Кафедра социальной психологии
О кафедре
Кафедра социальной психологии была образована в 1992 г., в течение 12 лет ее возглавлял выдающийся ученый профессор Парыгин Борис Дмитриевич.
В 2011 году кафедра социальной психологии была объединена с кафедрой социальной работы, благодаря чему научный и творческий потенциал кафедры существенно возрос.
Кафедра является выпускающей по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры Психология и Социальная работа.
Психология и Социальная работа – это уникальные специальности, входящие в пятерку самых востребованных и престижных профессий во всем цивилизованном мире. Эти специальности для тех, кто энергичен, имеет стремление, желание и способность работать с людьми. По прогнозам специалистов-аналитиков, в ближайшие десять лет на рынке труда эти специалисты будут наиболее востребованы.
Направление подготовки: психология
Формы обучения
- очная
- заочная
«Информация для абитуриентов»:
Бакалавриат:
Направление подготовки: психология
Очная форма обучения
Срок обучения: 4 года
Вступительные испытания:
- Русский язык
- Биология
- Математика
Прием документов
На очную форму обучения:
• для абитуриентов, поступающих по результатам ЕГЭ, — до 26 июля
• для абитуриентов, сдающих вступительные экзамены в университете, — до 10 июля.
Магистратура:
Направления подготовки: психология, социальная работа.
Профили подготовки:
- Социальная психология
- Теория и практика социальной работы по предупреждению и разрешению конфликтов в социальной сфере
Очная и заочная формы обучения
Срок обучения:
Очная — 2 года
Заочная — 2 года 6 месяцев
Вступительные испытания:
• Собеседование
Прием документов
- на очную форму обучения — до 10 августа
- на заочную форму обучения — круглогодично
Заведующий кафедрой
Мария Валерьевна Созинова – и.о. заведующего кафедрой социальной психологии, доцент, кандидат педагогических наук. Сфера научных интересов: проблемы становления имиджа специалиста социальной работы; технологии социальной работы; социально-психологические основы формирования гендерных стереотипов молодежи. Читаемые дисциплины: Социальная экология, Технологии социальной работы, Социальная работа с семьей, Теория креативности и социальная инноватика, Социальное проектирование и моделирование в социальной работе, Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшихся насилию. Автор более 60 научных публикаций. |
Руководство кафедры
Татьяна Ильинична Короткина – заместитель заведующего кафедрой по учебной работе, доцент, кандидат психологических наук. Окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова (СПбГУ), специализация «социальная психология» (1978 г.). Высококвалифицированный специалист в области социальной психологии, активных методов обучения и организации учебного процесса. Автор более 70 научных и учебно-методических работ. Сфера научных интересов: психология общения; психология конфликта; структура и динамика малой группы; социальная психология личности; механизмы психологической защиты личности; профессиональное выгорание; социально-психологический тренинг как активный метод обучения. Читаемые дисциплины: Социальная психология, Психология общения, Социальная психология групп, Социальная психология личности, Методология социально-психологического тренинга; Тренинг общения, Методический тренинг; Практикум по дипломному проектированию; Научно-исследовательский семинар. | |
Алла Александровна Мельникова – заместитель заведующего кафедрой по научной работе, профессор, доктор культурологии, кандидат философских наук. Окончила философский факультет и факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов: социальная психология, психо-лингвистика, культурология, философия языка, этнология. Читаемые дисциплины: Социальная психология, Семьеведение, Этнопедагогика, Этнопсихология, Социология журналистики, Актуальные проблемы теории и практики современной психологии, Психология массовых коммуникаций. Автор более 90 научных статей и монографий «Язык и национальный характер: взаимосвязь структуры языка и ментальности», «Психология кросс-культурной адаптации» (соавтор Т.Л. Смолина). |
Ведущие преподаватели
Валентина Владимировна Горшкова – научный руководитель кафедры социальной психологии, профессор, доктор педагогических наук, действительный член Академии гуманитарных наук, награждена медалью К.Д.Ушинского за заслуги в области педагогических наук, удостоена звания "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации". Окончила аспирантуру и докторантуру РГПУ им. А.И.Герцена. Известный ученый, высококвалифицированный специалист в области философии образования, теории и методологии педагогической науки, социальной и педагогической психологии. Подготовила 35 кандидатов и 4 доктора наук. Автор более 450 научных публикаций в России и за рубежом (Германия, США, Чехия, Болгария и др.). Является членом редакционного совета научно рецензируемого журнала о проблемах и перспективах образования в России и за рубежом (Москва) «Педагогический журнал» и рецензируемого журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна»; постоянным автором публикаций в журналах ВАК МО и науки РФ: «Педагогика», «Человек и образование», «Современные проблемы науки и образования» и др. Возглавляемая профессором В.В. Горшковой научная (научно-педагогическая) школа включена в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга. Сфера научных интересов: философия образования, субъектная педагогика, андрагогика, онтология непрерывного образования в контексте культуры. Читаемые дисциплины: Педагогика высшей школы, Педагогическая психология, Основы социального образования, История педагогики, Методика преподавания психологии, авторские спецкурсы для магистрантов, аспирантов и специалистов социальной сферы и системы образования. | |
Алла Вадимовна Прялухина – профессор, доктор психологических наук, доцент. Окончила Мурманский государственный педагогический институт; Петрозаводский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный университет.
Автор более 100 научных публикаций, в том числе монографий в России и за рубежом (Германия, Чехия и др.). Является членом редакционного совета научно рецензируемого журнала о проблемах и перспективах психологии и образования в России и за рубежом (Казань) «Казанский педагогический журнал». В 2016-2018 гг. являлась руководителем проекта «Первичная психологическая профилактика употребления алкоголя у молодёжи Кольского Заполярья», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительством Мурманской области в рамках научного проекта № 17-16 – 51002.
| |
Евгения Павловна Тонконогая – профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ. Крупный специалист в области педагогики, образования взрослых, социальной геронтологии. Автор более 285 научных работ, из них 27 работ переведены на разные языки (немецкий, французский, английский, польский, вьетнамский и т.д.). Наиболее крупные работы: «Основы андрагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений», «Семья как объект социальной работы». Читаемые дисциплины: Педагогика, Социальная геронтология.
| |
Татьяна Анатольевна Адмакина – доцент, кандидат психологических наук. Окончила психолого-педагогический факультет Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по специальности «клиническая психология» (2007 г.). Сфера научных интересов: музыкальная психология, клиническая психология (психопатология и искусство, клинико-психологический анализ биографий выдающихся деятелей искусства), проблемы судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе, проблемы психологической диагностики. Читаемые дисциплины: Методологические основы психологии, Методологические проблемы в психологии, Актуальные проблемы теории и практики современной психологии, История психологии, Экспериментальная психология, Клиническая психология. В 2008 году выигран грант на поездку на Третью Международную конференцию по когнитивной науке (Москва, 20-25 июня 2008г.). Помимо психологических конференций – участие в конференциях философских («Дни Петербургской философии»), культурологических («Культурологический конгресс»), медицинских («Человек и его здоровье», «Актуальные проблемы военной психиатрии»), во Всероссийском археологическом съезде. Автор более 70 научных и учебно-методических работ. | |
Елена Алексеевна Бережная – доцент, выпускница Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (2010 г.). Сфера научных интересов: психодиагностика, психология искусства, психология художественного восприятия, танцевально-двигательная психотерапия, телесно-ориентированная психотерапия, современные художественные практики, этническая и кросс-культурная психология. Читаемые дисциплины: Интеллектуальный тренинг, Тренинг личностного роста, Общий психологический практикум, Психология личности, Психология труда, Психология конфликта, Психология художественного восприятия, Психология художественного творчества, Этническая и кросс-культурная психология, Психодиагностика, Социально-психологическая диагностика личности и группы, Статистические методы в психологии. Автор более 45 научных и учебно-методических публикаций. | |
Владимир Николаевич Мунгалов — доцент кафедры социальной психологии, кандидат психологических наук. В 1999 году завершил обучение на факультете психологии Иркутского государственного университета. Окончил аспирантуру в Байкальском университете экономики и права (г. Иркутск). Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проявление ментального пространства личности в восприятии экономических ролей» в декабре 2010 года в г. Томске по специальности 19.00.01 «Общая психология, история психологии, психология личности». Автор более 30 публикаций, включая монографию и 2 учебных пособия. Сфера научных интересов: идентичность человека, ментальное пространство человека, профессиональная идентичность студентов вуза, организационная психология, межкультурное и межконфессиональное взаимодействие, экономическая психология, психология семьи. Читаемые дисциплины: психология общения, психология культуры, основы психологии человека, социальная психология личности. | |
Марина Викторовна Овчаренко – доцент, кандидат психологических наук. Окончила факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета (2000 г.). Сфера научных интересов: психология детей и подростков, психотерапия семьи; психология людей с физическими и психическими нарушениями. Читаемые дисциплины: Психология рекламы, Психология девиантного поведения, Консультативная психология, Основы психотерапии; Клиническая психология. Автор более 25 публикаций.
| |
Владимир Алексеевич Писанко – доцент, кандидат педагогических наук. Окончил Киевский государственный университет им. Т.Г.Шевченко (1979г.) Автор более 100 публикаций, в том числе монографий. Сфера научных интересов: управление социальной работой в различных сферах жизнедеятельности, гуманизация досуга, развитие гражданского общества и социального партнёрства, проблема эмансипации социально уязвимых групп населения. Читаемые дисциплины: Теория и практика управления в социальной работе, Основы психокоррекционной работы с пожилыми, Педагогическая этика, Управление персоналом, Методика исследования в социальной работе.
| |
Татьяна Леонидовна Смолина – доцент, кандидат психологических наук. Окончила психолого-педагогический факультет Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (2001 г.), магистратуру факультета социальных наук Центрально-Европейского Университета (Варшава, Польша) по направлению «Культура и общество» (программа аккредитована Университетом Ланкастера, Великобритания). Сфера научных интересов: этническая и кросс-культурная психология, организационная психология, кросс-культурная адаптация, этническая идентичность, психология толерантности. Читаемые дисциплины: Организационная психология, Психология труда, Основы психологии человека, Психология девиантного поведения. Автор более 60 публикаций, в том числе монографии «Психология кросс-культурной адаптации» (соавтор А.А. Мельникова). | |
Анна Викторовна Ботикова – старший преподаватель. Выпускница Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (2008г.). Сфера научных интересов: психодиагностика, возрастная психология, зоопсихология, спортивная психология. Читаемые дисциплины: Психология рекламы, Введение в профессию, Сравнительная и зоопсихология, Психологическая помощь людям, переживающим стресс, кризис, острое горе. Автор более 15 научных публикаций. |
Контактная информация
192238, Россия,
Санкт-Петербург,
ул. Фучика, д. 15,
кабинет 401, 430
См. также
Подготовительные курсы — эффективная форма подготовки к поступлению в Университет.
Сфера деятельности выпускников направления подготовки «Психология»:
Бизнес:
- отделы по работе с персоналом коммерческих фирм;
- тренинговые центры;
- консалтинговые фирмы;
- агентства по подбору персонала;
- рекламные и РR-агентства.
Образование и наука:
- детские сады, школы и колледжи;
- высшие учебные заведения;
- государственные научные центры, исследовательские подразделения бизнес-структур и общественных организаций.
Государственная и муниципальная служба:
- отделы по работе с персоналом государственных организаций;
- подразделения государственной службы занятости;
- центры психологической поддержки, социальной адаптации и помощи;
- подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациациям, Министерства внутренних дел.
Сфера деятельности выпускников направления подготовки «Социальная работа»:
- общественный фонд поддержки президентских программ в Северо-Западном регионе РФ;
- государственные и негосударственные фонды социальной помощи, образовательные, культурно-досуговые и медицинские учреждения;
- региональные и муниципальные медико-психолого-педагогические центры;
- управления Пенсионного фонда;
- центры социального обслуживания населения;
- городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних;
Виды профессиональной деятельности:
- исследовательско-аналитическая и диагностическая;
- консультационно-правовая;
- социально-педагогическая;
- коррекционная социально-правовая и психолого-педагогическая;
- организационно-управленческая, педагогическая.
Новости кафедры
Основные дисциплины
Направление подготовки «Психология»
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
- История
- Философия
- Иностранный язык
- Культурология
- Правоведение
- Экономика
- Русский язык и культура речи
- История культуры Санкт-Петербурга
- Политология
- Социология
- Логика
- Риторика
- Философская антропология
- Религиоведение
- Профсоюзное движение
- Профессиональная этика
- Физическая культура
Математический и естественнонаучный цикл
- Анатомия центральной нервной системы
- Нейрофизиология
- Современные концепции естествознания
- Антропология
- Этнология
- Практикум по саморегуляции
- Безопасность жизнедеятельности
- Математическая статистика
- Математические методы в психологии
- Информационные технологии в психологии
Профессиональный цикл
- Введение в профессию
- Общая психология
- История психологии
- Методологические основы психологии
- Зоопсихология и сравнительная психология
- Психология личности
- Социальная психология
- Этнопсихология
- Психология труда, инженерная психология и эргономика
- Организационная психология
- Психология развития и возрастная психология
- Педагогическая психология
- Введение в клиническую психологию
- Основы нейропсихологии
- Основы патопсихологии
- Психофизиология
- Основы психогенетики
- Экспериментальная психология
- Основы консультативной психологии
- Специальная психология
- Общепсихологический практикум
- Психодиагностика
- Практикум по психодиагностике
- Дифференциальная психология
- Психология стресса
- Психология социальной работы
- Психология семьи
- Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
- Психология общения
- Практикум по психологическому исследованию
- Психология рекламы
- Экономическая психология
- Психология конфликта
- Методический тренинг
- Современные персонал-технологии
- Психология общностей
- Основы психотерапии
- Психологическая помощь людям, переживающим стресс, кризис, острое горе
- Политическая психология
- Психология девиантного поведения
- Тренинг личностного роста
- Практикум по профессиональному отбору и профессиональной диагностике
- Социально-психологический практикум
- Адаптационный тренинг
- Тренинг общения
- Психология и этика делового общения
- Основы делопроизводства
Направление подготовки «Социальная работа»
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
- История
- История культуры Санкт-Петербурга
- Философия
- Русский язык и культура речи
- Иностранный язык
- Психология
- Социология
- Введение в профессию
- Основы социального государства и гражданского общества
- Профсоюзное движение
Математический и естественнонаучный цикл
- Математика
- Информатика
- Современная научная картина мира
- Социальная экология
- Валеология
- Этнопсихология
- Социальная безопасность
- Основы консультирования в социальной работе
- Основы социальной политики
- Теория и практика социальных коммуникаций
- Информационные технологии в социальной сфере
- Информационные ресурсы Интернета
Профессиональный цикл
- Теория социальной работы
- История социальной работы
- Правовое обеспечение социальной работы
- Экономические основы социальной работы
- Современные теории социального благополучия
- Безопасность жизнедеятельности
- Технология социальной работы
- Конфликтология в социальной работе
- Методы исследования в социальной работе
- Управление в социальной работе
- Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг
- Социальная информатика
- Основы социальной медицины
- Этические основы социальной работы
- Социальная педагогика
- Культурология
- Основы социального образования
- Деонтология социальной работы
- Психология социальной работы
- Индивидуальное и семейное консультирование
- Управление персонала в системе социальных служб
- Социальное проектирование и моделирование в социальной работе
- Делопроизводство и документационное обеспечение в социальной работе
- Модель личности специалиста социальной работы
- Основные психотерапевтические техники и их соотношение с психосоциальными технологиями
- Психосоциальная помощь клиентам с посттравматическими стрессами, расстройствами и их семьями
- Технология психосоциальной работы с пожилыми и инвалидами
- Методы социально-психологической диагностики, используемые в психосоциальной работе
- Технологии индивидуально-групповой психосоциальной работы с различными категориями населения
- Психосоциальная работа с клиентами, страдающими зависимостью и созависимостью
- Профилактика девиантного поведения в психосоциальной работе
- Мастерство делового взаимодействия
- Законодательное и нормативно-правовое обеспечение в психосоциальной работе
- Психотерапевтические методы работы с семьей
- Теория креативности и социальная инноватика
- Игротехники и игротехнологии в психосоциальной работе
- Социально-психологическое сопровождение детей группы риска по социальному сиротству
- Инновационные психосоциальные технологии в социальной работе
Клубные объединения кафедры
Клубное объединение «Познай себя, и ты познаешь мир»
Руководитель – доцент кафедры социальной психологии Бережная Елена Алексеевна.
Цель клуба – создание психологического пространства для глубинного познания личности, психологического роста и развития студентов.
Задачи клуба:
- Популяризация психологических знаний.
- Знакомство с практической деятельностью психолога, методами и методиками исследования личности.
- Развитие умения рефлексировать.
- Формирование навыков эффективного общения, ассертивного поведения, саморегуляции личности.
Тематика клубных встреч:
- Мифы о психологии.
- Прикладные аспекты юридической, экономической психологии.
- Приемы арт-терапии в познании личности.
- Тренинг как метод групповой работы.
- Рационально-эмотивная терапия.
- Противостояние психологическому влиянию.
- Поведение в конфликте.
- Психология эмоций.
- Современные психологические практики.
- Психология лжи и др.
Для студентов посещение клубных заседаний – это возможность:
- Углубить и расширить свои знания по интересующим темам;
- Улучшить навыки практической работы;
- Подготовиться к выступлению на студенческой научной конференции;
- Участвовать в дискуссиях на актуальные психологические темы;
- Сформировать навыки эффективного общения, ассертивного поведения, саморегуляции личности и применять их в жизни.
Встречи проходят в формате дискуссионного общения, тренингов, круглых столов, психотерапевтических занятий.
Контактные данные: 380-20-55 (доб. 319) Бережная Елена Алексеевна.
Клубное объединение «Социальная работа как творчество»
Руководитель – доцент кафедры социальной психологии Созинова Мария Валерьевна
Цель клуба – приобщить студентов к основам научного творчества в области социальной работы, познакомить с интересным опытом практической деятельности в области социальной сферы.
Задачи клуба:
- Популяризация профессий в области социальной работы (специалист по социальной работе, специалист по работе с семьей).
- Знакомство с интересным опытом, практической деятельностью специалиста по социальной работе, инновационными методами и технологиями работы специалиста.
- Развитие умений выстраивать научное исследование в области социальной работы; отбирать методы исследования в соответствии с выбранной тематикой.
- Формирование навыков эффективного профессионального взаимодействия с практиками и исследователями в области социальной работы.
Тематика клубных встреч:
- Саморазвитие и совершенствование специалиста по социальной работе.
- Инновационные технологии в области социальной работы.
- Современное социальное проектирование: проблемы и перспективы.
- Методологические подходы к современному исследованию.
- Специалист по социальной работе: профессиональные трудности и перспективы профессионального роста.
- Проблема профессионального выгорания специалистов в области социальной работы.
- Современные исследования в области социальной работы и др.
Для студентов посещение клубных заседаний – это возможность:
- получить навыки исследовательской деятельности в области социальной работы;
- принять участие в разработке и реализации проектов в области социальной работы;
- получить опыт профессионального взаимодействия с практиками, специалистами в области социальной работы;
- освоить инновационный опыт деятельности специалистов в области социальной работы.
Встречи проходят в формате дискуссионного общения, круглых столов, с использованием элементов тренингового взаимодействия.
Контактные данные: 380-20-55 (доб. 319) Созинова Мария Валерьевна
Научная работа
Научная деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры социальной психологии ведется в рамках Комплексной научной программы «Гуманитарная культура как фактор преобразования России» (направления «Теория и методика профессионального образования», «Социальная психология»).
За период 2012 – 2018 гг. на кафедре опубликованы 8 монографий и учебных пособий, более 50 статей в журналах перечня ВАК, проведены 7 всероссийских научно-практических конференций с международным участием.
Научно-исследовательскую базу этой деятельности составляют:
– ведущая научно-педагогическая школа Санкт-Петербурга «Становление и развитие нового образования человека в пространстве современной социокультурной реальности» (руководитель – В.В. Горшкова, доктор педагогических наук, профессор);
– фонды Научной библиотеки им. Д.А. Гранина СПбГУП;
– доступ к базам данных Российской государственной библиотеки и другим электронным научно-образовательным ресурсам.
Статьи профессорско-преподавательского состава кафедры социальной психологии, опубликованные в рецензируемых периодических изданиях ВАК МО РФ в 2012-2018 гг.:
1. Горшкова В.В. Философско-теоретические ориентации современного педагога // Педагогика. – М., 2012. – № 8. – С. 71-79.
2. Горшкова В.В. Культура диалога как цель и ценность образования современного педагога // Педагогика. – М., 2012. – № 9. – С. 75-81.
3. Горшкова В.В. Субъектные стратегии развития современного педагога: философско-гуманитарный контекст // Человек и образование. – СПб., 2012. – № 3. – С. 30-34.
4. Горшкова В.В. Ценностный мир и субъектные стратегии в проекте "Педагогические диалоги" // Педагогический журнал. – 2012. - № 4. - С.18-38.
5. Горшкова В.В. Непрерывное образование как образ жизни и бытия человека // Непрерывное образование. – 2012. - № 2. С. 9-13.
6. Горшкова В.В. Феномен интерсубъектности в педагогическом сознании // Современные проблемы науки и образования. – 2012. - № 3. http://www.science-education.ru/109-9513
7. Мельникова А.А. Культуролого-лингвистический аспект образовательной стратегии // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2012. - № 11. С. 70-72.
8. Мельникова А.А., Парыгин Б.Д. Интегральная гуманитарная теория: концептуализация соединения психологии с культурологией, философией, социологией и лингвистикой // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – СПб., 2012. – Т.5. – № 2. – С. 5-14.
9. Мельникова А.А., Круглянская Л.Я. Архетипы лидера и глубинные основания культуры: лингво-культурологическое исследование // Общество. Среда. Развитие. – СПб., 2013. – № 1. – С. 194-197.
10. Созинова М.В. Факторы становления содержательного досуга в социокультурном пространстве современного города // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3; URL: www.science-education.ru/109-9485
11. Горшкова В.В. Влияние средств массовой информации на становление онтологического человека: философско-исторический дискурс // Научное мнение. – 2013. - № 10. С. 231-236. http://unipress.pro/catalog.php?pid=45&aid=899
12. Горшкова В.В., Дутова О.В., Скачкова Е.Б. Социокультурная адаптация субъекта в условиях изменяющегося российского общества // Современные проблемы науки и образования. – № 2014. – № 1. http://www.science-education.ru/115-12090
13. Мельникова А.А. Политика глобализации и глубинные основания культур // Политика и Общество. – М., 2013. – № 11. – С. 1340-1345. http://nbpublish.com/psmag/mag_contents_11_2013_26654.html.
14. Мельникова А.А. Основания культуры в языке: подходы к анализу // Общество. Среда. Развитие. – СПб. – 2013. – № 3. – С. 290-292.
15. Горшкова В.В. Онтология непрерывного образования человека в контексте становления нового типа социальности // Вестник Оренбургского университета. – 2014. - № 2. С. 73-79.
16. Горшкова В.В., Семухина Е.В. Философия непрерывного образования: интеллектуально-профессиональная элита в условиях модернизирующегося социума // Вестник Орловского государственного университета. – Орел, 2014. – № 5. – С. 101-104.
17. Горшкова В.В., Ковалева Н.Л. Агрессивное поведение и причины нарушения социальной адаптации воспитанников детских домов // Вестник Орловского государственного университета. – Орел, 2014. – № 5. – С. 97-100.
18. Горшкова В.В. Онтологизация непрерывного образования // Педагогика. – М., 2014. – № 8. – С. 53-57.
19. Горшкова В.В. Онтология образования в герменевтическом дискурсе // Вестник Орловского государственного университета. – Орел, 2014. – № 4. – С. 114-117.
20. Горшкова В.В., Мельникова А.А. Педагогический потенциал русского языка // Педагогика. – М., 2014. – № 10. – С. 35-39.
21. Мельникова А.А., Куц В.А. Педагогика русского языка и глубинные основания культуры (активизация традиционно-культурных форм в контексте цивилизационной динамики) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, - 2014. - № 4. Ч. 2. – С. 128-131.
22. Бережная Е.А. Психологические особенности восприятия тела актера в пластическом театре // Общество. Среда. Развитие. – СПб., 2014. – № 4. – С. 92-95.
23. Бережная Е.А. Восприятие тела актера в пластическом спектакле: философский аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. № 5. Ч. 1. – С. 30-32.
24. Бережная Е.А. Динамика телесных образов: проекция культуры в искусстве // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 2. – С. 195-204. http://www.hses-online.ru/2015/02/22.pdf.
25. Горшкова В.В. Отечественные философы и педагоги о прагматизме Дж. Дьюи // Педагогика. – М., 2015. - № 3. С. 57-66.
26. Горшкова В.В., Кочеток Н.Г. Предпосылки становления самосознания педагога-воспитателя в социокультурном пространстве образовательного учреждения // Вестник Орловского государственного университета. – Орел, 2015. – № 1. – С. 166-169.
27. Горшкова В.В., Лебедева С.С., Писанко В.А. Социально-педагогическая направленность российского образования в начале 20 века в контексте международных приоритетов // Вестник Орловского государственного университета. – 2015. - № 6. С. 78-81.
28. Горшкова В.В. Феноменологическое осмысление концепта компетентности в системе высшего профессионального образования России // Педагогический журнал. – 2015. - № 6. С. 147-162.
29. Горшкова В.В., Леванькова Н.А. Интеграция философско-антропологического и отнологического подходов в процессе социально-педагогического взаимодействия // Вестник Орловского государственного университета. – 2015. - № 6. С. 82-85.
30. Горшкова В.В. Опыт осмысления педагогического наследия А.С. Макаренко в контексте конфликтологической парадигмы // Педагогический журнал. – 2016 – Том 6. № 6А. – С.46-58.
31. Горшкова В.В. Осмысление современного медиапространства и новых форм социально-психологического насилия // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. - 2016. Т. 2. № 2. С. 125-129.
32. Горшкова В.В. Созидательный конфликт в концепции воспитания А.С. Макаренко // Научное мнение. – 2016. - № 13. – С. 46-49.
33. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций // Наука и школа. - 2016. – № 6. – С. 193-200.
34. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Историко-литературный музей как средство формирования основ патриотической культуры младших школьников // Проблемы современного образования. - 2016. – № 6. – С. 133-140.
35. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Исторические знания в музейном пространстве как базовая составляющая формирования патриотической культуры младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2016. – № 6. – С. 461.
36. Горшкова В.В., Кузнецова Ю.В., Писанко В.А. Воспитание отношения к мирной жизни в условиях современной медиареальности // Человек и образование. – 2016. № 4 (49). – С. 28-31.
37. Горшкова В.В., Петрова Е.А., Цветкова Н.А. Социально-психологические характеристики текущего, зеркального и желаемого имиджа преподавателя вуза // Ученые записки Российского государственного социального университета. – М.: изд-во РГСУ, 2017. – Том 16, – №1 (140). С. 50-61.
38. Горшкова В.В. СМИ как субъект и участник конфликтов в современном обществе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2 Искусствоведение. Филологические науки. – 2017. – №1. С.115-118.
39. Горшкова В.В. Роль электронных сетевых систем в организации научной и образовательной деятельности высшего учебного заведения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2017. – №3. С.82-85.
40. Горшкова В.В., Мельникова А.А., Тонконогая Е.П. Социальная топология и бизнес: конфликтологическое осмысление точек пересечения// Конфликтология. – 2017. №4. С. 177-189.
41. Горшкова В.В. Культура коммуникативной компетентности в пространстве диалога // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2017. – № 4. С. 79-81.
42. Горшкова В.В. СМИ как субъект и участник конфликтов в современном обществе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение.Филологические науки. –2017. – № 1. С. 115-119.
43. Горшкова В.В. Роль электронных сетевых систем в организации научной и образовательной деятельности высшего учебного заведения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2017. - № 3. С 82-85.
44. Горшкова В.В. Конанчук С.В. Проблемное поле современной эстетики: феномен синестезии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2017. - № 17 (266). С. 44-48.
45. Тонконогая Е.П., Лебедева С.С., Безух С.М. Совершенствование системы высшего образования инвалидов как социальной группы // Человек и образование. – 2017. – №4 (53). С. 99-105.
46. Горшкова В.В., Мельникова А.А., Тонконогая Е.П. Социальная топология и бизнес: конфликтологическое осмысление точек пересечения // Конфликтология. – 2017. - № 4 (12). – С. 177-189.
47. Мельникова А.А. Терроризм и масс-медиа: деструктивность взаимопересечения // Конфликтология. – 2017. - № 3 (12). С. 252-263.
48. Горшкова В.В., Писанко В.А. Непрерывное образование в условиях новой социальной реальности // Человек и образование. – 2017. - № 4 (53). С. 4-10.
49. Горшкова В.В., Ускова С.А. Концептуальные признаки компетентности субъекта образования в условиях социальной неопределенности // Человек и образование. – 2018. - № 2 (55). С. 4-10.
50. Горшкова В.В., Мельникова А.А. Современное российское общество как пространство конфликта // Конфликтология. – 2018. – Том 13. № 2. С. 81-93.
51. Короткина Т. И., Мельникова А.А. Социальная напряженность: феномен и опыт диагностики на предприятии // Конфликтология. – 2018. – Том 13, №1 . С. 150-168.
52. Мельникова А.А., Смолина Т.Л. How Russians View Themselves: a Psychological Study of National Auto-stereotypes // Psychology and Psychotechnics. – 2018. - № 4. С.15-22.
Монографии и учебные пособия профессорско-преподавательского состава кафедры социальной психологии:
1. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека. – СПб.: СПбГУП, 2009. – 192 с.
2. Мир конфликта: субъект и реальность (коллективная монография) / под ред. В.В. Горшковой. – СПб.: СПбГУП, 2014. – 288 с.
3. Мир конфликта: субъект и реальность (коллективная монография) / под ред. В.В. Горшковой (переиздание). – СПб.: СПбГУП, 2015. – 328 с.
4. Современное семьеведение / В.В. Горшкова, О.В. Афанасьева. - СПб.: СПбГУП, 2012. – 220 с.
5. Макаренко А.С. – идеолог и мастер созидательного конфликта. Опыт научного осмысления педагогического наследия / под ред. В.В. Горшковой. – СПб.: СПбГУП, 2016. – 372 с.
6. Горшкова В.В. Непрерывное образование как способ бытия человека: монография / В.В. Горшкова. – СПб.: Астерион, 2016. – 288 с.
7. Мельникова А.А., Смолина Т.Л. Психология кросс-культурной адаптации. – СПб.: Скифия. – 2017. – 304 с.
8. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учебное пособие / под. Общ. Ред. Т.И. Короткиной. СПб.: СПбГУП, 2016. – 116 с.