Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Секция 5. Информационные вызовы ХХI века и свобода СМИ

Цель секции – осмыслить и обсудить диалектику проявления различных аспектов взаимовлияния феноменов «свобода слова» и «социальная ответственность СМИ», тенденции развития демократических прав и свобод различных субъектов социального действия, проблем контроля и регулирования деятельности СМИ в контексте информационных вызовов XXI века.

Проблемное поле секции:
Стержнем и одним из определяющих факторов развития человечества в XXI веке становятся информация и, соответственно, информационные технологии. Прогресс в области информационных технологий радикально изменил политику, экономику и социальную жизнь планеты. Позитивный эффект этих перемен очевиден. Однако развитие коммуникаций, в т.ч. и СМИ привнесли в жизнь угрозы, связанные с информационно-технологическим прогрессом, такие как информационный терроризм, вмешательство в частную жизнь, манипулирование общественным мнением, информационный криминал, использование информационных технологий в военных целях и др.

В этих условиях по иному встает вопрос об ответственности СМИ в реализации свободы слова. Свобода слова относится к числу ведущих завоеваний культуры, является одной из фундаментальных ценностей цивилизации, неотъемлемым атрибутом любого демократического общества. Не случайно правовые нормы, гарантирующие свободу слова, включены в Конституции большинства развитых стран мира и находят свое развитие в системе профильных правовых актов, регулирующих деятельность СМИ и других субъектов информационно-коммуникативного процесса.

С развитием новых информационных технологий (сначала газеты, затем – радио, телевидение, Интернет), усилением глобальных информационных потоков, СМИ стали эффективным инструментом влияния на общество, формирования у населения ценностных ориентаций, политических, идеологических, экономических, правовых и др. установок, поведенческих стереотипов и моделей жизненного мироустройства. Масс-медиа превратились в эффективную социальную технологию программирования, обеспечивающую конструирование социальной реальности и социальной идентичности. СМИ являются эффективным средством выражения социальных интересов и способны в условиях глобализационных процессов выступать в качестве инструмента их реализации.

В то же время, отсутствие в транзитивном обществе единой культурно-идеологической основы и иерархии ценностей может привести к тому, что СМИ становятся источником фрагментации социокультурного пространства, стихийного (а порой и целенаправленного) роста деструктивности в обществе. Свобода слова, как это показывает исторический опыт, в т.ч. события последнего года в Европе, подвергается испытаниям злоупотреблениями, что приводит к различным конфликтам между социальными группами, между самими СМИ, между системой государственного управления и СМИ и т.п.

Развитие современных информационных технологий открыло широкие возможности для граждан доносить свою точку зрения до аудитории, неограниченной в количественном, географическом, социальном отношениях, и это порождает новые проблемы пользования правами и свободами.

Примерные вопросы для обсуждения:
СМИ в меняющемся мире. Роль СМИ в формировании картины мира и культуры общества. СМИ и виртуализация жизни общества, проблемы формирования массового сознания. СМИ и формирование общества потребления. Социальная ответственность СМИ. Корпоративная этика и практика современной журналистики. Общественная идеология и социальные коммуникации. Общественные проблемы в зеркале журналистики. Свобода слова в политической культуре Запада и России. Медиапространство Евразийского союза: стратегии развития. Культура понимания и культура ответственности как профессиональное кредо журналиста. Медиадискурс в ситуации глобальных и региональных конфликтов.

СМИ как медиатор общественного диалога: проблемы ответственности. Полемические формы журналистики и проблемы толерантности. Медиапространство как сфера общественного диалога. Этика и право как регуляторы современной журналистики. Диалог «СМИ – общество − власть» как источник социального капитала. Массмедиа как фактор межкультурного взаимодействия. Культура и СМИ в общественной дискуссии о глобальных вызовах и национальных интересах России.

Рейтинг@Mail.ru