает Сидорова, хочет пойти на мероприятие (план публикуется у нас на сайте), как он его найдет у метро? Он его ни разу не видел. Наверное, должны быть телефоны, возможность связи и т. д.

Когда мне было 19 лет, я работал заместителем председателя студенческого профкома по культурно-массовой работе в организации, в которой было примерно в четыре раза больше студентов, чем у нас. И мы все делали сами. Нам администрация только слегка помогала. Мы сами разрабатывали билеты на все университетские вечера, делали потрясающее художественное оформление: брали листы ватмана, краски, кисточки. У нас художники сами рисовали и завешивали вуз огромными полотнами. Мы проводили молодежные музыкальные вечера (тогда дискотек не было), приглашали рок-группы. Мы делали то, что было интересно студентам. Администрация говорила: «Ребята, это хорошее дело, пожалуйста. Мы с удовольствием вам поможем».

Есть серьезные проблемы, в решении которых надо помогать нашим студентам. Например, летняя работа. Какое отношение к этому имеет профком? Никакого. Но при профкоме мог бы работать сектор, подразделение, бюро, которое занималось бы на серьезном уровне вопросами организации летней работы. Мы предоставляем вам трехмесячные каникулы не для того, чтобы вы на пляже лежали или в деревне коров доили. Но у нас студенты все время говорят, что им денег на жизнь не хватает. Молодые энергичные люди за три месяца могли бы заработать на следующий год обучения. Если обучение оплачивают родители, то на общежитие или хорошую одежду, на книги, походы в театры. Кто будет заниматься организацией летней работы студентов? Профком стоит в стороне от этого дела, но это неправильно.

Есть целый ряд серьезных вопросов. Я не буду создавать здесь административные подразделения и брать на себя, например, вопросы летнего трудоустройства наших студентов. В мою бытность студентом мы занимались этим сами, причем очень серьезно работали, заключали договоры. У нас был студенческий штаб. Я как ректор могу поддержать, это дело административно, но работать за студентов я не буду.

Вернусь к вопросу о культмассовой работе. Одна студентка написала мне: «Александр Сергеевич, почему Университет не организует экскурсии в Финляндию?» Потому что этим должен заниматься профком. Администрация может поддержать. Директору студенческого клуба профком должен сказать: «Помогите нам заказать автобус, оформить договор. Но вы должны сказать, что конкретно нужно. Вы должны определить цены, которые вам годятся, должны найти в городе фирму, которая вас обеспечит. Мы ее, конечно, проверим, заключим с этой фирмой договор, но вы должны собрать деньги и поехать. Я могу как ректор частично это дотировать, особенно если в этом будут принимать участие студенты-отличники, лучшие в учебе общественники.

А почему Университет не организует поездки в Псков? Почему не организует поездки в Новгород, например? Почему не организует выезды на турбазы на выходные? Почему этого всего нет? Я вам скажу, что это не ректорская работа. Мое дело поддержать. Например, дать юридическому отделу Университета задание проработать договор и от имени Университета его подписать, потому что тут нужны специальные юридические знания. Нужна определенная мощь юридического лица.

Большая часть студенческой жизни пущена на самотек. Я, конечно, не жду, что вы все это сделаете за 5 минут. Для того чтобы эти вещи делать, нужно набираться опыта, нужна, конечно, практика такой работы. И я вам скажу, что для вас лично такая практика является чрезвычайно важным делом, полезным для вашего саморазвития и дальнейшего продвижения карьеры. К примеру, я в 16 лет стал заместителем председателя вузовского спортклуба. Это была серьезная работа. В 19 стал заместителем председателя профкома, в 26 лет работал в отделе науки обкома комсомола. Эта школа общественной работы дала мне возможность стать, скажу без лишней скромности, в общем неплохим администратором. Когда в разных сферах жизни у меня возникают вопросы, я имею очень хорошую школу их решения. Когда я был, например, директором подросткового лагеря, я изучал на специальных курсах, как работает медпункт, как должна работать столовая, как должна быть организована охрана, как должна быть поставлена воспитательная работа и т. д., и т. п. В комсомоле я овладел навыками оргработы.

Кстати, я не вижу у вас организационного отдела, только финансово-организационный. Значит, очень серьезный участок работает неэффективно. В профсоюзном комитете должна вестись работа с первичными организациями, должны быть профорги факультетов, курсов. Они в какой-то степени будут дублировать вашу работу, но на более локальном уровне. То есть вы не можете отправить всех студентов в театр несколько раз, но вы можете, например, вместе с администрацией организовать поход один-два раза в месяц за пределы вуза. А что происходит на факультетах, в студенческих группах? Они ведь могут самостоятельно посещать театры, студенческая группа это тоже может делать, к примеру, один-два раза в месяц. Силами группы, профорги тоже должны чем-то заниматься, а не просто деньги собирать. То есть примерно по всем этим направлениям работы вы должны со студентами вуза работать через свою профсоюзную вертикаль, через организационную структуру. Это очень серьезные вещи и хороший опыт работы.

Информационная работа, здесь тоже есть свои задачи. Я не анализировал ваш план подробно, времени не было. Еще раз повторю, я не жду, что вы все сделаете быстро, должна вестись кадровая работа. То есть вы должны подмечать ребят, которые на факультетском, групповом уровне активны. Проводить их обучение — это входит в ваши обязанности. Обучение профсоюзной работе, куда обычно входит и оргработа. Надо заниматься выдвижением кадров.

Посмотрите, какая ситуация у нас сейчас сложилась. Вообще-то, мы все время считали, что у нас очень неплохая профсоюзная организация. Но вдруг исчезла преемственность. Например, приходит ко мне симпатичный человек и говорит: «Я хочу поработать на благо вуза». Мне, как ректору, это приятно. Но в то же время возникает вопрос, где определенная преемственность? Потому что, если вы такой активный симпатичный человек, то я должен вашим предшественникам предъявить претензию — почему они вас раньше не привлекли, почему не провели через разные ступеньки, не сделали широко известным, опытным профсоюзным работником? Потому что необходимо время, чтобы приобрести опыт.

Я учился в Институте точной механики и оптики, там руководителей студенческих низовых организаций, например профорга курса или секретаря комсомольской организации, искали еще на подготовительном отделении. Там можно было найти ребят, которые пришли из армии, они были постарше других, что-то в жизни уже повидали. И они уже были мотивированы на учебу, на карьерный рост. Уже на подготовительном отделении были профсоюзная и комсомольская структуры. И они могли порекомендовать кого-либо. А затем смотрели, как они работают. Если справляются, выдвигали на факультетский уровень, дальше — на общевузовский уровень, а потом у всех складывалась весьма успешная карьера. Они быстро становились руководителями предприятий.

Вам нужно самим набраться опыта, и мы будем стараться вам помочь. Но, к сожалению, мои возможности, возможности Ларисы Алексеевны по времени очень ограничены. Считаю, что раз в три месяца полчаса уделить профкому в таком составе я в состоянии, но не больше. Лариса Алексеевна, вероятно, почаще может, но самый главный источник знаний — опыт других профсоюзных организаций города.

Наша профсоюзная организация входит в профсоюз работников культуры, исторически так сложилось, не вижу в этом ничего плохого, но в нашем профсоюзе практически нет организаций, аналогичных нашей. Может быть, в Институте культуры есть. Я не верю, что в городе нет сильных студенческих организаций в вузах. Как правило, если сильная организация, если председатель профкома долго работает, если есть преемственность, то у профкома имеется перспективный и календарный план, они должны быть обязательно. Это оргработа. Также должно быть четкое распределение обязанностей. У каждого руководителя направления должна быть своя комиссия, свой актив. У каждой комиссии должны быть перспективные календарные планы работы, должны вестись протоколы, что тоже очень важно. Как не огорчительно, но все начинается с бумаг, с планирования. Хорошо бы, чтобы в ваших комиссиях были ребята с разных курсов. Когда взрослеете, становитесь постарше, то надо обязательно подтягивать молодежь, она должна видеть все, что делается.

Думаю, было бы очень неплохо, если бы мы находили какие-то формы учебы профсоюзного актива в городе. Не надо забывать и об обмене опытом, куда можно отнести проведение семинаров. Университет по заказу профкома вполне в состоянии провести выездной семинар нашего профсоюзного актива. Можно выбрать время, когда это будет не в ущерб учебному процессу, собрать 30–40 человек нашего профактива, вывести на 2–3 дня на базу отдыха, чтобы люди могли обменяться опытом. Это очень серьезное дело. За этим стоят социальные технологии. Понимаете, технологии работы с другими людьми — это, пожалуй, очень интересная вещь, которая могла бы быть для вас хорошим дополнением к той профессии, которую вы здесь получаете, независимо от специальности — юрист, журналист, пиарщик, экономист или менеджер.

Далее, я считаю, что в новый учебный год профком должен входить со своим тщательно отработанным планом на следующий год. То, что мы сейчас имеем, — чрезвычайно огорчительно и досадно. У профкома в течение нескольких месяцев не было никаких планов работы. Люди, которые, в общем, хотят что-то сделать полезное, два месяца думали, какой план работы составить. Это вообще-то катастрофа. Все должно делаться планомерно и заранее. Профком должен понимать, что Университет — это организация, которая работает в плановом режиме, что мероприятия планируются заранее, мы распределяем ресурсы. К огромному сожалению, мероприятия в основном делаются силами администрации Университета, а не профсоюзного комитета, поэтому мы должны это как-то заранее спланировать. Если появляются какие-то инициативы, то их желательно обсуждать заранее, чтобы мы могли включить в планы. Если у вас есть какие-то интересные предложения, обратитесь к администрации. Мы с удовольствием на следующий год включим. Но, еще раз повторю, делать это надо заранее. Это, во-первых.

Во-вторых, в ноябре 2013 года прошли перевыборы в профком, я уже два месяца не могу получить от моего коллеги из ректората Дмитрия Кимовича план работы. Где же ваша помощь в оптимизации учебной работы, в быту? Согласен, я вам должен помогать, но пусть они мне тоже в чем-то помогут. Единственное, что я получил за 3 месяца, — предложение провести маскарад. Ну, наверное, хороший праздник, хотя и не вполне укладывающийся в наши традиции. Ребята, это несерьезно вообще-то. Мы должны вместе формировать определенный климат, который будет нам всем на пользу, и все вместе должны заниматься делом. Я надеюсь, вы понимаете, что я не против карнавала. Еще раз вам скажу, что мы не ждем от вас просто громадных сдвигов немедленных, давайте спокойно, планомерно работать, чтобы хотя бы с 1 сентября это пошло на достаточно приличном уровне. Если есть вопросы, пожалуйста.

Л. А. ПАСЕШНИКОВА: — Пока вы думаете, Александр Сергеевич, слева от Вас — Илона Игоревна Алексеенко, председатель профкома, III курс, факультет конфликтологии, а рядом заместители — Константин Александрович и Евгений Алексеевич.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Замечательно! Что я вам еще хотел сказать? Очень важно, чтобы вы были дружными, и мне бы очень хотелось поддерживать профсоюзный актив, который останется в Университете в аспирантуре. Помню, как я в 19 лет летал на Всесоюзный съезд председателей студенческого профкома, из Петербурга вылетал в Ульяновск целый самолет, я там был один 19-летний, остальные были взрослые, солидные мужики, которые вышли из студенческих лидеров, но потом оставались в аспирантуре. Поэтому давайте будем рассчитывать на определенные перспективы, я бы очень приветствовал то, что раньше называлось освобожденной профсоюзной работой.

Итак, вопросы не созрели? Если созреют, пожалуйста, в любом виде, можете через зеленый ящичек, орготдел, через сайт, обращайтесь прямо от профкома, я обязательно отвечу.

Л. А. ПАСЕШНИКОВА: — Александр Сергеевич, я от имени ребят хочу поблагодарить Вас за этот важный разговор, за расстановку акцентов.

А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Спасибо, успехов вам.