Что говорят студенты и преподаватели после лекции А. С. Запесоцкого «Философия и практика современных российских реформ. Куда идет Россия?», прочитанной 11 апреля 2014 года

makarkina.jpgМаргарита МАКАРКИНА, 3 курс, факультет культуры, будущий журналист:

- Для меня всегда каждая лекция, которую читает ректор, это нечто новое, всегда очень интересные мысли. И, самое главное, - это понимание каких-то очень глубоких проблем, ведь не во всем можно разобраться самому, не до всего можно дойти. Столь авторитетное мнение, как мнение нашего ректора, конечно же, важно и ценно для меня. Сегодня, я думаю, самая главная мысль, которая прозвучала в его лекции - это то, что наше общество должно найти золотую середину между общественным и личностным. Эта мысль мне очень пришлась по душе, я отложила ее для себя в копилку. Я не могу сказать, что я об этом никогда прежде не задумывалась, но так точно сформулировать, как Александр Сергеевич, – не могла.

trebuhova.jpgАнастасия ТРЕБУХОВА, 2 курс, экономический факультет:

- Я могла бы согласиться с точкой зрения Александра Сергеевича по очень многим вопросам. Мне очень было интересно получить ответ на свой вопрос, возможен ли синтез людей техногенного и традиционного типа? Я думаю дальше развиваться в этой сфере. Теперь для меня задан вектор размышлений, завтра, наверное, схожу в библиотеку, попрошу, чтобы меня проконсультировали, возьму какие-то книжки.

Я приехала из Казахстана, и там в нашей среде действительно не было таких разговоров – куда ты сходил, в какой музей, какую книгу прочитал. А приехав сюда и начав учиться университете, поверьте, началась у меня совсем другая жизнь. Среди наших студентов очень много разговоров о том, куда пойти, как провести время с толком, с пользой. Мы много делимся друг с другом, какой фильм посмотреть, знаете, не просто такой, развлекательный, а который бы заставил поразмышлять. Мы духовно развиваемся, мы не стоим на месте.

Мы не должны просто надеяться неизвестно на что и ждать манны с небес. С каждым шагом, с каждым маленьким шагом мы должны строить систему российского общества, которое будем основываться на нас, на молодежи. И те люди, которые сейчас стараются духовно самосовершенствоваться, на них и будет построена будущая Россия.

kaisarov.jpgЕвгений Александрович КАЙСАРОВ, заместитель заведующего кафедрой философии и культурологи:

- Александр Сергеевич проявил оптимизм, сказав о том, что он верит в гуманизм, в совесть, в роль и значение культуры. Несмотря на сложную ситуацию, которая сейчас существует в экономике, в политике и на внешней арене, все-таки жива вера в человека.

Лично я не совсем разделяю оптимизм Александра Сергеевича. Потому что считаю, что в том состоянии, в которое сегодня погрузилось общество, господствует хам. Я помню ту страну, Советский Союз, когда на самом деле существовали понятия чести, совести, достоинства. Несмотря на то, что о хаме рассуждал еще профессор Преображенский в «Собачьем сердце» Михаила Булгакова, думаю, в те годы, когда я формировался как личность в советской школе, в советском университете (в Казани), тогда еще понятие чести, достоинства, слова, которое ты даешь, жило и высоко ценилось. Все-таки в советские времена на каком-то этапе эти понятия были живы. Но по большому счету я все-таки могу разделить точку зрения Александра Сергеевича, что духовность и интеллект возобладают, иначе просто человечество не выживет.

holnova.jpgЕлена Георгиевна ХОЛЬНОВА, заведующая кафедрой экономики и управления:

– Я, слушая сегодня Александра Сергеевича, осознала, насколько хорошо жила наша молодежь в наше время. Все, о чем он говорил, тот период 90-х годов, он как раз и показал сущность нашей российской нации. Раньше в нас превалировали честность, открытость и действительно желание общаться с интересными людьми, а не с теми, кто побогаче и повлиятельнее. То есть такие мысли никогда не возникали у нас. Мы разговаривали с людьми о тех событиях, которые волновали нас и между нами существовали честные, прямые отношения. Действительно были времена, особенно переходные, когда существовала талонная система. И тот период тоже сейчас вспоминаешь и думаешь, что наши дети должны жить, естественно, лучше. Но это одна сторона медали. Другая сторона – я на своем ребенке это хорошо ощущаю, - что вот этой теплоты, желания создать вокруг себя какую-то ауру семьи, опоры, надежности у нашей молодежи пропало. Потому что в основе уже не человеческие отношения, а денежные, завязанные на возможностях: куда-то поехать, на чем-то дорогом приехать, пойти в дорогой ресторан, обсудить, кто там был и в чем был одет. То есть нет разговора о том, какую книжку прочитал твой друг или подруга. Я недавно спросила: «Ребята, вы когда в последний раз были в музее и в каком?» В зале воцарилось молчание.

kuchin.jpgПавел КУЧИН, 2 курс, юридический факультет:

- Я два года здесь обучаюсь и смотрю, что есть совсем разные категории студентов. И вижу, что количество тех, кто посещает выставки и театры, как раз возрастает. В Петербурге много вузов, но мне кажется, в нашем университете особенно много обращается внимания на духовную жизнь студентов.

gladisheva.jpgЮлия ГЛАДЫШЕВА, 2 курс, факультет культуры:

- Я бы хотела обратить внимание не только на духовность современной молодежи, но и на душевность тоже. Тут сказано было о том, что современная молодежь не ищет теплоты, не хотят семейных ценностей. Это не так. Даже в дружбе, не только в любовных чувственных отношениях моих сверстников, это проявляется. Одногруппники дружат, не потому что у кого-то много денег, или какое-то положение кто-то занимает, а потому, что они хорошие люди. Я не согласна с тем, что деньги – самое важное в человеческих отношениях.

Когда я училась в школе, мне хотелось все отрицать, я была такой нигилисткой. Когда я пришла в университет, то просто осознала, насколько это глупо. Сейчас я повзрослела, и на это сильно повлиял Александр Сергеевич. Мы учимся мыслить – это самая главная цель высшего образования. Здесь, в этом университете, она выполняется. Информация, которая к нам поступает, не просто слепо заглатывается, а мы учимся ее анализировать и делать свои выводы. Хотя в целом нынешняя система образования - и школьная и вузовская – не способствует этому.

egorova.jpgОльга ЕГОРОВА,2 курс, факультет искусств:

- Первая часть выступления ректора меня задела, потому что многие вопросы меня периодически мучили. Книги, которые я периодически читала – Оруэлла, Хаксли, о которых упоминал Александр Сергеевич, - будоражили во мне вопросы: почему люди сегодня не имеют своего мнения? Большинство не имеют, я даже сейчас больше говорю о поколении взрослых людей. Как же они подвержены влиянию чужого мнения, какой-то непроверенной информации, рекламы! И куда сегодня идет страна – я ответа не вижу. Очень рада, что сегодня кое-что прояснила для себя. И рада, что учусь в университете, в котором и ректор, и преподаватели задаются этими же вопросами - и не просто на обывательском уровне, а на профессиональном. У Александра Сергеевича есть мысли на этот счет, и я уверена, что наша страна найдет способ, как изменить ситуацию, и люди начнут думать. Но это случится только в том случае, если произойдет какое-то масштабное социальное, не политическое, событие, которое заставит людей задуматься, опираясь на собственные размышления и анализ.

sahno.jpgОлег САХНО, 3 курс, факультет конфликтологии:

- Думаю, что сегодня мы слушали не лекцию - это было приглашение к диалогу, это была встреча, обмен мнениями. Конечно, разговор был достаточно односторонний: Александр Сергеевич ставил перед нами вопросы, а мы сами должны были давать ответы. Я считаю, это самая главная функция преподавателя. Главное, поднять интерес к проблеме, к теме. Каждый сейчас, пойдя домой, задумается, о чем мы тут говорили, будет обсуждать эти темы с коллегами, с друзьями. Вопросы ректор затронул философские. И не обязательно соглашаться с его выводами и прогнозами – мнения на этот счет, куда идет Россия, могут быть совершенно разными. Я вот думаю, молодежи достаточно глупо было сегодня уезжать из страны. Да и Александр Сергеевич это подтвердил, - потому что будущее, я абсолютно уверен, за молодежью. На кого надеяться обществу, как не на молодежь? А уехать, все бросить здесь – нерешенные проблемы, задачи, чтобы все тут погибло и не возродилось к жизни - зачем? Россия только начала свой новый виток развития. 20 лет назад разрушилась вся система, все ценности, которые у нас были, развалились экономика, политический строй. Но 20 лет по меркам истории - это так мало! И сегодня мы постепенно с помощью Владимира Путина, правительства, нас же самих развиваемся, постепенно приходим в будущую новую Россию. И как отметил Александр Сергеевич, надеемся, что лет через 20, будем жить уже в новой стране, будем воспитывать новое поколение, с уже новыми ценностями и у нас все будет в порядке. Не надо пенять на историю, на прошлое – надо благодарно принимать все обстоятельства жизни и смело смотреть в будущее.

Наш университет часто позиционирует себя как модель общества, Александр Сергеевич очень часто говорит о том, чтобы мы правильно научились общаться между собой, в правильном русле конфликтовать, улаживать споры, направлять деятельность и развиваться как в умственном, интеллектуальном, культурном отношении, так и в спортивном, физическом. Нас учат здесь тому, как адаптироваться в обществе, в реальной жизни.

alekseenko.jpgИлона АЛЕКСЕЕНКО, 3 курс, факультет конфликтологии:

- Мне кажется, молодежь уже готова к этой роли. Я недавно проводила для статьи опрос. Молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет отвечали на различные вопросы: какие ценности, какие приоритеты существуют у них сегодня? Практически все отмечали, что для них важны справедливость, добро, семья, нравственное совершенствование. Но когда я спрашивала об общем положении дел, то все респонденты говорили, что в обществе упадок, страна на краю гибели. Так почему ориентиры правильные, а в нас живет неверие в то, что что-то стронется в лучшую сторону? Я уверена, что у нашей страны, как и у нашей молодежи, есть мощный потенциал, который надо правильно реализовывать. Думаю, в рамках нашего университета нам закладывают очень правильные мысли и очень правильные вопросы задают, над которыми нужно задумываться.