21 июля. «К победе привели целеустремленность и трудолюбие»: победители Международного конкурса работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность» о своих первых исследовательских работах.

Наша редакция продолжает знакомить читателей с победителями Международного конкурса творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность». Более 400 участников из 50 регионов России и стран СНГ с октября 2019 года по март 2020 года представляли в Оргкомитет конкурса свои мультимедийные и текстовые проекты. В мае жюри подвело итоги интеллектуального состязания и назвало победителей и лауреатов. Сегодня авторы лучших текстовых работ делятся с нами планами на будущее, вспоминают месяцы подготовки к конкурсу и рассуждают о глобальных человеческих ценностях.

Оказалось, что для многих старшеклассников создание конкурсного проекта стало непростым испытанием. Исследовательская работа требует от ученого терпения, трудолюбия, целеустремленности, собранности, системности мышления, а также умения анализировать большие объемы информации. Это тот случай, когда гуманитарная наука апеллирует к методам и подходам, больше свойственным естественным или точным дисциплинам, и задача «поверки гармонии алгеброй» перестает быть чем-то фантастически далеким. Многие ребята до недавнего времени не имели дела с серьезным научным анализом, поэтому им приходилось осваивать исследовательские навыки и прокачивать соответствующие soft-skills прямо в процессе работы. И здесь большую роль сыграли научные руководители и кураторы старшеклассников: помощь взрослых наставников, по общему мнению ребят, оказалась «неоценимой».

В этом году перед конкурсным жюри стояла непростая задача: старшеклассники создали очень много достойных проектов, которые остались буквально «в шаге» от финала. Среди них особенно выделяется проект Евгении Марченко из средней общеобразовательной школы № 474 Выборгского района Санкт-Петербурга. Евгения регулярно участвует в различных конкурсах и олимпиадах, увлекается чтением и ведет свою группу в соцсетях, посвященную Санкт-Петербургу. Евгения мечтает учиться в СПбГУП на кафедре журналистики. На университетский конкурс она представила проект на тему «Память - основа совести и нравственности».

- Чем Вас привлек конкурс СПбГУП?

- Международный конкурс очень меня заинтересовал именно Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Мне захотелось изучить его труды и понять, каким он был человеком. Его личность привлекла меня его откровениями и раздумьями, нравственными уроками, которые они преподносят. Особенно меня заинтересовали темы памяти, совести, нравственности, чести и порядочности. Как только я узнала о конкурсе, то я сразу же прочла биографию Дмитрия Сергеевича и некоторые труды. А после того, как побывала на дне открытых дверей в Санкт-Петербургском университете профсоюзов, стала изучать наследие великого современника более углублённо.

- Работа над проектом заняла много времени? Что оказалось сложнее всего?

- Я писала работу на протяжении месяца, это было не трудно, потому что мне это нравилось. Сложно было найти материалы к исходной цитате: «Память - основа совести и нравственности». Мне очень помогла заведующая «Парголовской» библиотекой Ирина Яковлевна Лукманова. И, конечно, надо было совмещать работу над проектом со школьными занятиями. Здесь задача решилась с помощью правильного планирования времени.

Третье место в конкурсе текстовых творческих работ старшеклассников заняло исследование выпускницы гимназии № 272 Санкт-Петербурга Софии Ковтуненко «В правде нет страха. Правда и страх несовместимы…». Что такое прожить жизнь с достоинством? Какими качествами должен обладать по-настоящему интеллигентный человек? К чему приводит ложь и есть ли ситуации, в которых она оправданна? Для того чтобы ответить на эти и многие другие столь же важные и глубокие вопросы, София в течение нескольких месяцев изучала труды Д.С. Лихачева, воспоминания современников о великом академике, а также размышления выдающихся ученых эпохи Просвещения. Все это время Софии очень помогала научный руководитель, ее бабушка Галина Ильинична Санина, бывший преподаватель Ухтинского государственного технического университета.

- Ложь – это очень сложное явление, и в нашем обществе сложилось двоякое к ней отношение. С одной стороны, «только то хорошо, что честно», а с другой – «иная ложь во спасение». Как быть?

- Ложь, к сожалению, стала неотъемлемым атрибутом современного человека. Мы сталкиваемся в ней везде - в быту, в интерпретации исторических событий и современных фактов, в СМИ, в науке. Это актуальная проблема для XXI века, лжи вокруг становится все больше, и любой здравомыслящий и интеллигентный человек должен задуматься над этой проблемой и выработать свои моральные принципы. Мотивы у всех разные, но ложь всегда остается ложью. Обман больно ранит человека, уменьшает его веру в ближних, в правду, в справедливость. Дмитрий Сергеевич Лихачев не выносил лжи ни в каком ее виде, моя семья живет по этим же принципам, и я их целиком и полностью разделяю. Ложь неприемлема.

- Трудно ли было писать работу?

- Особых проблем не возникло, правда, исследование заняло много времени, несколько месяцев. Самым сложным оказалось правильно оформить проект, но здесь мне очень помог мой куратор.

- Как оцениваете свое выступление на конкурсе?

- У меня смешанные чувства. С одной стороны, я победила среди стольких людей, а с другой – мои коллеги, занявшие второе и первое места, оказались еще лучше. В этот раз мне, наверное, не хватило собранности. Так что мне есть куда расти и совершенствоваться.

Анастасия Автухова, одиннадцатиклассница из средней общеобразовательной школы № 12 Выборга, стала еще одним лауреатом творческого конкурса старшеклассников. Ее работа «Литература служит нам проводником» заняла третье место в номинации «Лучший текстовый проект». Анастасия – писатель по призванию, она несколько лет создает художественные рассказы и сейчас работает над своей первой книгой. Анастасия много читает, как классическую литературу, так и современную. Ее любимые произведения «Евгений Онегин» Пушкина, «Преступление и наказание» Достоевского, «Горе от ума» Грибоедова, «Ведьмак» Анджея Сапковского, антиутопия «1984» Джорджа Оруэлла. И, конечно, нестареющий «Гарри Поттер».

- Анастасия, Вы – писатель, наверное, часто участвуете в подобных творческих конкурсах?

- В основном я участвую в школьных олимпиадах или конкурсах рассказов. Подобные объемные научные работы я ранее не писала, потому поняла, что участие в этом конкурсе послужит мне хорошим опытом.

- Литературная тема Вам близка. Наверное, работа над проектом шла легко?

- Действительно, работу я написала менее чем за месяц. Это было не сложно, так как тема меня действительно заинтересовала. Я сама люблю читать и ясно вижу все достоинства и чтения, и литературы. Так что мне не приходится долго размышлять, мысли сами приходили одна за другой. Поэтому и с трудностями я особо не сталкивалась, лишь пару раз вносила правки в работу, когда давала почитать ее друзьям.

- Что же литература дает человеку? Почему надо читать?

- Литературное чтение делает человека грамотным, улучшает качество его речи и расширяет кругозор. Она знакомит с разными культурами и эпохами, бытом людей разных времен и народов, что тоже полезно. А вообще литература это область искусства, помогающая человеку духовно развиваться и воспитывающая в нем любовь к красоте.

Звание «Лучшей текстовой работы» получил проект «Профессия или призвание – что определяет наш путь?» Его автор, Екатерина Сухорукова, в этом году закончила Родниковскую среднюю общеобразовательную школу № 32 Раменского района Московской области и планирует поступать в СПбГУП на специальность «журналистика». В будущем Екатерина видит себя специалистом, работающим в этой сфере: информационщиком, редактором или тележурналистом, а вот вертикальная карьера ей пока не интересна. Екатерина – активный и творческий человек, ей нравится читать книги, следить за театральными постановками, пересматривать старые советские фильмы. Большое место в жизни Екатерины занимают природа и особенно музыка: она вдохновляет, придаёт сил и поднимает настроение.

- Литература – Ваше единственное серьезное увлечение?

- С раннего детства, с трёх лет, я танцую, занималась бальными танцами, народной и современной хореографией. В 2019 году я закончила обучение в Образцовой студии современной хореографии «СЭТ» и получила диплом о дополнительном предпрофессиональном образовании. Мечта детства сбылась я танцевала на пуантах, словно балерина. Но продолжать танцевальную карьеру я не решилась. У танцовщиков слишком короток профессиональный век, а после можно идти только преподавать или руководить студией.

- Тема профессиональной реализации, призвания Вам близка?

- Да, как и большинству старшеклассников. Мы стоим перед выбором своего жизненного пути, и каждому нелегко сделать шаг в будущее. Моя конкурсная работа как раз о призвании, о служении профессии. Я размышляла над тем, что определяет наш путь: профессия или призвание. Несомненно, найти своё призвание в жизни и следовать ему это великое счастье, но и при целеустремлённости и трудолюбии можно стать отличным профессионалом.

- Вы часто участвуете в подобных конкурсах, нужны ли они старшеклассникам?

- В международном конкурсе такого формата я участвовала впервые. Поэтому трудно было решиться на написание работы. Были сомнения: а стоит ли начинать? А когда с выбором темы я определилась, дальше главным было уложиться в формат проектной работы, правильно оформить, отредактировать текст, грамотно сформулировать мысли. Оказалось, подобный конкурс это реальный шанс поступить на бюджет или претендовать на скидки при обучении в СПбГУП!  

Дата публикации новости:
Автор: