Июнь 2014 г.

Ольга Юхнина

Ольга Юхнина: «Учеба и работа в Университете – это постоянное общение с удивительными людьми»

Ольга Юхнина — заведующая кафедрой искусствоведения СПбГУП, кандидат искусствоведения, доцент, выпускница 1997 года факультета искусств, специальность «Искусствоведение».

Прошло 17 лет, как Вы закончили вуз. Чем можете похвалиться? Довольны тем, как движется карьера?

Сразу после окончания Университета я поступила в аспирантуру по своей специальности, окончила ее и защитила кандидатскую диссертацию. Все эти годы я работала и продолжаю работать в должности доцента на кафедре философии и культурологии. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что тот ритм, который был задан еще в студенческие годы, я старалась сохранить и в дальнейшем. Не ограничиваясь преподавательской работой, всегда активно участвовала в жизни Университета: как в студенческой (много лет занималась организационными вопросами работы студенческого научного общества на факультет культуры) так и научной. Была заместителем заведующего кафедрой философии и культурологии по научной работе.

Что Вам дал Университет и чего не дал, а нужно было бы? За что ценит работодатель, деловые партнеры?

- Университет дает нам прежде всего фундамент, основу основ. А вот что мы построим в дальнейшем, зависит от нас. Конечно, будучи студентами, нам казалось, что не хватает времени на профессиональные интересы (выставки, галереи, спектакли, фестивальные фильмы), мы все хотели смотреть, обсуждать, нам просто не хватало времени. На первом курсе мы думали, что слишком загружены дисциплинами общего гуманитарного блока, что мы уже не школьники, и стопроцентная посещаемость занятий в какой-то степени — ограничение нашей свободы. Скоро все привыкли, и прежде всего организовывать себя, своё время, не откладывать на ближайшее будущее, не копить «хвосты». Мне это мне очень помогло. Я заканчивала Университет уже будучи мамой и академического отпуска не брала. Уверена, что воспитанное Университетом отношение к работе, требовательность к себе видят и ценят мои коллеги. Сейчас я понимаю, что Университет дает именно фундаментальное образование, формирует наше мировосприятие, определяет наше профессиональное будущее.

Как изменились взгляды на жизнь после получения диплома? Были ли запоминающиеся эпизоды в вузовской и послевузовской жизни, существенно поменявшие Ваше миропонимание?

Отвечая на вопрос о вузовской и послевузовской жизни, невольно улыбнулась. Почему? Собственно говоря, послевузовской профессиональной жизни у меня не было. Я в Университете с 1992 года, когда поступила на первый курс. Взгляды на жизнь менялись и на протяжении студенческих лет. И учеба, а в дальнейшем и работа в Университете – это постоянное общение с удивительными людьми – яркими, талантливыми, состоявшимися в профессии. На кафедре культурологии моими учителями были Моисей Самойлович Каган, Светлана Николаевна Иконникова, Юрий Матвеевич Шор. Запоминаются ведь не только блестящие лекции и научные дискуссии, а, конечно, удивительная возможность неформального общения. Это разговоры о жизни, о взглядах на мир или воспитание детей.

Можете ли сравнить свое образование с тем, что дают другие вузы Вашим сверстникам?

Безусловно, общаясь с коллегами из других вузов, мы анализируем то, что происходит во внутренней жизни наших учебных заведений: и учебный процесс, и студенческую жизнь, и научную активность. Сегодня Университет дает все возможности студенту не только поступить на первый курс бакалавриата, но и продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре, защитить диссертацию. А дальше все зависит от самого человека, насколько он готов использовать предоставленные возможности.

Если бы после школы можно было начать учебу в вузе заново, пришли бы в СПбГУП? Что изменили бы?

Полагаю, что 22 года в Университете в какой-то степени и есть мой ответ. Может на первом курсе такие мысли и могли возникнуть, но у меня есть замечательная возможность сравнивать, каким был Университет в 1992 году и как он изменится за эти годы. Когда я, будучи молодым преподавателем, проводила свои первые семинарские занятия, то пользовалась в лучшем случае слайдами и проектором, а иногда показывала иллюстрации из книг. Других возможностей не было. Сейчас мои занятия для студентов проходят в специализированных аудиториях, с показом презентаций. Такие возможности, какие дает Университет сейчас и для студента и для преподавателя есть далеко не везде.

Что больше всего врезалось в память из студенческой жизни? О чем детям расскажете? Кого из преподавателей, сотрудников СПбГУП вспоминаете теперь? Благодарны ли кому-то и за что?

Студенческая жизнь – очень яркая страница моей биографии. До сих пор вспоминаю своих преподавателей и наши занятия. Владимира Абрамовича Гуревича – заведующего кафедрой и лекции по русской музыке. Оксему Федоровну Петрову и наши встречи в залах Русского музея, в лектории Инженерного замка. Для нас это был удивительный мир искусства, к которому мы прикасались в пространстве музеев. Елена Петровна Островская, открывшая нам загадочный мир культуры и искусства Индии. Марина Евгеньевна Кравцова – одна из ведущих специалистов России в области истории культуры, литературы и искусства Китая. Это были не просто лекции, которые студент прослушал, законспектировал и идет на следующую лекцию. После таких занятий мы бежали в библиотеку (тогда книг в электронном варианте не было), ходили смотреть произведения искусства, делали доклады. Я и сейчас помню как нас, еще почти ничего не знающих студентов поддерживали наши преподаватели, отвечали на наши бесконечные вопросы, хвалили нас. Как это важно! Именно так и воспитывается интерес к профессии.

А лекции по русскому театру Эмиля Яковлевича Яснеца забыть невозможно. Сегодня на кафедре искусствоведения мои учителя – Дженни Николаевна Катышева, Евгений Владимирович Герцман, Виктор Борисович Тризно стали и моими коллегами.

Планы на будущее. Чего достичь хотите?

Двигаться дальше, прежде всего в науке.

Что пожелали бы первокурсникам СПбГУП?

Интересных студенческих лет. Они будут именно такими, когда Вы будете много работать и много требовать, прежде всего от себя. Не просто проводить время в Университете в общении с однокурсниками, а как в копилку вкладывать в себя. С первых учебных дней понять, что университетская жизнь дает огромные возможности – получение блестящих знаний в профессии, встречи с интересными людьми, возможность пробовать себя в науке. Это надо использовать максимально. Конечно, хочу пожелать будущим студентам, живя в таком удивительном городе, как Санкт-Петербург, используйте это максимально. Слушайте, смотрите, думайте, анализируйте. Это Вам точно в жизни пригодится.


Другие выпускники по специальности/направлению «Искусствоведение»:

  • Ольга Юхнина
    Ольга Юхнина выпуск 1997 г. — заведующая кафедрой искусствоведения СПбГУП, кандидат искусствоведения, доцент
  • Людмила Цвинкау выпуск 1998 г. — художник (псевдоним Мила Арбузова), член IFA («Творческий союз художников»), куратор проекта «BIOWOMAN» (Санкт-Петербург)
  • Наталья Елинер выпуск 2001 г. — эксперт-искусствовед Центра оценки и консалтинга Санкт-Петербурга
  • Анна Борисова выпуск 2002 г. — доцент кафедры философии и культурологии СПбГУП, кандидат искусствоведения
  • Юлия Красильникова выпуск 2005 г. — генеральный директор концертного агентства «Krasilnikova Agency», букинг-агент
  • Елена Прилашкевич выпуск 2006 г. — редактор интернет-телеканала «Искусство ТВ»
  • Евгения Чумакова выпуск 2006 г. — сотрудник петербургского филиала подразделения «Газпрома»
  • Ольга Сивель выпуск 2010 г. — координатор программ международной бьеннале современного искусства «Манифеста-2014»
  • Анна Гурьянова выпуск 2012 г. — сотрудник научно-просветительского отдела Государственного Эрмитажа (г. Санкт-Петербург)
  • Мария Митина выпуск 2012 г. — сотрудник научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа
  • Мария Осипова выпуск 2012 г. — экскурсовод Музея Фаберже
  • Ирина Булычева выпуск 2019 г. — главный специалист по работе с молодежью Гатчинского Дворца Молодежи